Развитие творческих способностей учащихся
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Соломенская  МКОУ  СОШ  № 5

                                                                                                         Степновского района   Ставропольского края

           

   УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                       ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

                       БАЧКОВОЙ

  НАТАЛЬИ  НИКОЛАЕВНЫ

                                                                                              2015 год        

        Целесообразность обучения,  ориентированного на развитие ребенка, была обоснована в 30-е годы ХХ века. Выдающимся русским ученым – психологом  Л.С. Выгодским. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые.

        Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

        Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, все понимающего учителя, его потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

  • замечать любые творческие проявления учеников;
  • создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

        Решение этих задач я начинаю с 1 класса..

       1. Уже на уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний стали рождаться рифмы, в последующем переходящие в стихотворные строки:

Со – со – со … с горы скатилось колесо.

Ну – ну – ну  … сядь на луну.

        2. Обязательно провожу речевые разминки, используя скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки с целью обогащения речи, памяти, мышления.

          Прочитай скороговорку: с удивлением, восторженно, серьезно.

        В 1 – 2 классах включаю работу в паре, группе, например : составь из слов – карточек готовые высказывания (Корнями, держится, человек, а, друзьями, дерево. – Дерево держится корнями, а человек друзьями.)

        3. Постепенно появляются стихотворные полпытки, проба пера. Стихи уч –ся.

        Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности, для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика.

        Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. Поэтому на уроках литературного чтения создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, думать, любить.

  1. Что произошло бы, и что ты сделал бы, если бы у тебя появились волшебная палочка, шапка – невидимка.
  2. Представь себе, что ты стал  котенком, цветком или муравьем…
  3. Учимся представлять себе последствия событий.

       К. Д. Ушинский писал, что ребенок живет красками и звуками. Детям бывает легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словами. Для этого предлагаю такое задание : изобрази героев цветом. Рассказывая, ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа.

        Затем появляются  сочинения – миниатюры. Размышления о герое, этюды – фантазии, экспромты на заданную тему.

  • Каким я увидел …
  • Что было бы, если бы …
  • А дальше произошло вот что …

        Умение анализировать – умение творческое, это происходит в творческой деятельности. Л. С. Выгодский, “творческая деятельность – такая деятельность, которая создаёт нечто новое…”

        Упражнения, развивающие творческие способности.

  1. Напиши как можно больше предложений, которые начинаются с данных букв:

Н …     з …    о ….

                Д …    с …   л … .

           (Наступила золотая осень.  День стоял  летний.)

  1. Учимся согласовывать слова в предложениях.

- Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:

     Собака, найти, в, двор, вкусная, косточка.

   Словарная работа.

  1. «Оживи картинку» (лес)

 - Тихо и пусто в осеннем лесу.

          Давайте оживим нашу картинку, в нее поместим жителей леса. Кто живет в лесу? Чем питается?

        4. Исправьте ошибки, которые допустил Незнайка .

    Цветок, краты, сасна, вода, гниздо, пчила, озиро, драва, осинь .

 - Докажите .

          5. Замените  цифры буквами алфавита .

        31      12      19      12      21      18      19      10      33

                   Э       К       С        К       У        Р       С        И       Я

        6. Картинный  диктант. (рисунки)

           МЕДВЕДЬ                                         ЛИСА                                                 ЗАЯЦ

                                            БЕЛКА                                          МУРАВЕЙ

        7. Как говорят? Соедините слова  из левого столбика со словами из правого столбика:

                   Голодный, как …  .                                                           друг

                   …       -  друг человека .                                                    волк

                   Закадычный  …   .                                                             собака

        8. Какие слова спрятались в словах?

Молоко (око), бумага (маг), наоборот (рот, бор).

        Взаимодействия с семьей – это еще одно из средств, которое помогло мне успешно реализовать поставленные задачи, добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребенка. Тесный контакт с родителями проводила в форме родительских собраний, индивидуальных бесед, совместных проведений занятий, домашних заданий, все это расширяет возможности развития младших школьников .

        О результатах моей работы и о правильности выбора методов и приемов развивающего обучения на основе разнообразных современных технологий можно судить по проведенной диагностике в конце учебного года (Приложение 1).

        Таким образом, творческий ребенок, творческая личность это результат всего образа жизни младшего школьника, результат его общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который или придает  всей его деятельности творческий характер, или наоборот определяет развитие по готовым проторенным скалам.

        Внутренний мир ребенка, вся его личность, построенные в соответствии с законами саморазвития и творчества, на долгие годы станут мощным источником человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

"Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога"

Модульное обобщение опыта.  Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок раз...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....