Главные вкладки

    Новые воспитательные технологии
    методическая разработка на тему

    Борзенкова Олеся Сергеевна

    Данный материал познакомит с современными воспитательными технологиями, позволяющими педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshchenie.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

    Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

              Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

    • Диагностирование
    • Целеполагание
    • Проектирование
    • Конструирование
    • Организационно – деятельностный компонент
    • Контрольно – управленческий компонент

    Содержанием воспитательных технологий являются:

    • Научно обоснованные социализированные требования
    • Передача социального опыта
    • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
    • Социализированная оценка ученика
    • Организация творческого дела
    • Создание ситуации успеха

    Существует масса различных воспитательных технологий: это и распространённые традиционные и современные инновационные.

    Я хочу остановиться на следующих новых технологиях.

    Новое – это хорошо забытое старое.

    • Диалоговые технологии
    •  Шоу – технологии
    •  Технология «Коллаж»
    •   «Коллективное творческое дело»

     Диалоговые технологии проходят в форме:

    • Дебатов
    • «Круглого стола»
    • Коммуникативного письма
    • «Мозгового штурма

    Дебаты – это интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.

    Условия игры:

    1. Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает).
    2. Обязательно наличие «спикера» в каждой команде.
    3. Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше .

    Структура:

    • Определение темы (в виде утверждения), целей – «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».
    • Формирование команд
    • Работа с информацией по теме ( «мозговой штурм»,  поиск информации, составление вопросов)
    • Подготовка команд
    • Критерии оценки
    • Форма анализа и оценки
    • Рефлексия

    «Круглый стол»

    Это одна из форм проведения дебатов

     «Мозговой штурм» или «Мозговая атака»

    Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

    Обязательные условия:

    1. Закрепление эксперта (пишет)
    2. Назначение «кукушки» (засекает)
    3. Ограничение времени (10 – 15 минут)

    Правила

    • Запрет критики
    • Отсутствие шаблонного мышления
    • Свобода воображения
    • Желательное уточнение мыслей посредством вопросов.
    • Мысли озвучиваются коротко
    • Приветствуется большое количество идей
    • Оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека!

    Примеры:

    • Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.
    •  Предложите модели одежды без ниток и клея.
    • «Ассоциации» (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба)
    • Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево)
    • Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.
    • Как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая её?

     « Коммуникативное письмо»

    • Незаконченное предложение

    «У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»

    • Контраргументы

    «Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»

    • Ранжирование

    (что такое хорошо, а что такое плохо)

    Шоу – технологии

    Игровые мероприятия с делением участников на три группы:

    • «Сцена»
    • «Зал»
    • «Ведущий»

    Игры – шоу: «Звездный час», «Зов джунглей», «Поле чудес», КВН, и т. д.

    Игры тренинги: посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем  месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

    • Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.
    • Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.
    • Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.
    • Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

    Технология «Коллаж»

    • Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.
    • Реализуется в группах.
    • Предусматривает презентацию

    «Добрый – значит щедрый?»

    «Я есть часть глобального»

    Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

    • коллективное творчество;
    • единое дело и добровольное участие в нём;
    • свобода выбора форм деятельности;
    •  содружество взрослых и детей;
    •  развитие коллектива под влиянием  творчески одарённых лидеров.

    Виды коллективных дел:

    • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
    • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
    • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
    • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
    • И другие

    Ситуативные технологии

    Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

    Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

    1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

    2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

    3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

    4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

    Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

    Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

    Заключение. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,  установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность.  Необходимо  ориентироваться в первую очередь на развитие  ребёнка,  научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной,    работы   в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей  работы,  вовремя перестраивать её,   брать  на себя ответственность.  

     Отличие современных технологий от традиционных: если раньше технология была направлена на приобретение знаний, то сейчас - на приобретение опыта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО («активные методы обучения»).

    Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО («активные методы обучения»)....

    Педагогический совет на тему: «Новые воспитательные технологии».

    Педагогический совет на тему: «Новые воспитательные технологии».                    Педагогический совет ...

    Статья.Новые воспитательные технологии. Виды и направления.

    Краткое описание слайдов Слайд1 Воспитание в школе – это не специальные разовые мероприятия. Воспитание должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой ...

    "Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

    Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

    методический материал«Новые воспитательные технологии».

    Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигаетс...

    Новые воспитательные технологии в начальной школе

    Воспитательные технологии - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющие достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на...