Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Уроки нравственности"
    рабочая программа (2 класс) на тему

    В программе соблюдены все требования ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uroki_nravstvennosti_-_kopiya.docx40.72 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                   Приложение к основной образовательной программе

                                                                  начального общего образования

                                                                   Российская Федерация

    Тюменская область

     Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    Нижневартовский район

    муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

    «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    Согласовано

    на заседании методического совета школы

    председатель ______________  

    протокол  № 2 от 31.08.2015                                                                                                      

    Утверждаю:

    директор школы                                                                      ________________

    Приказ от 01.09.2015 № 444

         

    Рассмотрено на заседании

    МО учителей начальных классов

    Руководитель МО  ________

    Протокол   № 2 от 31.09.2015

                                                                                                                                                       

                                                         

                                             

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по  внеурочной деятельности

    «Уроки нравственности»

     

                                    Белимовой Жанны Викторовны,

    учителя начальных классов

    Направление «Духовно-нравственное»

    для 2 б класса

    пгт. Излучинск

    2015/2016 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности»М.: Просвещение, 2012г., с использованием методического пособия Л.В. Мищенкова«Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.

    Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.

    Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

    Цель и задачи программы

    Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

    Задачи:

    сформировать систему нравственных ценностей;

            - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

            - формировать экологически воспитанную личность;

            - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

            - формировать интерес к чтению художественной литературы;

            - развивать познавательную активность;

            - развивать творческие способности.

    Отличительными особенностями являются

    В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:

    - аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)

    - системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)

    - развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

    Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

    Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

    Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

    Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Описание ценностных ориентиров содержания

    курса

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

    Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

    Особенности организации учебного процесса.

            Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо» и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов.         

                    Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

    Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом второй год. Во время занятий у ребенка формируется позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

    «Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется  яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях«Уроках нравственности» важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.

     Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

                    Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.                                Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

                    Для проведения занятийразработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

     а)  двух рабочих тетрадей дляобучающихся на печатной основе;

     б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

                    

    Предполагаемые результаты

    У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

    Личностные универсальные учебные действия:

    -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

    - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    - эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    - строить сообщения в устной и письменной форме;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    Контроль и оценка планируемых результатов

                    В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

    Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

    Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    Для оценки эффективности занятийможно использовать следующие показатели:

    - сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к окружающим;

    - применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

    - выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

    Содержание программы

    2 класс

    1.«Я и школа» (1 час).

    О культуре поведения в школе.

    2. «Я и семья». (2 часа).

    Под крышей дома моего.

    Давайте, друзья, потолкуем о маме …

    3. «Я и природа» (8 часов).

    Времена года.

    Отправляемся в путешествие.

    Зима в лесу.

    Лепим снеговика.

    Тропинка.

    Ох уж этот ветер!..

    Школа насекомых.

    Лето в загадках.

    4. «Я и книги» (10 часов).

    Узнай меня!

    Во саду ли, в огороде.

    «Девочка и разбойники».

    По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка».

    Для чего нужны нам глазки.

    И снова сказка!

    Волшебники и волшебные предметы.

    Животные с книжным страниц.

    Сказочные фанты.

    И снова сказочные фанты.

    5.« Я и окружающие» (8 часов).

    Не надо больше ссориться …

    Учимся дружить.

    Учимся обсуждать проблему.

    Слушаем сказку.

    Колечко красоты.

    Цветик – семицветик.

    Спешим на помощь бабке Ёжке.

    День космонавтики.

    6. «Я и животные» (2 часа).

    Белый пес в сиреневый цветочек.

    Поговорим о собаках.

    7.«Я и здоровье» (3 часа).

    «Тише, пожалуйста!»

    Занимательный журнал «Имена».

    Экскурсия в медицинский кабинет.


    Календарно-тематическое планирование 2 класс

    Тема урока

    Виды деятельности

    Количество часов

    Дата проведения

    По

    плану

    По

    факту

    1

    О культуре поведения в школе

    Познавательная беседа, ролевая игра, ребусы.

    Знакомство с басней С. Михалкова «Зеркало»

    1

    2.09

    2

    Под крышей дома моего

    Познавательная беседа, загадки, игра, изготовление аппликации.

    Знакомство с рассказом В. Осеевой «Рекс и Кекс»

    1

    09.09

    3

    Времена года

    Беседа, викторина, загадки.

    Знакомство со стихотворением А. Екимцева «Времена года»

    1

    16.09

    4

    Отправляемся в путешествие

    Загадки, ребусы, игры.

    Знакомство с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники»

    1

    23.09

    5

    Узнай меня!

    Загадки, ребусы,

    1

    30.09

    6

    Не надо больше ссориться …

    Познавательная беседа, игра, ребусы.

    Знакомство с рассказом А. Герасимова «Волшебное слово «стоп»

    1

    7.10

    7

    Учимся дружить

    Познавательная беседа, ролевая игра.

    Знакомство с притчей «О дружбе»

    1

    14.10

    8

    Белый пёс в сиреневый цветочек

    Беседа, ребусы

    1

    21.10

    9

    Учимся обсуждать проблему

    Ролевая игра, ребусы.

    Знакомство с притчей «Два ангела»

    1

    28.10

    10

    Во саду ли, в огороде

    Познавательная беседа, загадки, кроссворд, ребусы.

    Знакомство со сказкой «Чайничек»

    1

    10.11

    11

    Слушаем сказку

    Беседа, графический диктант, тест

    1

    17.11

    12

    Поговорим о собаках.

    Познавательная беседа, ребусы, кроссворд, викторина-тест, загадки.

    1

    24.11

    13

    «Тише, пожалуйста!»

    Познавательная беседа, ребусы, клиптограмма

    1

    2.12

    14

    Занимательный журнал «Имена»

    Познавательная беседа, загадки, ребусы.

    Знакомство со стихотворением «Восемь Тань»

    1

    9.12

    15

    Колечко красоты

    Познавательная беседа, ребусы, игра.

    Знакомство с рассказом В. Донниковой «Канавка»

    1

    16.12

    16

    «Девочка и разбойники»

    Познавательная беседа, ребусы, загадки, графический диктант.

    Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Девочка и разбойники»

    1

    23.12

    17

    Экскурсия в медицинский кабинет

    Экскурсия, графический диктант, загадки, логические задачи

    1

    13.01

    18

    Зима в лесу

    Познавательная беседа, загадки, ребусы

    1

    20.01

    19

    По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка»

    Ребусы

    1

    27.01

    20

    Для чего нужны нам глазки

    Познавательная беседа, ребусы

    1

    3.02

    21

    И снова сказка!

    Викторина по сказкам, ребусы, графический диктант.

    Знакомство с литовской народной сказкой.

    1

    10.02

    22

    Лепим снеговика

    Ребусы, кроссворд, игра, викторина по сказкам

    1

    17.02

    23

    Давайте, друзья, потолкуем о маме …

    Игра, викторина, графический диктант.

    Знакомство со сказкой В. Сухомлинского «Семь дочерей»

    1

    24.02

    24

    Цветик – семицветик

    Познавательная беседа, ребусы.

    Знакомство со сказкой В.П. Катаевой « Цветик – семицветик»

    1

    2.03

    25

    Волшебники и волшебные предметы

    Познавательная беседа, ребусы, графический диктант

    1

    9.03

    26

    Животные с книжным страниц

    Загадки, ребусы, викторина по сказкам,  графический диктант

    1

    16.03

    27

    Спешим на помощь бабке Ёжке

    Ребусы, графический диктант

    1

    30.03

    28

    День космонавтики

    Познавательная беседа, ребусы

    1

    6.04

    29

    Тропинка

    Ребусы, тест

    1

    13.04

    30

    Ох уж этот ветер!..

    Ребусы, викторина.

    Знакомство с русской народной  сказкой

    1

    20.04

    31

    Сказочные фанты

    Игра, тест, графический диктант, ребусы

    1

    27.04

    32

    И снова сказочные фанты

    Загадки, ребусы, задачи на логическое мышление

    1

    4.05

    33

    Школа насекомых

    Познавательная беседа, логические задачи, ребусы

    1

    11.05

    34

    Лето в загадках

    Загадки, ребусы

    1

    25.05

    Итого:

    34


            Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

    К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

    - систему нравственных качеств и этическое сознание;

    - потребность в самовоспитании и саморазвитии;

    - чувство уважения к правам и обязанностям человека;

    - чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

    - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

    - ценностное отношение к природе, окружающей среде;

    - потребность в чтении художественной литературы.

    Учебно – методическая литература для учителя

    Автор, год издания

    Название пособия

    Вид пособия

    1.

    Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г

    «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо»

    Методическое пособие для 2 класса

    2.

    Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

    Пособие для учителя

    3.

    Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова   и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

    Пособие для учителя

    4.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

    Пособие для учителя

    5.

    Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», - М.: Просвещение, 2012,

    Учебная литература для обучающихся

    Автор, год издания

    Название пособия

    Вид пособия

    1.

    Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г

    «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо»

    Рабочие тетради в 2-х частях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»

    Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы  Светловой Е.В....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

    Программа «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Программа рассчитана на четыр...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

    Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

    Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

    Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...