Организация проектной деятельности младших школьников
статья на тему

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Введение

Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность. Ведь без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.

За последние годы  в  мире произошли значительные изменения приоритетов  в  образовании: переориентация  на  компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система  общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни  в  постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение  к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

  1. Основная часть
  1. История и сущность проектной деятельности

 Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались  параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение  в двадцатые годы в отечественные школы  прошлого столетия данного метода не  оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный  метод не использовался.    Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с  1993 года  в рамках  программы « Технология»    Под методом проектов в образовательной области “Технология”  понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХI века,  как предусматривающий  умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод творческого проектирования ориентирован на   средние и старшие звенья  школьного обучения, в начальной школе  до недавнего времени использовался редко.

Главная идея проектной деятельности -  направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической,  теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.   Этот результат  называется проект.  Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения  слова проект: 1)  разработанный план сооружения,  устройство чего – нибудь; 2)  предварительный текст какого- нибудь  документа;  3)план, замысел.4)

« брошеный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности.  Проект – это мысленное  предвосхищение,  прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги,  творческого акта или действия. В более широком смысле  под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.  Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности,  в процессе работы над проектом  дети приобретают социальную практику за пределами школы,  адаптируются к современным условиям жизни.

  1. Цели и задачи проектной деятельности

Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Учитель – организатор проектной деятельности,   ставит следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:

Цель внедрения проектного метода:

  • Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
  • создание условий для формирования  и приобретения  исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и  инициативы,  способствующих развитию творческих способностей,   формирование активной жизненной позиции.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать  критическое  и творческое мышление.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через  детальную разработку проблемы, которая должна завершиться   практическим  результатом,  ощутимым и   применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать  интерес  школьников  к определенным  проблемам,  предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную  деятельность, предусматривающую решение одной или целого  ряда  проблем, показать  практическое применение полученных знаний. (Е.С.Полат). Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.  Использование исследовательских  методов предусматривает  определенную  последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее  решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.) (Е.С.Полат).   В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к  технологиям обучения. Метод проектов, как  педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании  с   традиционными информационно- репродуктивными   методами обучения,  направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности,   основывается на интересах школьников,  приносит им удовлетворение, а значит,  личностно ориентирована на каждого ребенка.  

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении  для развития личности и социализации школьников выявляются  через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Решение дидактических проектных задач не нацелено на получение  объективно новых результатов, и потому открытия  обучающихся  не имеют  объективной ценности, это  « открытия  для себя»,  при этом « путь к открытию  для себя психологически может быть не менее труден… чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор».

Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи. Главным компонентом проектной деятельности должен быть интеллектуальный поиск.

  1. Методические аспекты проектного метода

Исследователи характеризуют метод проекта  как:

  • Личностно – ориентированный;
  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • Развивающий умения самовыражения, самопрезентации  и  рефлексии;
  • Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • Воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;
  • Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
  • Здоровьесберегающий.

Этапы работы над проектом

  В проектной деятельности  выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной  деятельности:

  • Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
  • планирующий — подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • информационно – операционный этап(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

В зависимости направленности проекта могут выделены следующие этапы работы над проектом  младших школьников:

Мотивациоонный  этап или  Погружение в проект.

 Планирующий или проектировочный ( информационно - операционный, информационно- поисковый, информационно- исследовательский)

Практический или моделирующий.

Контрольно- коррекционный (  Самооценка и координация  готовности к защите проекта и )

Защита проекта или презентация. 

Рефлексивно- оценочный или заключительный, итоговый.

 Стадии работы над проектом - это  — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, -  папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Прогнозируемые результаты

Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных  структурных единиц процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию познавательных  и творческих способностей,  активности и организованности,  и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
  • ормированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

   Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

  1. Особенности учебных проектов младших школьников

При организации  проектной деятельности в начальной школе  необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

У  учащихся этого возраста   наглядно-образное мышление,  любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.  

 Темы  детских проектных  работ выбирать  в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей.   Для проекта требуется личностно  и социально значимая  проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.  

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме  урочно-внеурочных занятий или  одним или  сдвоенными уроками.   Важно, чтобы проекты не были долгосрочными,  так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить  от 1 до 2-3 месяцев.

Структура проекта  Дети  не  способны к длительной самостоятельной работе  без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и  нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания  мотивации и  руководства организацией проекта    младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания  и продолжительности работы над проектом.

Проектирование. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с  научно- познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения,  планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя  потребуется  такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания  требует и процесс осмысления,  целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.  

 При проектировании можно задавать следующие вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?  Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?»

Роль учителя.  В учебном проекте  степень активности  и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,  

2-й и 3-й этапы  - учитель -УЧЕНИК,

Последний этап -УЧИТЕЛЬ ученик.

 Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта можно задавать следующие вопросы:

  • Почему вы начали разрабатывать этот проект?
  • Правильно ли сформулировали задачу?
  • Разнообразны ли были идеи?
  • Соответствует ли  выбранная   идея  первоначально выдвинутым требованиям?
  • Удачно ли спланировали  и использовали время?
  • Что  сделали бы  иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?
  • Какой вклад внес каждый участник    в общее дело? Оцените свою работу.
  • Для кого предназначен проект? Учитывались ли   местные условия или возрастные особенности?
  • Как отнесутся посторонние люди , кто будет использовать наш( ваш) проект?
  • Была ли достигнута цель , все ли задачи решены?
  • Как улучшить проект? Каковы направления  для дальнейшего исследования?

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас,  видеофильм, диафильм,  газета, журнал, коллекция, гербарий,  костюм, макет,  модель, наглядные пособия,  плакат. публикация, справочник, словарь,  экологическая программа, книга, сборник  стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник,  представление,  план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия,  путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования,  телепередача. научная конференция,  ролевая,  деловая, спортивная, интеллектуально-  творческая игра.

Презентация.  Особое  внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации, является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта,  самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Защита проектов осуществляется  рассказом о своём проекте по следующему плану:

  • Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он

предназначен?

  •  Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено?
  • Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?
  • Какими требованиями к проекту ты руководствовался?
  • Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
  • Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?
  • Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей?
  • Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся  особых результатов  необходимо отметить дипломами или  памятными подарками, не присуждая мест.  В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации.  Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект,» «Исследовательский проект», «Игровой проект» Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

  1. Роль родителей в проектной деятельности

Дети  и родители   – активные участники проектной деятельности.  Если выполнение проекта     проходит в режиме сочетания урочных,  внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период, то целесообразно привлечь родителей. Предварительно  на родительском собрании,  разъяснять суть, значимость проектной деятельности для развития личности  детей, познакомить с этапами работы над проектом, роли и формах участия  родителей  по мере взросления детей.  Можно приготовить памятки для детей и родителей  по организации работы над проектом. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом,  иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом,  информацией, организацией работы  в оформлении  проекта,  помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности  со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности.     На  этапе погружения в проект родители  помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей.  На этапе подготовки   консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и  в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или иформационно- поикового – наблюдают,  контролируют соблюдение правил техники безопасности,  следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают  в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.  На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта.                                                                                                                

Совместная проектная деятельность  в воспитании занимает  особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей,  способствует  развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.  Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями.  Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки.   Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом   деятельности.   Полученный эмоциональный заряд служит  стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.  Метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдывает себя, позволяет реализовать творческое сотрудничество и учителя и ученика и родителя.

  1. Заключение

Правильно организованная проектная деятельность в начальной школе повысит уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата), информационная (поиск и обработка информации), и  коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, продуктивная коммуникация – работа в группе), которые проявляются в проектной деятельности отражают готовность к ней, являются  необходимым условием успешного применения проектного метода. Для повышения уровня компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности и включение в уроки методов деятельностного подхода в обучении: тренинги, деловые игры, дискуссии, конференции, групповая работа. Проектная деятельность ставит каждого ученика  в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные  творческие замыслы,  формирует умения поиска информации, учит  слаженно работать  в команде. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности  и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности,  значит,  берет на себя ответственность за производимое действие Использование проектного метода  в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности.  Степень самостоятельности и активности зависит от сформированности   умений и  навыков   проектной деятельности.

Проектная деятельность  формирует  у  учащихся  коммуникативные  умения, лежащие  в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения.    Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов,    положительно сказывается на улучшении психологического     микроклимата, тем самым закладывая основы демократических  начал в воспитании личности. Научившись работать в группе, легче осуществить переход к индивидуальным исследовательским проектам.

 Использование  метода проектов повышает вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию интересной и  реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной  ответственности, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Совместная деятельность  взрослых и детей в ходе проведения проектной деятельности имеет  деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку стратегии, плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности, не ущемляя при этом его творческих способностей. Положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствует   созданию условий для успешности учебного процесса,   повышает мотивацию  учения, учит   осознанно, целенаправленно учиться,    открывать  тайны  природы, познавать и  исследовать окружающую действительность, способствует взаимопониманию и сотрудничеству детей и родителей в семье.

   В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, положительную  мотивацию  обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.  Девизом  этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  1. Приложение

Проект №1. Предмет «Окружающий мир». Тема"Моя малая родина"

Внеурочная деятельность по предмету Окружающий мир 1 класс 1 полугодие


          Краткая аннотация проекта: 

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей “малой Родины”. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина . 

Цель проекта: Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям нашего городского поселения, воспитание патриотического сознания учащихся и чувства гордости за достижения своих земляков. 

Задачи: данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие. 
Продолжительность работы над проектом 4 недели. 

В результате выполнения проекта учащиеся создадут:

  • презентацию " Мой край родной",
  • фотоальбом "Моя малая Родина",
  • рисунки. 

Планируемые результаты деятельности

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: 
Личностные: 

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; 
  • умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения; 
  • умение действовать в интересах группы; 
  • умение отвечать за свой выбор перед другими людьми; 
  • умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды .

Метапредметные:

  • умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами; 
  • умение оценить степень успешности своей деятельности; 
  • умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации; 
  • умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, 
  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения 
    Предметные: 
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни; 
  • кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации; 
  • привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края. 
    Вопросы, направляющие проект: 
    Основополагающий вопрос
    С чего начинается Родина? 
    Проблемные вопросы 
    1.Почему город назван Благовещенск? 
    2.Что вы можете рассказать о зданиях нашего села? 
    3.Что можете рассказать о памятных местах нашего села? 
    Учебные вопросы 
    1.Страницы истории г. Благовещенска.
    2.Почему наш город  мы называем малой родиной? 
    4.Почему место, где ВЫ родились, Вам так дорого? 
    5.Почему Вас привлекает ваша малая родина? 
    6.Каких местных авторов и их произведения о родине вы знаете? 
    7.Сколько людей живёт сегодня в Благовещенске? 
    9. Каким вы видите Благовещенск в будущем? 
    10.Кого можно называть патриотом, гражданином своей Родины? 
    Необходимые начальные знания, умения, навыки 
    Умения работать в группах, парах; работать с различными ресурсами, в том числе с Интернетом, грамотно и связанно излагать свои мысли. 
    Учебные мероприятия 
    Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего села, подбор фотографий, литературных произведений о Мещёрском крае. Работа с различными информационными источниками. Посещение школьного музея леса. Просмотр презентации «Мой край родной» 
    План проведения проекта 
    Подготовительный этап: 
    • Ознакомление и ввод учащихся и родителей в проектную деятельность. 
    • Знакомство со стартовой презентацией "Моя малая Родина" 
    • Обеспечить информирование родителей об участии детей в проекте (буклет для родителей) 
    • Получить разрешение от родителей на использование фото и работ учеников в сети Интернет. 
    • Обсуждение целей и задач проекта. 
    • Формирование групп учащихся с учетом желаний и интересов детей.
    • Познакомить с критериями оценивания продуктов деятельности в ходе реализации проекта. 
    Основной: 
    • Составление плана работы в группах : план работы в группах составляется под руководством учителя с помощью наводящих вопросов, устанавливаются сроки выполнения проекта. 
    • Поиск информации в разных источниках по группам: посещение школьного краеведческого музея . 
    Посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме. 
    • Знакомство с правилами работы в сети Интернет: с этикетом общения, правилами соблюдения авторских прав. 
    Представление группам списка информационный ресурсов и самостоятельное его дополнение участниками групп. 
    • Анализ информации, отбор материалов. 
    • Промежуточное оценивание. 
    Заключительный этап: 
    • Подготовка и оформление результатов в виде фотоальбома, рисунков и презентации. 
    • Рефлексия 
    • Награждение

Пример текста устный презентаций учащегося Ямалеева О, Кудрявцевой Я, Кузнецовой В., Матвейчева К. (текст ребята распределили).

Я живу в г. Благовещенск (Слайд №1,2). Это наш герб (№3). Это здание администрации здесь находится кабинет нашего мера. (№4). ГДК – это центр всего интересного и увлекательного: ёлки, праздники, цирки…. (№5,6) Арматурный завод. – вокруг него был построен наш город 250 лет назад. Была выкуплена земля на реке «Потеха»(№7) купцом Мясниковым (№8,9) – это он построил завод, на котором плавят железо и делают разные запчасти. (№10)… а здесь он жил со своей семьёй, теперь это наш городской музей (№11). Наш пруд – его сделали, чтоб на заводе была вода для производства (№12). Это наш парк – сюда мы приходим гулять и кататься на куруселях. А ещё там есть стадион, где играют в футбол.

(№13.) Это редакция нашей газеты: «Панорама», здесь печатают новости нашего города. И памятник салавату Юлаеву – он герой Башкирии (№14.) Наш кинотеатр. (№15.) Памятник тем, кто воевал и погиб в Чечне.

(№16.) Это памятник героям Второй Мировой войны. Здесь мы говорим спасибо бабушкам и дедушкам, которые воевали за наше счастливое будущее. (№17.) Река Белая – она самая большая река Башкирии, потому что протекает через всю территорию Башкирии. На её берегах много всяких пещер и даже есть пещеры с рисунками древних людей (№18).

(№19.) Это наш Остров сюда все люди приходят отдыхать, после трудовых будней. Мы любим свой город!

  1. Литература

  1. Гатилова, З.Н. Личностно центрированный аспект дидактической модели школы /З.Н. Гатилова // Завуч. – 2001. – № 2.
  2. Дубова м.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителя начальных классов. – М.: Баласс, 2012.
  3. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников : пос. для учителя / К.Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2011.
  4. Примерные программы начального общего образования. – В 2 ч. ; ч. 1. – М. : Просвещение, 2008.
  5. Романовская,М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пособие / М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  6. Селивёрстова, Е.Н. От школы знания  к школе созидания : теоретические и технологические аспекты обучения : учеб. пос. / Е.Н. Селивёрстова. – Владимир : ВГГУ, 2008.
  7. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков ; под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008.



Предварительный просмотр:

В.Л. Наймушина,

учитель начальных классов

МОБУ ООШ №2 г. Благовещенск

Республика Башкортостан

Деятельностный подход:

история и современность

2015 г.

«К знаниям – вместе с детьми» - хорошо известный девиз многих учителей.

Научное осмысление совместной деятельности ученика и учителя, история этого вопроса, вот что заинтересовывает!

К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, то есть выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Правило, озвученное Платоном, сводилось к тому, что образование должно образовывать правильные понятия, отсекать всё, что мешает осуществлению идеи нравственности и, в первую очередь ограничить природную чувственность человека.

Первые, как бы «узаконенные» элементы необычного вносит в урок «Великая дидактика» Я.А. Коменского. Прежде всего – это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. В трактовке Коменского наглядность понималась как средство привлечения всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Разработанное им «золотое правило» дидактики фактически свело на нет запрет Платона на обращение к чувственному миру ученика. Но для обращения к миру смыслов время пришло намного позднее.

Одним из первых учёных, обратившихся к пересмотру традиционных основ обычного обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы смыслового обучения, был Карл Роджерс (1902 – 1987гг., США). Он говорил, что обучение должно создавать условия для развития творческих способностей учащихся, для реализации их возможностей, для самостоятельного и саморегулируемого учения. В ряду этих условий на первое место К. Роджерс поставил проблемность обучения, придающую учению значимость и осмысленность. Важное психолого-педагогическое условие - личностная вовлеченность учащихся в процесс обучения. Для свободного учения необходим внутренний "локус оценки" учения: "ученик сам оценивает событие учения" и др. Обозначилась новая сторона обучения в гуманистической педагогике – деятельность учения, то есть особым образом организованная работа ученика.

Особое значение с точки зрения нового смысла совместной деятельности на уроке имеет педагогическая трактовка Роджерсом терминов «конгруэнтность» и «тенденция к самоактуализации». Роджерс однозначно идёт от личности учителя, но понимает её роль на уроке несколько иначе, чем, скажем, В.Ф. Шаталов или Е.Н. Ильин. У Роджерса конгруэнтность понимается как способность быть самим собой во взаимоотношениях с людьми. Это значит не играть какую-либо роль, не притворяться, а говорить то, что на самом деле думает или чувствует человек. К. Роджерс использует термин конгруэнтность для того, чтобы отметить точное соответствие ощущений человека и осознание этих ощущений им, иными словами, соответствие опыта сознанию.

В 30-х годах прошлого столетия известным отечественным исследователем Львом Семеновичем Выготским разработано и обосновано обучение, которое  опережало развитие и в настоящее время определяется как развивающее:

развитие → обучение = зона ближайшего развития.

 Согласно этой теории обучение не есть развитие, но «правильно организованное», оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Зона ближайшего развития включает те действия, которые ребенок, опережая естественное развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем, но которые бы он не выполнил самостоятельно или выполнил позднее и медленней.

Важный этап разработки теории развивающего обучения и внедрения её на уроках связан с исследованиями Даниила Борисовича  Эльконина и Василия Васильевича  Давыдова. Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Льва Семёновича Выготского (развитие → обучение) дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру:

развитие → деятельность → обучение.

Система Даниила Борисовича  Эльконина – Василия Васильевича  Давыдова позволила исследователям (Леонид Владимирович Занков, Александр Романович Лурия) разработать деятельностный подход (принцип), суть которого может быть выражена в формуле как «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».

Таким образом, деятельностный подход, ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность младших школьников. На этом этапе становления личности в связке «деятельность – личность» на первое место выступает деятельность как фактор формирования личности (деятельность → личность).

Представленная Ахметом Закиевичем  Рахимовым в 1987г. новая методическая система развивающего образования опиралась в теории на системную организацию окружающего мира, а в методике – на системный подход (принцип) при его изучении и на учебные действия (УД) школьников в педагогической практике. При разработке её потребовалось решить одну из основных проблем, связанную, с одной стороны с единством окружающего мира, имеющего системную организацию, и с другой – предметной разобщенностью при его изучении. Представлено в триединой формуле:

системы → системный подход → деятельность.

Объединение позволило определить основу подхода, как системно-деятельностного. Названный подход объединил два других и стал основой для последующих научных разработок.

В качестве ключевых условий реализации основной образовательной программы названы: овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Системно-деятельностный подход в обучении отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;

 - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

 - признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

-  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования; 

- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).

Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях.  В стандартах нового ...

Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....