Выступление на педсовете.
статья на тему

Лазнева Елена Владимировна

Мастер-класс. "Работа в парах в начальной школе, как средство формирования УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.92 КБ
Файл master-klass.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: « Работа  в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД »

   Автор:Лазнева Елена Владимировна , учитель начальных классов,  

Дата проведения : 19 ноября 2015 г.

Цель мастер класса: познакомить с методами  и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе.

Ход мастер-класса:

  1. Знакомство со слушателями мастер-класса слайд 1

     - Добрый день уважаемые  коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.

  - Я рада, что Вы все сегодня готовы сотрудничать со мной. Спасибо за поддержку. Предлагаю вам поработать над темой «Работа  в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД» 

2. Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса слайд 2

  -  Уважаемые коллеги, возьмите пожалуйста листы бумаги и обведите свою ладонь. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос "Чего я ожидаю от мастер- класса?".      - А теперь послушаем ваши ответы. - Спасибо!    

слайд 3    - В качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки Джона Дьюи:

«Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.

Задачи обучения:  слайд 4   

  • учить умению сотрудничать  и работать в паре,
  • быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений,
  • уметь слушать и слышать партнера,
  • свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

слайд 5

   Что же такое пара?    Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития.

         При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа я всё чаще включаю работу в парах. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных. 

         Для того, чтобы перевести ребенка в позицию учащегося, т.е. учащего самого себя с помощью учителя, учебника, сверстников необходимо учить детей особой форме взаимодействия – учебному сотрудничеству, т.е. работа в паре.

Алгоритм слайд 6

  1. Подготовка к работе в паре.
  2. Непосредственная работа в паре.
  3. Рефлексия способов взаимодействия эффективности.

Подготовительный этап  слайд 7

  1. Формирование пары

Способы:

Самый простой и естественный способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.

Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.

Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя:

- детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)

- еще варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»);

ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;

Состав пар:

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).

Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.

Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.

Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.

2.2.Развитие навыка работы в условиях шума

Одновременная работа в классе 10-15 пар детей, конечно, вызовет шум.

Научите детей:  Работать в условиях шума.

Упражнение: раздайте каждому карточку со скороговорками. Мальчики   приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке.

 В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

2. Регулировать уровень шума.

Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши , и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка  – все замолчат,

на один – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.

СЛАЙД 8            2.3. Установление контакта и настрой на совместную работу

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

Вот сейчас коллеги, мы эти упражнения покажем на практике.

«Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Желаю успеха большого во всём и везде. ЗДРАВСТВУЙ!!!

 «Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

«Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

2.4. Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.

Полезные упражнения:

- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом, и т. д. Ученики на первой

 парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

2.4.Этикет, или правила работы в паре    сайд 9

Правила вежливого спора:

- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»

- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»

- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»

- Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);

СЛАЙД 10     Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом.
  2. Работаем вместе.
  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  6. Оцениваем работу, благодарим  друг друга.

  слайд 11 Вывод:   Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

5. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаю поднять зеленую карточку, а если это все вас не тронуло – желтую.

Слайд12   Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс " Работа в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД " Автор: Лазнева Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СШ г.Горбатов .

Слайд 2

" Чего я ожидаю от мастер – класса ?" 2

Слайд 3

Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера , мы украдем у детей завтра» 3

Слайд 4

З адач и обучения : учить умению сотрудничать и работать в паре; быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений; уметь слушать и слышать партнера; свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. 4

Слайд 5

Ч то такое пара ? Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновремен -но универсальная форма развития чело-века , как существа социального . В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, поз- навательного и социального развития. 5

Слайд 6

Алгоритм Подготовка к работе в паре . Непосредственная работа в паре. Рефлексия способов взаимодействия эффективности. 6

Слайд 7

Подготовительный этап 1 . Формирование пары (способы и состав пар). 2.Развитие навыка работы в условиях шума. 3. Регулировать уровень шума. 4 . Установление контакта и настрой на совместную работу. 5. Умение слушать партнёра и слышать то,что он говорит. 5. Этикет, или правила работы в паре. 7

Слайд 8

Установление контакта и настрой на совместную работу. « Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь ). Желаю успеха большого во всём и везде. ЗДРАВСТВУЙ !!! «Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями ; «Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями; « Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками. 8

Слайд 9

Правила вежливого спора - высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?» - послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?» - если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?» - Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук); 9

Слайд 10

Правила работы в паре Говорим шепотом. Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Оцениваем работу, благодарим друг друга . 10

Слайд 11

Вывод : Успех , как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение учени -ка вперёд и поддержать его. 11

Слайд 12

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....