Выступление на педсовете
методическая разработка

Яковлева Лада Ростиславовна

Текст моего выступления на педагогическом совете совместно с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №854»

Выступление на педагогическом совете.

 Тема: «Социальное развитие детей с нарушением интеллекта средствами малых фольклорных форм устного  народного творчества»

Выступила педагог Яковлева Л.Р.

Москва Зеленоград

2015г

   По этому вопросу начинала свою работу воспитателем группы продленного дня на читательском и клубных часах. Когда мне дали пятый класс со сложной структурой дефекта и системным недоразвитием речи ,встал вопрос о том ,каким образом заинтересовать детей развитием речи.

Предложила детям урок-исследование устного народного творчества.

Фольклор – народное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нём. Он является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. Поэтому одним из направлений для приобщения детей с умственной отсталостью к культуре выбираю знакомство с малым фольклорным жанром.

(слайд 1) Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки,скороговорки.

Песенки - развивают умение творчески использовать слово;

Потешки - вызывают желание повторить слова, движения;

Прибаутки - формируется представление о том, что хорошо, что плохо;

Кричалки - лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства;

Загадки - обогащают словарь детей;

Скороговорки - четкое и звонкое произношение;

Сказки - обогатить пассивный и активный словарь.(слайд 2)

 Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

 По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад» (слайд 3)

   Важное значение в современной учебно-воспитательной и коррекционной деятельности придается народным, сюжетным и хороводным играм, поскольку  дети очень мало и неохотно играют. Во многом это объясняется отсутствием игровых навыков, распространением электронных гаджетов.

       Используя малые фольклорные формы в своей профессиональной деятельности я ставлю следующие цели (слайд 4):

- изучение особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта на основе малых фольклорных форм;

-расширение у учащихся представлений об окружающем социальном и природном мире, активизация и пополнение их словарного запаса;

-развитие просодической стороны речи: темпоритма, характера речи, ее выразительности через овладение малыми фольклорными формами.

Я работаю в пятом классе для детей со сложной структурой дефекта. В моем классе 9 человек, каждый из которых помимо диагноза умеренная умственная отсталость имеет системное недоразвитие речи разных степеней выраженности, что значительно осложняет процесс социализации и требует специальных методов, приемов и условий проведения коррекционной работы. В частности, один из выбранных мною способов коррекционной работы включает методы использования малых фольклорных форм.

  Средствами малых фольклорных форм я решаю следующие  учебно-воспитатльные  задачи (слайд 5):

  1. Создаю условия способствующие развитию активной речи. Умение детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень активной речи зависит от состояния словаря ребенка, насколько он овладел грамматическим строем языка, умение строить фразы, слушать и самому придумывать рассказы.
  2. Способствую развитию умения детей слушать, понимать, проговаривать фольклорные произведения.
  3. Развиваю эмоциональные,нравственные,эстетические,моральные основы личности через малые фольклорные формы .

Учитывая особенности развития эмоционально-волевой, коммуникативной сфер развития личности, а также уровня сформированности учебных навыков у своих учеников с умеренной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта, я считаю рациональным использование произведений каждого вида малых фольклорных форм в течение длительного временного периода (в течение одного или нескольких календарных месяцев). Этот принцип положен в основу разработанной мной программы:

(слайд 6)- программа  

          Сентябрь - изучали потешки

          Октябрь – изучали прибаутки.

           Ноябрь - скороговорки

          Декабрь, январь - загадки

          Февраль, март - считалки, дразнилки, кричалки

          Апрель, май - пословицы, поговорки

  Из всего многообразия видов народного творчества  на уроках развития речи я выбрала потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, считалки.

 Каждый вид народного творчества, исходя из особенностей наших детей рассматриваем  в течение месяца как на уроках, так и во второй половине дня.

Работа с каждым видом потешки начинаем с трех вопросов:

1.Что мы знаем? Ответ:»Потешки,прибаутки»

2.Что мы хотим знать?Ответ:»Виды потешек,прибауток»

3.Как мы узнаем? Ответ: «Справочники,книги,энциклопедии,интернет».

Дети сместе с родителями делают презентацию,находят и делятся информацией .Результатом изучения потешек стала  совместная презентация различных видов потешек. Благодаря проекту уровень речевого развития показал хорошую динамику. Многие дети самостоятельно рассказывают потешки в процессе своих игр.

При реализации  данной программы я использую следующие методы и приемы работы с малыми фольклорными формами (слайд 7):

-проговаривание;

-пропевание;

-заучивание через движение;

-беседа по нравственному и смысловому содержанию;

-объяснение скрытого смысла и непонятных ребенку лексико-грамматических конструкций;

-формирование речевого образца выразительного и четкого произнесения;

-презентация-иллюстрирование выбранного произведения.

Методика работы с потешками.

Работа с потешкой включает в себя 3 основных направления работы

1.Знакомство с потешкой.

2.Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности:

-ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие  звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной и выразительной речи. Это направление включает следующие виды работ:

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал.

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы        по содержанию прочитанного, а также выразительное чтение детям стихов требующих от детей интонационной и мимической выразительности.

3.Развитие умственных способностей - задание на развитие мышления и воображения:

а) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей потешки;

б) развивать умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план потешки) при пересказе потешки. Сначала готовую модель, а затем самостоятельно уметь построить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении потешки.

в) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Методика довольно эффективная ,предназначена для детей с умеренной умственной отсталостью.

 Например при работе с потешкой "Водичка,водичка.."дети ознакомились с потешкой  методом формирования речевого образца выразительного и четкого произнесения;

 -пропевания; заучивание через движение.

Выделили в литературном произведении эпитеты, сравнения и их активное использование детьми при описании предметов.

"Заинька, попляши..." Пропевание, заучивание через движение, театрализованное представление по ролям.

Больше всего понравились детям потешки про котика.

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые. »

"Уж ты котенька -коток,

Котя серенький хвосток...

- Ребята, что кошки да коты любят делать? (кушать, лакомиться, баловаться, играть)

Инсценировка потешек  "Кисонька-мурысонька"... Проговаривание потешки по ролям.

Каждая потешка четко и выразительно прочитывается, пропевается.Сложные для восприятия слова разбираются. Потешки усваиваются лучше, если при  их произношении изменяются имена в потешках, заменяю на  имена реальных детей.

В качестве готовой пространственной модели для пересказа и запоминания потешки   про кота является игрушка кота.

Полученные знания и впечатления  дети отражают в рисунках, ролевых играх,праздниках,презентациях.

       Таким образом, опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в учебно-воспитательной работе создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. У детей быстрее формируются и закрепляются навыки самообслуживания и гигиены на основе положительного эмоционального отклика и представления об окружающем природном и социальном мире. Детский фольклор способствует развитию, обогащению активной обиходной речи,  расширению и точному использованию словарного запаса. И, безусловно, использование малых фольклорных форм способствует социализации и нравственному развитию обучающихся, приобщая их к истокам родной культуры.

литература

1.Воспитание и обучение детей раннего возраста  В.В. Гербова, Р.Г.Козакова

раздел «Развитие речи детей через народное творчество».

2. Журнал «дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О.Рулёва

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё  личико» Г.Иванова, В.Курашева.

4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г  «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва

5. Хрестоматия для маленьких.

http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/znachenie-malykh-form-folklora-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила и выступила учитель-дефектолог Яковлева Л.Р. « Особенности формирования познавательного интереса на уроке математики у детей со сложной структурой дефекта через дидактические игры. »

Слайд 2

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.

Слайд 3

6 класс «Е» со сложной структурой дефекта

Слайд 4

Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; -Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения; -Дети глухие слабовидящие; -Слепоглухонемые дети; -Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха; -Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта). Категорию детей со сложной структурой дефекта составляют :

Слайд 5

Максимальное насыщение сенсомоторного пространства; применение игровой формы; оптимального использования наглядных пособий, соответствующих зрительному восприятию ; эмоциональной окрашенности, в целях пробуждения познавательных потребностей; повышения мотивации обучения и положительной оценки педагогами малейших достижений обучающихся со сложным дефектом; подражательности : перехода от действий по подражанию к действиям по образцу с четко сформулированной инструкцией; организации работы в замедленном темпе с большей повторяемостью материала и применении его в новых ситуациях . Начальный этап коррекционно-обучающей работы предполагает

Слайд 6

Педагогическая формула : «Учитель + ученик: понять, принять, помочь!». Каждый урок (внеклассная деятельность) – маленькое открытие, где мотивация – это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развитие любознательнос ти.

Слайд 7

• изложение учебного материала (эмоциональное, выразительное, яркое); • использование игровых методов преподавания (учебно-познавательные дидактические игры); • смена видов деятельности; • положительная оценка личностных достижений каждого обучающегося; • создание внутреннего комфорта у ребёнка через ситуацию успеха! Условия повышения мотивации

Слайд 8

очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету; не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет; с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен; поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности Особенности обучения математики

Слайд 9

- совместные действия детей и взрослого; - действия по подражанию действиям учителя; - действия по образу, по словесной инструкции; - приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; - элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия; - воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; - предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; Методы и приемы

Слайд 10

Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств

Слайд 11

Создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Игра дает возможность легко привлечь внимание и длительное время поддерживать у учеников интерес к тем сложным математическим заданиям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание не всегда удается. Дидактическая игра

Слайд 12

Угадайка Дидактические игры, используемые на уроке Заполни карточку

Слайд 13

Птички Раздаточный материал Рыбки

Слайд 14

Угадай слово Индивидуальная работа Лягушка

Слайд 15

Задача учителя заключается в том, чтобы сделать ситуацию успеха для каждого ребёнка достижимой

Слайд 16

Таким образом, для поддержания познавательной мотивации на уроках широко используются дидактическая игра ,которая дает возможность легко привлечь внимание и длительное время поддерживать у учеников интерес к тем сложным математическим заданиям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание не всегда удается. Вывод

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....