Виды одаренности детей Отличительные признаки
методическая разработка по теме
Методическая разработка по классификации детской одаренности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды одаренности
- Интеллектуальная
- Академическая
- Творческая
- Лидерская
- Художественно исполнительская
- Психомоторная
Интеллектуальная
Дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Отличительные признаки
- повышенная любознательность
- исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов
- полное погружение в предпочтительную сферу деятельности
- успешное применение знаний и умений в практических ситуациях
- острота аналитического ума
- стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор
- развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели
Методы выявления - Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Станфорд—Бине, шкала
Векслера, тест Слоссона
Академическая
Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Отличительные признаки
- ярко выраженный интерес к предмету
- способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету
- демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей
- исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету
- тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям
- полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса
- высокая мотивация при изучении предмета.
Методы выявления - Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения, тесты Равена.
Критериально-ориентированные тесты.
Творческая
Отличительные признаки
- умение переструктурировать информацию
- пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек
- стремление мыслить и делать все по-своему, разрушение стереотипов обыденной среды
- изобретательность, исследовательская активность
- гибкость и вариативность мышления, частая импровизация
- способность генерировать неординарные идеи
- независимость в суждениях
- ослабленное внимание к условностям и авторитетам
Методы выявления
- Тесты Торренса, Роршаха
Лидерская (Социальная)
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
Отличительные признаки
- имеет склонность к руководству и организации деятельности других
- свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми
- в определенной мере регулирует взаимоотношениями соклассников
- проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность
- оказывает влияние на разрешение конфликтов
- оказывает помощь советами, рекомендациями
- Методы выявления
- Тесты-опросники, шкала оценки характеристик одаренных учащихся (Рензулли)
Художественно исполнительская
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Отличительные признаки
- предпочитает визуальную информацию
- подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное
- обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности
- оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции
- неповторимость в самовыражении
- сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.
Методы выявления
Опросники, специализированные тесты, контрольные записи наблюдений, тесты
Люшера, Розенцвейга
Психомоторная
Отличительные признаки
- проявляет повышенную активность в движениях
- спортивность, соревновательность
- предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации двигательных процессов, пластики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема просвещения: виды одаренности. Рекомендации по развитию памяти, внимания, мышления.
Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.);2.Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетер...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-203351-1467745055.jpg)
Урок по развитию речи в 3 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Признаки осени. Обобщение."
Урок создан и показан в рамках семинара "Инклюзивное обучение в коррекционных школах". В классе учатся не только дети ВСП, но и дауны, и аутисты. Все дети, независимо от "особенного" диагноза, участву...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-514110-1545541692.jpg)
Экспериментальная деятельность как средство развития практического вида одаренности у учащихся в УДОД
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. При работе с одарен...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-332194-1675270407.jpg)
Характеристика различных видов одаренности учащихся начальных классов
Работа в рамках повышения квалификации по теме "Одареный ребенок в школе" 2017 год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-987479-1572329475.jpg)
Конспект урока окружающего природного мира в 1 классе VIII вида на тему "Признаки весны"
Конспект урока окружающего природного мира для 1 класса VIII вида. Конспект составлен по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698558-1446125171.jpg)
Диагностических методики для определения одного из видов одаренности.
диагностических методики для определения одного из видов одаренности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/27/picture-1076043-1577471753.jpg)
Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.
В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...