ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Тарасова Людмила Николаевна

В статье расматривается теория и технология СДО в применении к УУД через логические понятия, вопрося - суждения, умозаключения. В статье используются фрагменты урока в 1 классе по теме: "Ударение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasova_l.n._statya.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тарасова Л.Н., учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №11» г. Красноярск

Тел. 8-908-026-73-86

Введение Госстандартов нового поколения, главной задачей которых является преумножение национального ресурса, фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий, требует от учителя формирования у учащихся «универсальных учебных действий (УУД)», которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться»  [4]. Мы полностью согласны с авторами Госстандартов и считаем, что сегодня учитель не должен давать учащимся знания в готовом виде, а с помощью заданий, проблемных вопросов выводить новые понятия, устанавливать связи с другими ранее изученными понятиями, а также формировать у учащихся умение самостоятельно, с помощью системы заданий извлекать информацию из прочитанного текста.

Наиболее важное место среди всех универсальных учебных действий занимают познавательные универсальные действия, которые включают общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.    

        В своей практике для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мы  используем современные образовательные технологии, такие как «Теория и технология Способа диалектического обучения» и ИКТ, которые позволяют повысить качество образования не за счёт зубрёжки и памяти, а вследствие развития мышления у учащихся, формирования у них умения учиться.  Прослушав несколько курсов по внедрению новых стандартов, пришла к выводу, что коллеги, которые используют в своей работе теорию и технологию СДО, находятся в более выгодном положении, поскольку в основе СДО значимыми являются два компонента — это системно-деятельностный подход и критериальный подход в обучении школьников, что является основополагающим в условиях введения ФГОС.

        Способ диалектического обучения был разработан красноярскими авторами А.И. Гончаруком, М.И. Ботовым, В.Л. Зориной (Международный патент № 129 от 29.03.1996 г.) [1, с.160]. В содержании способа важным является изучение философии, логики и преломление системы понятий каждого учебного предмета через законы логики (формальной и диалектической), что организует и дисциплинирует  мысль учащихся и учителя и прививает им культуру мышления.

          В теории и технологии Способа диалектического обучения указанные универсальные учебные действия уже давно и успешно формируются посредством использования современного дидактического и диагностического инструментария познания. Среди 11 логических операций с понятиями, как мы считаем важными на каждом уроке (урок – выведение  новых понятия, урок-обобщение, урок-контроль, урок-лекция и др.) являются проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) [1, с. 83]. Их  применение на уроке раскрывает широкие возможности не только в формулировании целей урока, но и в формировании и развитии всех видов универсальных учебных действий.

        Реализация СДО в учебном процессе позволяет решить основную задачу определённую ФГОС нового поколения – повысить качество образования за счёт:

  • формирования у учащихся УУД,
  • достижения предметных и метапредметных результатов и индивидуального прогресса учащихся.

На уроках используем:

  • выделение опорного понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определённый алгоритм (установление родовидовых отношений – требование ФГОС — подведение под понятие);
  • формулирование суждений, вопросов–суждений на основе определённой схемы (структуры вопроса и суждения);
  • нахождение противоположных понятий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, формулирование умозаключений индуктивных, дедуктивных и по аналогии при ответе на проблемные вопросы (требование ФГОС). 
  • формы труда: индивидуальный труд – простая кооперация – сложная кооперация.

В системе Способа диалектического обучения используется материализованная самооценка, при которой учащиеся получают баллы за каждую операцию труда, выполненную на уроке в устной или письменной форме, а в конце урока каждый получит оценку согласно объявленной учителем в начале урока заявке, в которой каждой оценке соответствует определённое количество баллов. Поэтому, ученики заинтересованы, не только правильно выполнить письменные работы, но и как можно больше самим задать вопросов, ответить на вопросы других учащихся, дополнить ответ или возразить одноклассникам и даже учителю [3, 95].

Урок в системе СДО всегда начинается с заявки на оценку. Заявка на оценку — компонент урока, отражающий суммарно все операции учебного труда (содержание урока) с учётом форм организации работы обучающихся (индивидуальный труд — коллективный труд) и указывающий соответствие каждой оценки определённому количеству отметок (баллов) [2, с.77].

В нашей статье я представляю фрагмент урока в 1 классе по теме «Ударение. Способы определения ударения.  Смыслоразличительная роль ударения в словах». После того, как учитель объявил заявку на оценку «гений» – 21 балл и более, «талант» –  17 – 20 баллов, «молодец» – 12 – 16 баллов,  и учащиеся определили, какую оценку хотят получить в конце урока, учитель предлагает выполнить задания.

В результате с первых минут учащиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, поскольку положительный мотив на уроке и критериальный подход к оцениванию, позволяют добиться им положительных результатов. Они умеют определять логические отношения между понятиями, выделять их существенные признаки, формулировать вопросы-суждения, определяют противоречия в учебном материале, выдвигают гипотезы, проводят исследования по их доказательству, аргументируют опровержения ошибочных мнений, делают выводы.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

На доске записаны буквы: а, ы, и, о, ё, э

- Что записано на доске?

 - На доске записаны гласные буквы.

- Задайте вопрос понятие.

- Что называется буквой?

- Буква – это знак, которым записывается звук на письме.

- Что обозначают эти  буквы?

- Эти буквы обозначают гласные звуки.

- Задайте вопрос понятие.

- Что считается гласными звуками?

- Гласными звуками считаются  звуки речи, которые при произношении образуются с помощью потока воздуха, проходящего свободно, в результате чего слышится голос

(Введение в тему урока)

- Кто догадается, над   чем мы сегодня будем работать?

- Изучать ударение.

- Задайте вопрос – понятие.

- Что можно считать ударением?

- Ударением считается  выделение слога или слова силой голоса или повышением голоса.

        Уже в период обучения грамоте в 1 классе при изучении звуков и букв формируем у учащихся умение задавать вопросы-суждения проблемного характера.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Сформулируйте вопрос-суждение на структуру к звуку  [0]. Ответ постройте в форме умозаключения.

Как доказать, что звук [0] является гласным звуком?

- Все звуки речи, при образовании которых участвует голос (связки дрожат), но струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая никаких преград, называются гласными звуками.

При произношении звука [о] участвует голос, струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая преград.

Следовательно, звук [о] является гласным звуком.

Тема урока ударение. Работа над словами: радуга, малина, карнавал, тропинка, ландыш,  молоток

- Задайте вопрос – суждение и ответьте на него в форме умозаключения.

- Чем объяснить, что слог ра в слове радуга — ударный?

- Слог, который можно выделить силой голоса, называется ударным слогом. В слове радуга слог ра выделяется силой голоса. Значит, слог ра является ударным слогом.

        Ответы на данные вопросы-суждения принимаются, как минимум, в форме суждения, но лучше, если дети ответят в форме умозаключения, которое представляет собой сложное суждение, состоящее их нескольких логически связанных простых суждений. Так, отвечая на первый вопрос, учащийся формулирует дедуктивное умозаключение [3, с.95].

        Формулирование учащимися вопросов-суждений позволяет рассмотреть изучаемые понятия в системе, выявив их существенные признаки, родовидовые отношения, т.е. классифицировать понятия, как требует новый Госстандарт. Поэтому, если начинать работать над понятиями с первого класса и формировать умения выполнять логические операции, то у учащихся к 5 классу формируются представления об основных логических категориях (понятие, суждение, умозаключение), умения производить логические операции: определение понятий; деление понятий; обобщение понятий; ограничение понятий; формулирование проблемных вопросов; выявление и разрешение противоречий.

            Чтобы ребёнок обозначил проблему, поставил проблемный вопрос, спрогнозировал результаты своей деятельности, его  надо сначала научить этому. Рассмотрим алгоритм работы по формированию познавательных универсальных учебных действий (логических УУД).

1этап

- от образа к понятию, через загадки, игры (определяем, о каком понятии идёт речь, затем выявляем существенные признаки данного понятия и выводим его, раскрывая родовой и видовые признаки);

- обучение умению формулировать проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) и отвечать в форме суждения или умозаключения.

2 этап

- обучение другим логическим операциям: деление понятий (умения находить критерий деления понятий, проводить сериацию, строить логическую схему изучаемых понятий темы), обобщение понятий, ограничение, нахождение противоположных понятий и формулирование противоречия, а далее пути разрешения противоречий;

- знакомство с приёмом сравнения;

- знакомство с научной литературой – словари, энциклопедии (выявление в структуре понятий соответствие правилам определения понятий и в случае обнаружения ошибок, исправления их (мини-исследование));

3 этап

- самостоятельный анализ текста, посредством логических операций с понятиями,

- выявление и разрешение противоречий в изучаемом материале,

- установление  причинно-следственных связей между понятиями.

        Таким образом, при реализации в учебном процессе теории и технологии Способа диалектического обучения решается проблема формирования у учащихся логических умений, заложенных в Госстандартах нового поколения и можно добиваться высокого качества обучения младших школьников.

Большую помощь в работе мне оказывают преподаватели кафедры общей и специальной педагогики и психологии ККИПКиППРО Г.В. Глинкина, к.п.н., доцент, профессор РАЕ и М. И. Ковель, к.п.н., доцент.

Литература

  1. Зорина В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: монография / В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 168.
  2. Ковель М.И. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. /М.И. Ковель, Г.В. Глинкина. — Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. — 254 с.
  3. Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. Возможности вопросов – суждений в развитии у учащихся универсальных учебных действий, заложенных в госстандартах нового поколения /Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. // II Международная педагогическая Ассамблея:  материалы научно-практической конференции /Науч. ред. М.В. Волкова. — Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. — 196 с. —  С.94–96
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.М.; Просвещение, 2010. —  159 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые о...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

Применение разных способов дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.

Данный материал был подготовлен мною для выступления на заседании Школы молодого учителя. В нём рассматриваются способы дифференцированного подхода к обучению учащихся начальной школы на разныых этапа...