Главные вкладки

    Статья (4 класс) на тему:
    Формирование учебной компетенции во внеучебной деятельности

    Суслова Анна Михайловна

    Формирование учебной компетенции во внеучебной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konferentsiya.docx19.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование учебной компетенции во внеучебной деятельности

    Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. В своей деятельности ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций: ценностно-смысловой; учебно-познавательной; информационной; коммуникативной. 
    Остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции. Учебно – познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. А, значит, задачу вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости. 
    Вызывая любопытство, причину познавательного интереса, я использую следующие приемы: 
    - создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, 
    изучение нового материала с опорой на старые знания; 

    - положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя; 

    - рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.); 

    - занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки. 
    Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю: 
    - прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности; 
    - предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности; 
    - реакция на ошибку, через прием «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий; 
    - практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала. 
    Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок): 
    - включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу; 
    - создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий; 
    - сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование; 
    - привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений. о 
    - стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий. 

    Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом. 
    Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет мне наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем. 
    Использую и другие методы. Это исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моделирования, дискуссионный метод, сюжетные игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей. 
    Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. 
    Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Работая над формированием учебно - познавательной компетенции я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться в средних школах города на второй ступени образования. 
    Это позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников сформировано стремление к познанию: они умеют самостоятельно работать с источником знаний; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника, ведут контроль над своими действиями; дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала; с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог, а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. 
    Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация самостоятельной работы младших школьников во внеучебной деятельности

     Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспита...

    Формирование ответственности младших школьниокв во внеучебной деятельности

    В данной работе представлены результаты экспериментального исследования уровня сформированности нравственного качсетва ответственности....

    Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

    Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

    Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время

    Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время...

    Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется  на достижении личностных и метапредметных резу...

    Проект "Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности"

    Содержит цель, задачи, гипотезу, план действий и основные формы работы....

    "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе» (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

    Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...