Выступление «Требования к современному уроку»
статья на тему

Селезнева Елена Владимировна

В статье описываются основные требования, которые ставит перед учителем начальных классов выполнение Основной образовательно программы начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО, освещаются возможности УМК "Начальная школа XXI века" для постороения современного урока на основе дично-деятельностного похода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon selezneva_e.v._trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Требования к современному уроку»

 «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Современные требования общества, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

 Системно – деятельностный подход обучения преследует такие целевые установки, как:

  • развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;
  • становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности;
  • формирование готовности к самообразованию.

Образовательный процесс необходимо организовать так, чтобы развитие личности ребенка,  формирование его гражданской идентичности было основополагающим.
В условиях внедрения ФГОС современный урок должен стать личностно-ориентированным. Сущность такого урока состоит, в постоянном обращении к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности с учетом уникальности и самобытности каждого школьника.

УМК «Начальная школа XXI века», по которому я работаю со своими учениками, базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагога начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшегошкольника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.
Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнавать новое, открывать новые знания, научиться учиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить на данном уроке);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения необходимых для достижения цели знаний;
• нахождение и освоение младшими школьниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как в процессе деятельности, так и после завершения;

 • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для того, чтобы урок стал развивающим, нужно соблюдать определенную структуру урока, которая основана на требованиях психологов по развитию личности детей. Нужно  отказаться от того, что учитель дает знания в готовом виде. Для этого я отбираю специальные формы и приемы организации учебной деятельности.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Урок начинается как правило с необычного рифмованного приветствия, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации, загадки, эпиграфа к уроку, цитаты и высказывания и т.п.

Например,

***

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

***

Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись! (Чистописание)

***

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.(Математика)

***

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.

(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)

***

Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”

- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.

- Назовите самые яркие изменения в природе.

Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

 

Вопросы:

- Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?

- Из чего состоит почва?

- Какие виды почв вы знаете?

- Основное свойство почвы?

- Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?

- Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?

- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

- А где он живет? (В лесу)

- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”. (окружающий мир)

  • Что вы хотите делать на сегодняшнем уроке? Я хочу, чтобы у вас всё получилось, чтобы вы дружно работали, были активными.

II. Включение в предметную деятельность.

Для включения учащихся в предметную деятельность учителем предлагаются задания, создающие ситуацию успеха. На данном этапе детям предлагаются новые, неизвестные задания, которые требуют решения. Неизвестный для школьников способ решения указывает на необходимость  поставить перед собой цель, которую  дети ставят самостоятельно.

Например:

Учитель: На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)
Мы закончили изучать этот раздел, сегодня у нас обобщающий урок. Что значит обобщающий? Что будем обощать? Определите цель, которую надо достигнуть на уроке. (Повторить литературоведческие понятия, вспомнить русских баснописцев и их басни)

Далее идет анализ проблемной ситуации  выявление места и причины затруднения, выдвижение предположений, т.е. дети пытаются на основе тех знаний, которыми они обладают, решить проблемную ситуацию и получить  новое знание. Для этого необходимо создать ситуацию, в которой ребенок в процессе организованной дискуссии обнаружит свое суждение. Полученную информацию дети могут зафиксировать в виде схем, рисунков, таблиц, т.д.

Один из приёмов  создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.

Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить.

С первых уроков деятельность ученика направлена не на получение результата - ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа разрешения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Так, если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы: «Зачем я учусь?», «Что я должен сделать, чтобы решить эту учебную задачу?», «Каким способом я выполняю учебную  задачу и как я это делаю?», «Каковы мои успехи и что у меня не получается?». С позиции содержания и структуры средств обучения - это новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.) и т.д.

III Закрепление изученного материала.

Во время закрепления изученного материала  часто используются такие методы и приёмы как:  

  • беседа,
  • работа с учебником,
  • игра, ролевые игры (инсценирование)
  • ИКТ
  • проект

Например, на уроках окружающего мира каждый ученик составил свой режим дня. Затем в классе оформили проект «Влияние режима дня на успешную работу»

Огромный интерес среди школьников вызывают задания творческого характера.  Среди них:  создание текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье…

Главное, к чему  стремится учитель, это не механическое запоминание, а задания творческого и поискового характера. Это учит детей планировать, преодолевать трудности и  самостоятельно учиться.

Конечно, необходима и самостоятельная работа и контрольные задания, но нужно стремиться к тому, чтобы дети сами себя умели контролировать на каждом этапе – не потому, что учитель этого требует, а потому, что мне это надо самому. Во время проверки умений и навыков  использую оценочные шкалы «Проверь и оцени работу», лестницы успеха и другие приемы.

Работая по учебному комплекту «Начальная школа XXI века» у учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия  – как после их выполнения, так  и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся  системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.).

IV. Итоговая рефлексия проходит в два этапа:  учебная и рефлексия эмоционального состояния.

Рефлексия содержания учебного материала. Мы спрашиваем у детей, какая цель была поставлена на уроке. Дети должны ответить, что они делали для достижения этой цели и достигли ли ее. На этом этапе возможна постановка цели на следующий урок. В данном аспекте рефлексии можно использовать

прием незаконченного предложения.

  1. Я научился…
  2. Я смогу, если….
  3. Сегодня мне удалось..
  4. Теперь я умею..
  5. Я буду стараться, чтобы..

Рефлексия настроения и эмоционального состояния позволяет использовать приемы изображения трех лиц: веселого, грустного и нейтрального, лучики солнца, ассоциативное представление по цвету.

     При таком регулярном построении урока  у детей и формируются такие универсальные учебные действия, как

  • внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности;
  • овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы;
  • умение  воспринимать и анализировать сообщения, владеть действием моделирования;
  • умение учитывать позицию собеседника, осуществлять и организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация концептуальных подходов совершенствования начальной школы в программах и средствах обучения УМК «Начальная школа XXI века» позволяет учителю выйти на новый качественный уровень образования младшего школьника.

За время обучения в начальной школе по данному УМК у ребенка меняется его отношение к деятельности, развиваются познавательные интересы, появляется готовность к самообучению и самовоспитанию.

Освоение учебной деятельности, дает возможность ученику сформировать способности изменения самого себя.

 

Литература и источники для подготовки выступления:

  1. http://materinstvo.ru/art/uchebno-metodicheskie-kompleksy-dlya-nachalnoy-shkoly   
  2. http://festival.1september.ru/articles/594953/ 
  3. http://www.moluch.ru/archive/82/15019/ 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Технологии, структура и требования к современному уроку"

Выступление сопровождается презентацией, в которой наглядно представлены основные аспекты....

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (выступление на педсовете)

 Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг...

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....

Выступление на педсовете "Требования к современному уроку"

Информация о том, какие предъявляются требования к современному уроку...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...

Выступление на педсовете "Требования к современному уроку"

В презентации отражены основные требования к современному уроку....

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...