Моделирование профессиональной деятельности учителя начальных классов
статья на тему

Шутова Вероника Юрьевна

Данная статья посвящена моделированию профессиональной деятельности учителя начальных классов

Актуальностью  является способность учителя и методических служб к генерирова­нию модели профессиональной деятельности учителя. Особенно это относится к учителю начальных классов, так как, во-первых, имен­но эта ступень чаще всего первой вступает в этапы модернизации образования, а во-вто­рых, именно с младших поколений начинает­ся изменение в процессах социализации, вы­званное изменениями в технологиях: совре­менные дети на интуитивном уровне осваи­вают те блага цивилизации, которые воспи­тывающие их взрослые способны освоить с некоторыми усилиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shutova_v_yu.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование профессиональной деятельности учителя начальных классов

        

Модернизация общего образования, проводимая в настоящее время в России, предусматривает усиление требований к учителю первой ступени обучения (начальной общей школы). Учителю начальных классов необходимо выбирать наиболее эффективную модель образовательного процесса, владеть различными педагогическими технологиями, проектировать индивидуальный образовательный и воспитательный маршрут маленького ученика.

Готовность учителя к этому шагу затруднена многими противоречиями. С одной стороны, государственный образовательный стандарт, определяя уровень требований к деятельности учителя начальных классов и соответствующие этим требованиям содержание и методы обучения и контроля, создает объективные предпосылки для расширения возможностей совершенствования деятельности учителя, ее перехода на многомерную структуру профессиональных обязанностей. С другой стороны, современный уровень профессионального образования и повышения квалификации не соответствует этим требованиям. В частности, в государственных образовательных стандартах отражены требования к педагогическим кадрам начального образования

Поэтому актуальной является способность учителя и методических служб к генерированию модели профессиональной деятельности учителя. Особенно это относится к учителю начальных классов, так как, во-первых, именно эта ступень чаще всего первой вступает в этапы модернизации образования, а во-вторых, именно с младших поколений начинается изменение в процессах социализации, вызванное изменениями в технологиях: современные дети на интуитивном уровне осваивают те блага цивилизации, которые воспитывающие их взрослые способны освоить с некоторыми усилиями. Учитывать и корректированные связанные с этим процессы может учитель, эффективно владеющий мобильными методами совершенствования технологий образования. Иными словами, перевод стратегических педагогических целей на язык педагогических задач формирует потребность целостного, системного анализа и диагностики содержания и процесса профессиональной деятельности учителя, определения ее перспективных конструктивных особенностей и разработки целостной профеcсиологической модели деятельности учителя начальных классов. В новых условиях от учителя требуются формирование способностей высококвалифицированного осуществления учебно-воспитательного процесса в школе, проведения научных исследований, освоения новых технологий и информационных систем, воспитание у учащихся духовности и нравственности, осуществление саморегулирования собственной педагогической деятельности. Все эти аспекты могут быть отражены в профессиологической модели деятельности учителя начальных классов.

При определении структуры и содержания профессиональной деятельности учителей необходимо учитывать как её инвариантный, так и вариативный характер. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Сущность и структура педагоги ческой деятельности - один из актуальнейших вопросов современной педагогической науки и практики.

Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач. Однако в условиях модернизации отечественного образования перед учителем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи. Среди них следует отметить такие, как объективная оценка качества знаний учащихся, освоение новых информационных технологий, воспитание и развитие обучаемых в условиях информационного общества, взаимодействие с родителями, адаптация молодых учителей и организация наставничества.

Включение России в международное образовательное пространство требует учёта лучших образцов опыта подготовки учителей начальных классов. В частности, американские ученые признают, что для того, чтобы сделать подготовку и деятельность учителей более эффективной, необходимо создание условий для творческой организации педагогического опыта. В качестве путей осуществления индивидуального подхода предлагается применять индивидуализированные программы обучения, индивидуальное наставничество, обучение, построенное на основе семинаров, способствующее развитию рефлексивного мышления, ведение «дневника рефлексии», создание проблемной модели педагогического процесса и т. п.

Привлекает опыт подготовки учителя начальных классов во Франции. Как отмечается в исследованиях (Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, В. А. Ротерберг, М. Ф. Шабаева, Н. Г. Шабло), первое педагогическое условие, связанное с профессионально-педагогической подготовкой и последующей педагогической деятельностью учителя начальных классов, включает в себя следующие направления;

  • мотивированность выбора педагогической профессии (будущие студенты университетских институтов отбираются на основании специального собеседования);
  • формирование личностных качеств учителя начальных классов с помощью курсов по выбору: интегрированность сознания, глобальность мышления, широкая информированность;
  • подготовка учителя к решению современных проблем: школьная адаптация детей различных этнических групп;

- практическая направленность в преподавании психологии и педагогики: будущие учителя овладевают тестовыми заданиями и техникой их расшифровки.

Анализ отечественного и зарубежного опыта подтверждает, что одно из фундаментальных положений современной педагогики состоит в том, что в процессе развития личность становится не только объектом воспитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой, что ее можно развивать и формировать только путем включения в разнообразные виды деятельности и побуждения её к собственной активности в выработке и укреплении у себя положительных свойств и качеств

В отечественной педагогической науке постоянно идёт переосмысление функций педагогической деятельности на предмет её соответствия актуальным задачам образования. На практике каждый педагог выстраивает на основе выделенных им приоритетов избранных функций собственную модель педагогической деятельности. К участию в этом процессе прямо или косвенно привлекаются методические службы региона и собственно образовательной организации. Анализ воззрений различных учёных на функцию педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, что функции педагога зависят от характера труда и объекта педагогической деятельности, они разнообразны, имеют тенденцию к изменению в зависимости от изменения условий и целей педагогической деятельности, взаимосвязаны.

Согласимся с Е. В. Пискуновой, что «преобладание той или иной функции в деятельности педагога указывает на то, что активность учащихся имеет определенный вид, поскольку реализуется определенный метод обучения». На основании проведённого анализа представим наше понимание функций деятельности педагога как совокупности различных процессов профессиональной деятельности, обусловленных внешними факторами (нормативные требования, индивидуальные запросы заказчиков образования и др.) и внутренними факторами (свойствами и качествами личности педагога), влияющих в конечном итоге на уровень и качество результата образования. Поэтому функция в системном представлении заключает в себе и цель

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Что изменится в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС?

В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в ро...

Профессиональная деятельность учителя начальных классов

Профессиональная деятельность    учителя начальных классов...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

ЕССЕ "Виртуальная реальность в профессиональной деятельности учителя начальных классов"

Размышления о целях и результатах использования виртуальной реальности в организации обучения...

Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов

Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов...