Проект "Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности"
статья по теме

Силаева Светлана Вячеславовна

Содержит цель, задачи, гипотезу, план действий и основные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitiya_kultury_povedeniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности».

Тема:  Нормы культурной жизни.

Проблема:  можно ли научить и приобщить ребенка  к нормам  

                    культурной жизни?

Гипотеза:  если вести планомерную поэтапную работу  по расширению

                   представлений детей о нормах культурной жизни и

                   приобщению к ним, то повысится уровень воспитанности

                   учащихся.

Цель:   развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи:  

          - принятие норм культурной жизни в классном коллективе и  

            обществе;

   - создание условий для реализации творческих способностей

     детей;

   - создание условий для сотрудничества, согласия,

     взаимоотношения.

План действий:

  1. Провести диагностику:

      - уровня воспитанности учащихся;

- исследования ценностных ориентаций (по М.Рокичу);

- анкетирование детей: «Считаю ли я себя культурным человеком»,

  «Приличные и неприличные действия», «Как я себя оцениваю»;

- анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье», «Как я

  оцениваю своего ребенка».

2. Использовать технологии организации и проведения группового    воспитательного дела (Н. Е. Щуркова) и коллективного творческого воспитания (И. П. Иванова).

3.  Разработать систему мероприятий  по расширению представления детей о нормах культурной жизни:

- гигиенической культуре;

- физической культуре;

- культуре поведения человека;

- экологической культуре;

- культуре устной и письменной речи;

- культуре физического труда;

- экономической культуре.

4.  Провести эксперимент по этапам:

                 1 этап -  «Культура внешности и правила поведения  в   общественных местах».

Цель: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека; обучение детей искусству быть привлекательным, способам «сотворения самого себя», освоение норм поведения.

Использовать игры, игровые ситуации, тренинги, беседы:

   - Беседа о правилах поведения в школе, общественных

местах.

   - Тренинг «Ты - зритель», «Ты – экскурсовод», «Ты –

посетитель музея, планетария».

   - Игра «Ты - зритель», «Ты – экскурсовод», «Ты –

посетитель музея, планетария».

    - Беседа по ТБ во время каникул, правилах поведения в       транспорте, театре, на улице.

     - Тренинг «Мы- пассажиры в транспорте, в цирке и в театре – зрители, в музее – посетители, в библиотеке - читатели».

       - Тренинг «Как я пользуюсь жестикуляцией»,

      - Беседа по ТБ, ПДД «Правила поведения в лесу, парке, на улице. Как     вести себя на каникулах».

                              2 этап – « Культура общения».  

Цель:  формирование у детей открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости от общения, потребности в любви, умение установить и поддержать обратную связь с собеседником, познание себя и других членов коллектива, выявление учащихся с одинаковыми интересами, формирование умения жить в классном коллективе.

Использовать игры, тренинги, беседы, диспуты, уроки  этикета, кл. часы, родительские собрания:

-  Диспут «Что значит «будь приятен окружающим людям»?».

- Урок  этикета «С незнакомыми людьми»

       - Беседа «Как вести себя с девочками, мальчиками,

со взрослыми».

      - Беседа « Дружба начинается с улыбки».

        - Диспут «Как вести себя с мамой, бабушкой». Тренинг «Я с мамой и     бабушкой в магазине, дома, в гостях».

      - Культура поведения.    Тренинг, «Мне нужна помощь», «Я говорю с мамой, учителем, ребятами».

     - Групповая игра по культуре поведения «От улыбки радуга проснётся».

    -Родительские собрания: «Как научить ребёнка жить в мире людей», «Поговорим о дружбе».

     3 этап – «Этика семейных отношений и культура быта».

Цель:   семья должна быть активным помощником педагогического процесса.

Основные формы работы:

     - Беседа «К вам пришли гости».  

        - Кл. час «Да здравствуют вежливость и доброта!».

         - Беседа «Как вести себя с братьями, сестрами,  родителями».

         - Беседа об уважительном отношении к чужому труду.

         - Праздник «Рыцарский турнир вежливости».

           - Диспут «Как вести себя с мамой, бабушкой». Тренинг «Я с мамой и бабушкой в магазине, дома, в гостях».

          - Культура поведения.    Тренинг «Мне нужна помощь», «Я говорю с мамой, бабушкой, родственниками».

          - Праздник «Февральские посиделки».

          -Родительское собрание  «Уроки этики поведения для детей и родителей».

                  4этап – «Культура речи» 

Цель:  способствовать овладению учащимися нормами устного и письменного языка, воспитанию нравственных качеств.

         Использовать следующие формы работы:

        - игры типа «Волшебные слова»;

      -  сочинения: «Как мы можем построить лучшее будущее», «Золотая рыбка на новый лад» и др.;

      - участие в НОУ,  этических чтениях, проектах;

      - тесное сотрудничество с городской библиотекой №7 «Золотой ключик» и т.д.

Вывод: в ходе проведения эксперимента была проведена диагностика, результаты которой подтвердили, что основными     причинами неумения детей вести себя являются:

  • незнание некоторых правил;
  • неумение их выполнять из-за отсутствия привычки;
  • невыполнение из-за отсутствия волевого усилия;
  • невыполнение из-за того, что считают ненужными.

Эти причины объяснили низкий уровень воспитанности учащихся. Планомерная работа по развитию культуры поведения привела к положительному результату: уровень воспитанности повысился по многим параметрам с 3,5 до 4,8 балла. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.  Следовательно, необходимо продолжать работу в этом направлении.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по культуре поведения младших школьников.

Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

«Воспитание культуры поведения младших школьников».

Лекторий для родителей начальных классов....

Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников

В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно.  Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...

Культура поведения младших школьников

Описан план проведения мероприятий по культуре поведения....

"Воспитание культуры поведения младших школьников".

Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...