Виды одаренности детей Отличительные признаки
методическая разработка по теме

Методическая разработка по классификации детской одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_odarennosti_metodicheskaya_razrabotka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды одаренности

  • Интеллектуальная
  • Академическая
  • Творческая
  • Лидерская
  • Художественно исполнительская
  • Психомоторная

Интеллектуальная

Дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Отличительные признаки

  • повышенная любознательность
  • исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов
  • полное погружение в предпочтительную сферу деятельности
  • успешное применение знаний и умений в практических ситуациях
  • острота аналитического ума
  • стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор
  • развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели
             
    Методы выявления
  • Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Станфорд—Бине, шкала
    Векслера, тест Слоссона

Академическая

Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Отличительные признаки

  • ярко выраженный интерес к предмету
  • способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету
  • демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей
  • исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету
  • тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям
  • полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса
  • высокая мотивация при изучении предмета.
    Методы выявления
  • Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения,  тесты Равена.
    Критериально-ориентированные тесты.

Творческая

Отличительные признаки

  • умение переструктурировать информацию
  • пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек
  • стремление мыслить и делать все по-своему, разрушение стереотипов обыденной среды
  • изобретательность, исследовательская активность
  • гибкость и вариативность мышления, частая импровизация
  • способность генерировать неординарные идеи
  • независимость в суждениях
  • ослабленное внимание к условностям и авторитетам

Методы выявления

  • Тесты Торренса, Роршаха

Лидерская (Социальная)

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Отличительные признаки

  • имеет склонность к руководству и организации деятельности других
  • свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми
  • в определенной мере регулирует взаимоотношениями соклассников
  • проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность
  • оказывает влияние на разрешение конфликтов
  • оказывает помощь советами, рекомендациями
  •  Методы выявления
  • Тесты-опросники, шкала оценки характеристик одаренных учащихся (Рензулли)

Художественно исполнительская

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Отличительные признаки

  • предпочитает визуальную информацию
  • подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное
  • обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности
  • оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции
  • неповторимость в самовыражении
  • сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.

Методы выявления

Опросники, специализированные тесты, контрольные записи наблюдений, тесты
Люшера, Розенцвейга

Психомоторная

Отличительные признаки

  • проявляет повышенную активность в движениях
  • спортивность, соревновательность
  • предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации двигательных процессов, пластики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема просвещения: виды одаренности. Рекомендации по развитию памяти, внимания, мышления.

Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.);2.Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетер...

Урок по развитию речи в 3 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Признаки осени. Обобщение."

Урок создан и показан в рамках семинара "Инклюзивное обучение в коррекционных школах". В классе учатся не только дети ВСП, но и дауны, и аутисты. Все дети, независимо от "особенного" диагноза, участву...

Экспериментальная деятельность как средство развития практического вида одаренности у учащихся в УДОД

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.         При работе с одарен...

Характеристика различных видов одаренности учащихся начальных классов

Работа в рамках повышения квалификации по теме "Одареный ребенок в школе" 2017 год...

Конспект урока окружающего природного мира в 1 классе VIII вида на тему "Признаки весны"

Конспект урока окружающего природного мира для 1 класса VIII вида. Конспект составлен по ФГОС...

Диагностических методики для определения одного из видов одаренности.

диагностических методики для определения одного из видов одаренности....

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...