Личностное развитие обучающихся через взаимодействие школы и семьи.
материал на тему

Плужникова Мария Ивановна

Выступление на пед совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Личностное развитие обучающихся через взаимодействие школы и семьи.

Плужникова Мария Ивановна,учитель начальных классов МБОУ Староюрьевской сош, учебный корпус 2.

«Семья и школа – это берег и море. На  берегу ребенок делает свои первые шаги,  получает первые     уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.  Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

                                                           Л. Кассиль

              Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Семьи, из которых приходят дети в школу,  неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?!  Тогда школа может и должна компенсировать всю семейную негативность, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью.

       Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы обучения и воспитания.

      Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

      В процессе становления личности ребёнка семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для меня изучение семей учащихся является главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия классного руководителя  и родителей, а так же  изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). На основе этого мною составляется социальный паспорт класса. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия учителя  и родителей. Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогоднее представление, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.);  соуправление школой (работа общешкольного  и классного родительского комитета); информационная среда школы (стенды, уголки для родителей, сайт школы). В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Мои  родители  помогают мне организовать  экскурсии, помогают в оборудовании кабинета, в ремонте. Огромную помощь  они  оказывают в подготовке костюмов, декораций, записи фонограмм  для проведения внеклассных мероприятий.

     План воспитательной работы составляем в соответствии с интересами, способностями и потребностями детей, учитывая общешкольные дела, знаменательные даты,  традиции школы. При планировании воспитательной работы использую методику «Дерево желаний». На первом родительском собрании провожу диагностику среди родителей, на что мне обратить внимание в воспитательной и учебной деятельности обучающихся, и какую посильную помощь родители могут мне оказать. Это позволяет  учитывать не только способности школьников и возможности  родителей, но и их желание участвовать в жизни класса. А желание есть.

       Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства, нужно проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

     Проблем много. Часто бывает так, что родители сами плохо знают своих детей, а иногда – не хотят уделить достаточного внимания развитию. И ещё одна проблема – чем старше становятся дети, тем дальше они отдаляются от родителей. И вот тут мы должны сделать всё, чтобы контакт родителей, детей и учителей  не был потерян.

    Практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми

Совместно с   родительским комитетом класса, провожу  беседы и консультации, пытаюсь   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы.  Мои родители  активно участвовали в подготовке и проведении мероприятий:

  1.  Классные часы «Здоровье и спорт», «Мисс Осень»;
  2. Конкурсы поделок «Лучший подарок маме», «Новогодние фантазии»;
  3. Конкурсы рисунков на тему «Внимательный пешеход», « Я и моя семья».
  4. Чтение книг совместно с ребенком;
  5. Выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
  6. Проведение дней здоровья;
  7. Создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

       Но в работе с родителями  выявилась и проблема.  В  классе есть  родители, которые не откликаются  на мое стремление    к  сотрудничеству, не проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Поэтому  мне,  как учителю,  необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

      Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

     Школа и родители  - это  та «почва», на которой как прекрасный цветок может вырасти  целостная личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...

Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...

Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе.

Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе . Показано как это реализуется через уроки ритмики в начальной шко...

Патриотическое воспитание обучающихся через взаимодействие школы и семьи.

В современной образовательной организации приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знан...

Развитие личностных компетенций обучающихся через освоение техник фелтинга и фильцнадели по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности

В статье описан опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности по развитию личностных компетенций учащихся. Так же представлена технология р...

Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»

Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....

«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"

laquo;Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"...