Патриотическое воспитание обучающихся через взаимодействие школы и семьи.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Поликанова Екатерина Алексеевна

В современной образовательной организации приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я – гражданин России!»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_obuchayushchihsya_cherez.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Поликанова Екатерина Алексеевна

МБОУ «Пайгусовская СОШ»

Патриотическое воспитание обучающихся через

взаимодействие школы и семьи.

        Воспитание патриотической личности - одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Так как сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране.  Поэтому все острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован   на становление личностных   характеристик выпускника (портрет выпускника начальной школы):

-любовь к своему народу, краю и Родине;

-уважение и принятие ценности семьи и общества;

-любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.

        Патриотизм – это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине. Готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Младший школьный возраст - наиболее удобный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями, семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют — все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:

  • знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)
  • отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);
  • поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежавшие кому-либо из членов семьи.

 Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Общепедагогическими условиями являются:

 взаимное доверие между педагогом и родителями;

соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

 учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;

  сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса;

 взаимосвязь разных форм работы с родителями;

одновременное влияние на родителей и детей;

системность в работе с родителями;

учет особенностей социокультурного окружения школы;

 использование культурного наследия народа и традиций семьи.

Специфическими педагогическими условиями являются:

 моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;

совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;

активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;

интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.). 

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представляется совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ней, постижение общих корней в национальной культуре разных народов.

Исследователями доказано, что чем раньше начинают приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта достигают в понимании того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи пробужденным и востребованным.

             Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.  

             Согласно выше сказанному я в своем классе провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников.   Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», составляли свою родословную. Класс участвовал в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери». Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Проводим Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети совместно с родителями и учителем заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания, придумывают игры. В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, которые позволяют школьникам окунуться    в событие прошлых лет, познакомиться   с   жизнью   замечательных людей своего села.  Ученики вместе с родителями составляют схему маршрута «Дом-школа-дом», на которой они рисуют дорогу от дома до школы.  При этом учащиеся запоминают адрес школы   и домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие.

К.Д. Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития.

Каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества. А зерно светлого благородного в его поведении со временем дает добрые всходы. Вот почему важно так организовать жизнь ребенка, чтобы она была постоянным упражнением в нравственных поступках, чтобы она исключала возможность накопления отрицательного в воспитательном отношении опыта.  Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка-это разные ступени единого процесса развития. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между  школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Итак, родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.   
         Ведущая педагогическая идея моего опыта состоит в том, чтобы   посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в младшем школьном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Литература:

  1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. 2000.
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. 2000.
  3. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи. М. 2000.
  4. Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика. – 1999. - № 1
  5. Патриотическое воспитание детей в семье и в школе (Интернет-ресурс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...

Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....

Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»

Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"

laquo;Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"...