Опыт работы с учебником в условиях реализации ФГОС НОО.
статья на тему

Опыт работы учителя начальных классов с учебниками в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы с учебником в условиях реализации ФГОС НОО. Тихомирова Л.Н.

Стремительно изменяющаяся окружающая действительность требует  оперативных изменений и в системе образования. В условиях реализации новых стандартов второго поколения  полностью изменяется  построение урока в начальных классах: обучающиеся, с самых первых дней в школе, получают возможность самостоятельно находить проблемы, ставить цели и задачи по преодолению найденных проблем, таким образом,  становясь активными участниками образовательного процесса.

В стандарте второго поколения очень большое внимание уделяется умению работать с текстом, так как это – одна из основ успешного обучения.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении  начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

В соответствии с этими требованиями  значительно изменились содержание УМК и принципы работы с учебниками.

Наша гимназия работает по УМК образовательных  систем «Школа 2100», «Начальная школа XXI века»,  с элементами открытой образовательной системы «Школа 2000…».

 Мой четвёртый класс занимается по программе «Школа 2100».  Всем практикующим педагогам знаком УМК этой образовательной системы, в которой, после перехода на ФГОС, задания разгруппированы по принципу формируемых УУД, а также в соответствии с построением урока проблемного обучения.  В помощь детям и педагогам для облегчения ориентирования в учебниках разработана система специальных условных знаков, шрифтов и цветовых обозначений. Всё это активно используется  на уроках,  несомненно,  повышая их качество.

В УМК  ОС «Школа 2100» созданы условия для применения стратегии смыслового чтения. Это  задания в учебниках и рабочих тетрадях,  выполняя которые обучающиеся приобретают навыки работы с учебным текстом.

Например:

Прием «Задай вопрос»

Целью которого является формирование  умения самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Это может быть  учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок.  Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это  осмысление текста, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

3. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

«Тонкие” вопросы

»Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Предположите, что будет, если ...?

5. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания:

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

6. Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

7. Приём«Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

8. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

 Подобные задания включены в учебники и рабочие тетради по всем предметам.

Но,  для  большей продуктивности обучения,  каждому педагогу необходимо постоянно продумывать свою собственную систему  работы с учебником, синтезируя в ней как хорошо известные технологии и приёмы обучения, так и  методические подходы, основанные на личном практическом опыте.

Одним из примеров подобной   системы работы с учебниками может стать мой личный опыт, который может оказаться полезным моим коллегам.  

Современные дети, которые, к сожалению, не все увлекаются чтением, имеют, зачастую, достаточно ограниченный словарный запас. В практике моей работы от детей можно было услышать следующие вопросы:

- А что такое осина?

Или ребёнок никак не может представить, как два автомобиля могут сближаться с разной скоростью.

В подобных ситуациях понимаешь, что применение современных методик не актуально, пока дети не могут связать некое понятие с жизнью, понять, прочувствовать значение непонятных слов.

Для решения подобных проблем я стараюсь использовать практические методы обучения, которые связывают теоретический материал из учебника с различными ситуациями из жизни.

Если ребёнок, читая учебник, не понимает, о чём идёт речь, то мы  вместе  стараемся отрабатывать данное понятие. У нас в гимназии проводятся утренние сборы, на которых можно обсудить дела класса, провести небольшое тематическое занятие или разобрать назревшую проблему.

На утренних сборах мы усаживаемся в конце класса в кружок и имеем возможность на практике показать при помощи театрализации, как автомобили движутся друг  другу навстречу с различными скоростями движения. При этом дети исполняют роли автомобилей, и ситуация, непонятная в теории, становится уже частью жизненного опыта ребёнка, на который он может опираться.

Если ребёнок не понимает значение слова, как это было в случае с осиной, то он на уроке получает задание поработать с толковым словарём, а потом, через несколько дней, к утреннему сбору, сделать небольшое сообщение о том понятии, которое вызывало затруднение.

На одной стороне листа он должен изобразить тот предмет, о котором делал сообщение, а на другой :

-записать лексическое значение этого слова;

-придумать и записать однокоренные слова к этому слову;

-составить предложения с этим словом;

-записать произведение народного фольклора, в котором встречается это слово;

- записать, в каких художественных произведениях можно это слово встретить.

Подобная работа значительно обогащает жизненный опыт ребёнка и позволяет преодолеть трудности в дальнейшей работе с учебником.

Ещё один практический приём я использую, когда дети, работая с учебником, сталкиваются с несколькими незнакомыми или малознакомыми сложными понятиями. Подобную работу я провожу в групповой форме, группы получают следующее задание:

На табличках написаны сами понятия, а к ним выдаются небольшие тексты, которые соответствуют данным понятиям и рассказывают о них немного с другой стороны,  нежели в учебнике. Задача детей – прочитав текст, обсудить в группе, к  какому понятию какой текст относится, сопоставить табличку и текст и объяснить, почему так решили.

Как говорят, хочешь понять, как – научи другого.

 И ещё один приём, который используется во время работы с учебником, это выполнить на практике то, о чём идёт речь в тексте. Подобный приём я люблю применять на уроках окружающего мира.

Работа выполняется в группах.  Каждой группе выдаётся своё задание и бланк фиксации результатов выполнения данного задания с заранее подготовленными вопросами. Но для того, чтобы дети из других групп поняли, о чём идёт речь, я обязательно показываю  презентацию, отражающую результаты практической работы каждой группы. На основании презентации и бланков ответов, которые вывешиваются на доску и всеми обсуждаются, класс может сделать вывод.

Проводимая таким образом работа с учебником доказала свою эффективность.