Что изменится в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС?
материал по теме

Владимирова Светлана Анатольевна

 

В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Учитель должен отказаться от традиционных уроков. Не давать готовых знаний, а учить детей учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше  распространен был объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Приоритетной стала развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Основным этапом будет самостоятельная работа. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.

Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_izmenilos_s_vnedreniem_fgos_v_rabote_uchitelya.docx277.3 КБ

Предварительный просмотр:

Что изменится в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС?

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных сравнительных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве знаний образования был и остаётся актуальным.

Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний требует переосмысления, поскольку в современном, быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, преобразовывать, использовать.

  Что же изменилось сейчас с введением ФГОС?  Я думаю, что многое.
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, очень изменилась.
Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Любое нововведение, эксперимент, инновация, чтобы успешно реализовалась, требует от участников усилий в два раза больше, только тогда можно получить требуемые результаты, к такому выводу пришли  ученые.  Учителя, работающие по новым стандартам говорят, если раньше писали конспект урока, то теперь нужно написать сценарий.

Мое мнение о ФГОС неоднозначное. Я очень рада появлению в наших школах в моем классе ИКТ, что делает более интересным и легким как процесс усвоения учебных знаний. Так и существенно облегчает  мою подготовку к каждому уроку, в плане наглядного материала.

Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.

Учитель начальных классов должен научить ребенка учиться, т.е самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу других учащихся.

В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Учитель должен отказаться от традиционных уроков. Не давать готовых знаний, а учить детей учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Приоритетной станет развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Основным этапом будет самостоятельная работа. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.

Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое.  

           Думаю, что в  профессиональной деятельности, в связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени,
 Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

Умк по системе Эльконина Давыдова , система развивающего обучения Л. В. Занкова, «Школа 2100», «Перспективная начальная школа» наиболее соответствуют требованиям ФГОС. Технологии программы «Школа 2100» - технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) используемые в моей работе едины с требованиями ФГОС.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Цель: развиваем контрольно-оценочную самостоятельность.

Ученик оценивает сам.

Технология продуктивного чтения(формирования типа правильной читательской деятельности)

   

Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.

 В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.

    Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во 2 классе я и мои ученики написали творческий проект «Помощь зимующим птицам». Наш творческий проект занял 1 место в республике. Участвовали в проекте и родители моих учеников.

Учебные предметы: русский язык, литература, окружающий мир, технология, изобразительное искусство

Состав проектной группы: 25 учащиеся 2Б класса, их родители.

Тип проекта:  комбинированный, практико-ориентированный

По продолжительности:  с октября по апрель

Цель: смастерить кормушки из подручного материала, помочь зимующим птицам подкормкой.

Задачи проекта:

  1. Смастерить кормушку и установить ее в удобном для птиц и для наблюдателя месте.
  2. Оценить предпочтения разного типа корма птицами, прилетающими на кормушку.
  3. Помочь птицам пережить холода.
  4. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в наших краях птицах.
  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно
  6. Развивать творческие способности, трудовые навыки;

Продукт проекта: кормушка

Планирование работы:

1.         Изучить какие птицы остаются зимовать в городе.

2.         Изучить, из чего можно построить кормушки своими руками.

3.         Чем кормить птиц зимой?

4.          Выводы.

Этапы проекта:

Подготовительный:

  1. Изучение зимующих птиц Чувашии.
  2. Проведение урока окружающего мира «Птицы зимой».
  3. Проведение конкурса рисунков «Помощь птичке».
  4. Сбор материала из чего можно смастерить кормушку и изучение кормов для птиц.
  5. Создание кормушки.
  6. Выбор места для нее.

Основной:

  1. В течение зимы ежедневное кормление птиц.
  2. Наблюдение за их поведением.
  3. Использование разных кормов.

Из страниц интернета, из книг  мы узнали, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: сорока, ворона, голубь, снегирь, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели. Свиристели очень прожорливы: весь зимний день птицы проводят в поисках пищи или же бывают заняты едой, в огромном количестве поедают ягоды рябины, калины, В эту зиму мы перестали их видеть в городе. Хотя в сентябре-октябре их было много. Мы ученики 2Б класса СОШ №19  г Чебоксары хотим задать вопрос ученым, куда же подевались в эту зиму из нашего города свиристели?

Заключительный: 

В итоге проведённых наблюдений мы научились:

- мастерить кормушки;  

- кормить птиц различным кормом;

- наблюдать за повадками птиц.

Мы узнали:

  1. Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму?  
  2. Какие корма предпочитают птицы?

Сделали выводы:

  1. Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. 
  2. В ветреные дни птицы не прилетают.  
  3. Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего.
  4. Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - поодиночке.
  5. Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки.
  6. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Запомнили  главные правила при подкормке птиц:

  1. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
  2.  Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм       
  3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!  
  4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
  5. По возможности корм должен быть защищён от непогоды!   Кормушку необходимо регулярно чистить!

Дети смастерили свои кормушки почти без материальных затрат. В дело пошли картонные коробки, подарочные упаковки, фанера, фольга и другие подручные материалы.

         Привлекая к этой работе родителей важно, что бы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Комплексные итоговые контрольные работы.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в практику работы начальной школы введен новый вид диагностических работ - комплексная контрольная работа.

 Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника.

В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

  1. с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  2. на установление последовательности и соответствия;
  3. со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
  4. со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

 Структура представленной итоговой работы включает в себя две части (обязательную и дополнительную), каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Время на выполнение заданий каждой части – один урок. Работа выполняется в течение двух дней.  

 Предметные контрольные работы включают как задания базового уровня, так и задания повышенного уровня сложности.

  1. необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» Образовательной программы) и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в программе. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем научиться. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочетами);
  2.  повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» Образовательной программы), либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочетами).

«Портфель достижений» (портфолио)

«Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный государственный образовательный стандарт. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится «Портфель достижений» (портфолио).

«Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Моделирование профессиональной деятельности учителя начальных классов

Данная статья посвящена моделированию профессиональной деятельности учителя начальных классовАктуальностью  является способность учителя и методических служб к генерирова­нию модели профессиональ...

Профессиональная деятельность учителя начальных классов

Профессиональная деятельность    учителя начальных классов...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

ЕССЕ "Виртуальная реальность в профессиональной деятельности учителя начальных классов"

Размышления о целях и результатах использования виртуальной реальности в организации обучения...

Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов

Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов...