Практикум "Работа в парах сменного состава"
учебно-методический материал на тему
Сообщение на РМО учителей начальных классов. На практике показала работу в парах сменного состава. Использовала 4 этапа, на каждом этапе дети оценивали себя и своего товарища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Петропавловская СОШ
Мастер-класс:
Подготовила: учитель начальных классов Ирумбаева З.Ж.
2015 год
Работа в паре сменного состава.
Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. В первом классе я учила работать детей в парах постоянного состава. После того, как ребята научились работать в постоянных парах, перешла к обучению общению в парах сменного состава. Используется механизм смены пар, условно названный «ручеёк». В «ручейке» смена пар происходит внутри одного ряда, где работают 8 учеников. Для этой работы необходимо заготовить к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга.
При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:
1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Однако, при организация работы в группах возникает немало проблем, которые предстоит решать:
- нежелание некоторых детей работать в парах связанное с тем, что приходится работать с ребятами более низкого уровня развития, вследствие этого результат работы бывает низким; и, наоборот, ребята более низкого уровня развития чувствуют неуверенность, растерянность, отказываются отвечать ребёнку – «учителю»;
- не все дети в общении терпимы, корректны, иногда грубое, оскорбительное поведение одних вызывает нежелание работать в паре и с другими детьми;
И всё же, невзирая на трудности, коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными.
Работа в парах сменного состава: 1 участник каждой пары выходят к доске и выполняют задания . 2 участник пары приступает к выполнению задания на своём этапе. Когда работа завершена, он проверяет себя по эталону и оценивает себя на оценочном листе и теперь он в роли учителя. 1 участник приступает к выполнению задания, задание выполнено 2 участник поверяет правильность выполнения и оценивает своего товарища. Теперь происходит смена состава 1 участник в роли учителя, а участник другой пары в роли ученика и смена участников продолжается до тех пор пока не будут пройдены все этапы.
Фрагмент урока.
Тема урока: Обобщение по теме предложение.
Класс: 3 класс
Предмет: Русский язык.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Педагогические задачи: создать условия для развития познавательной деятельности, общения в парах, обобщить знания по теме «Предложение»
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение различать и понимать понятия – «Виды предложений по цели высказывания», «Главные члены предложения», «простое и сложное предложение», умение выполнять разбор предложений по членам.
Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы ;
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей , осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной оценки;
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности, строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы.
Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия.
Ход урока.
Учитель: - Сегодня у нас необычный урок. Вы много узнали о том, что такое «Предложение». На уроке мы заполним листы достижений по теме.
Работать будем в парах сменного состава.
Каждый из вас выступит в роли и ученика и в роли учителя.
Все по очереди будут учить каждого, и каждый всех.
Каждый из вас отвечает не только за свои знания, но и за знания товарищей.
В оценочных листах, после выполнения задания, следует самому оценить свою работу и выставить оценку товарищу.
Подпишите оценочные листы.
Те ребята, у кого на столах лежат конверты, могут приступить к работе, остальные - выходите к доске.
Учащиеся приступают к выполнению заданий.
Остальные выходят к доске.
Составьте 3 сложных предложения, подберите, если нужно союз для соединения простых предложений в сложное.
1 этап.
Дополни правила. Приведи примеры.
Предложения по цели высказывания бывают: | ||
Повествовательные | Предложения, в которых о чём – либо сообщается (повествуется). В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак. | Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый. |
Вопросительные | Предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. | Папа Карло, а где твоя куртка? |
Побудительные | Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют). В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак. | Завтракайте, пожалуйста, спокойно. |
Дополни правила. Приведи примеры.
Предложения по цели высказывания бывают: | ||
.2 этап.
3 этап.
Дополни схему, приведи примеры.
4 этап.
Вставь пропущенные буквы там, где необходимо. Подчеркни главные и второстепенные члены в каждом предложении.
1. Зелёный луг блестит под лучами яркого солнца. 2. Закружились в воздухе пушистые снежинки. 3. На голых ветках орешника показались цветы. 4. Мы часто бегали на речку ловить рыбку.
Вставь пропущенные буквы там, где необходимо. Подчеркни главные и второстепенные члены в каждом предложении.
1. З..лёный лу.. блестит под луа..ми яркого солнца. 2. Закруж..лись в воздухе пуш..стые сн..ж..нки. 3. На голых ветках орешника пок..зались цв..ты. 4. Мы ч..сто бегали на реч.ку ловить ры..ку.
Оценочный лист: | ||
этапы | оцени себя | Оценка товарища |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/20/picture-604041-1697776007.jpg)
Инструктивная карточка для работы в парах и парах сменного состава при работе с текстом.
Н.Носов "Затейники", "На горке" Инструкция для работы в парах и парах сменного состава при изучении одного или нескольких текстов на уроках литературного чтения 1-4класс...
Работа в паре сменного состава как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/10/picture-935484-1499690591.jpg)
Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧ.
Быстрое и качественное овладение науками – на сегодняшний день стало одной из главных целей в сфере образования. Все больше новых техник, методик, технологий и методов; идет непре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-596902-1426601619.jpg)
«Работа в парах сменного состава».
Методика проведения и организации при работе в парах сменного состава....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-774350-1459178345.jpg)
Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников
quot;Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества". Г.А. Цукерман...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-774350-1459178345.jpg)
Обобщение опыта работы по теме самообразования. "Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников"
Развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании. Сочетание различных компонентов образовательного процесса....