Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера- турного чтения
презентация к уроку по теме

Донгак Лориса Ак-кысовна

Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темплом они модифицировали ее для стран Восточной и Центральной Европы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkmchp.pptx107.87 КБ
Файл почему я выбрала технологию РКМЧП23.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера - турного чтения Донгак Лориса Ак - кысовна - учитель начальных классов МБОУ Ак-Дашской СОШ.

Слайд 2

Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темплом они модифицировали ее для стран Восточной и Центральной Европы.

Слайд 3

В 1997г. при поддержке Международной ассоциации чтения программа «Развитие критического мышления» стала внедряться в России и еще в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии.

Слайд 4

По Д.Халперну : « Критическое мышление – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».

Слайд 5

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказаться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Слайд 6

Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

Слайд 7

Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не может стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока не обладаешь разнообразной информацией.

Слайд 8

3. Настойчивость . Часто, сталкиваясь с трудной задачей мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении. 4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает правильные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

Слайд 9

5. Осознание. Очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. 6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Слайд 10

Технологические этапы. I стадия II стадия III стадия Вызов: -- имеющиеся знания; -- интерес к получению новой информации; -- постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: -- получение новой информации; -- корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: -- размышление, рождение нового знания; -- постановка учеником новых целей обучения.

Слайд 11

Функции трех стадий технологии развития критического мышления. Стадия (фаза) Функция Вызов. Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Слайд 12

Функции трех стадий технологии развития критического мышления. Стадия (фаза) Функция Осмысление содержания. Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

Слайд 13

Функции трех стадий технологии развития критического мышления. Стадия (фаза) Функция Рефлексия. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Слайд 14

Приёмы и стратегии. КЛАСТЕРЫ («грозди») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди», т.е. графический прием систематизации материала. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе. Может быть применён на стадии вызова.

Слайд 15

Тема: Имя существительное. (для 4 класса). Имя существительное

Слайд 16

ИНСЕРТ – это маркировка текста значками по мере его чтения: « V » – уже знал, «+» - новое для меня, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы. Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф.

Слайд 17

Инсерт -1 . « V » «+» «-» «?»

Слайд 18

Эффективная лекция. Бортовой журнал Предположения Новая информация

Слайд 19

Чтение с остановками -- Чтение текста с использованием различных типов вопросов. Данный прием учитывает следующее: - текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приема: - текст заранее делится на части: помечается «1 остановка», «2 остановка» и т.д. Остановок не больше 5. -задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности.

Слайд 20

Какие бывают сказки Вид Значение Авторство О животных Развлекает Народная Бытовая Учит Литературная Волшебная Воспитывает

Слайд 21

Пример заполнения двухчастной таблицы Ключевые слова и словосочетания из текста Объяснение

Слайд 22

Пример заполнения двухчастной таблицы Ожидаемое Неожиданное

Слайд 23

Обобщение материала урока Форма: что описывается в рассказе? Содержание: о чем рассказ?

Слайд 24

Прием «Выглядит, как… . Звучит, как… .» ( направлен для запоминания понятий, терминов) Выглядит, как … Звучит, как …

Слайд 25

Прием «Плюс – Минус – Интересно» (на стадии вызова) «+» «-» Интересно

Слайд 26

Прием «Тонкие и толстые вопросы» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто …? Дайте объяснение, почему…? Что …? Почему вы думаете …? Когда …? В чем различие …?

Слайд 27

Концептуальная таблица (для сравнения) Объект сравнения Линия сравнения Линия сравнения Персоналии или факты Персоналии или факты

Слайд 28

Таблица-синтез (для худ. текстов) Ключевые слова (словосочетания) Выписки из текста (связанные с ключевыми словами) Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждение)

Слайд 29

Таблица «З – Х – У» З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали или нам осталось узнать



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ  Я ВЫБРАЛА  ТЕХНОЛОГИЮ

«Развитие  критического  мышления  через  чтение  и письмо»

Донгак  Лориса  Ак-кысовна,  учитель  начальных  классов

МБОУ  Ак-Дашской  СОШ Сут-Хольского  кожууна

       Многие  современные  технологии  можно  использовать для

формирования  ключевых  компетентностей,  но  мне,  учителю

начальных  классов,  наиболее  близка  технология РКМЧП

«Развитие  критического  мышления  через  чтение  и  письмо».

Она  является  одной  из  образовательных  технологий,  поддер-

живающих  компетентностно- ориентированный  подход  в  обра-

зовании.

    Актуальность  процессов  чтения  и  письма  для  образователь-

ной  деятельности  не  вызывает  сомнений. Более  того,  это  те

процессы,  которые  необходимы  человеку в  повседневной  жизни. Однако  практика  показывает,  что  зачастую  наиболее

важные  для  работы с  информацией  процессы--  чтение  и пись-

мо,  над  которыми,  кстати, учителю  приходится  работать  на

каждом  уроке,- малоэффективны и  не  дают  ожидаемого  ре-

зультата. Это  позволяет  предположить,  что  для  повышения

информативной  грамотности  в  учебной  деятельности  необхо-

димо менять  сам  подход к  основным  инструментам  обуче-

ния--  чтению,  письму  и  развивать  эти  навыки  целенаправ-

ленно   и  последовательно.

Навыки  такой  работы  ребенку  необходимо  приобрести  еще

на  первой  ступени, чтобы впоследствии  применять их  при

обучении  на  других  ступенях  образования. Именно в  этом

мне  помогла  технология РКМЧП. Понятия «Вдумчивое  чтение»

и  «рефлексивное  письмо» являются для нее  базовыми, основ-

ными  направлениями.

Основными целями технологии РКМЧП являются:

- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, са- мостоятельность , толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;

- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобще- ния;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятель- ности.

Развитие критического мышления через чтение и письмо является системой стратегий методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Технология позволяет добиться таких результатов как умение работать в увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружаю- щим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмыс-

ления различного опыта, идей и представлений, умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обу- чением умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

   Всем известно, что чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Сле- довательно, нам  необходимо научить учащихся начальных классов хорошо читать и писать, и в процессе этих действий научить их размышлять.  Но как это сделать наиболее эффективно? Лучше всего этого я добиваюсь на уроках в игровой форме, уроках – путешествий , уроках – викторинах, широко используя при этом такие формы работы по технологии РКМЧП, как зигзаг (члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопро- сам изучаемой темы ), чтение с остановками, где дети делают предположения о содержании, обучение в сотрудничестве, актив- ное слушание, заполнение бортового журнала и т.п., что я делаю в своем классе, начиная с первого. Скажу, что в процессе письма человек размышляет о тех сведениях, которые получил при чтении, сомневается, колеблется, анализирует свои мысли и переживания. Поэтому эффективность чтения  и письма взаимосвязаны.

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов; стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам челове- ческого восприятия, сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться  с новой информа- цией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.

I. Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; чему способствует индивидуальной ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, опре- деляются цели изучения предстоящего учебного материала.

II. Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и проис- ходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтении происходит первичный анализ и ранжирование информации.

III. Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных раннее целей. Заключаются в том, чтобы исправить предшествую- щие представления, собранные на стадии вызова, «присвоить»  новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.

Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Так, например, на уроке русского языка проводилась в группах, использовались такие формы как:

- работа в сотрудничестве

- активное слушание

- прием продвинутой лекции

- заполнение таблицы (бортовой журнал)

Я как педагог начальных классов, использующая технологию

РКМЧП, отмечаю стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе. Дети стали больше внимания уделять подготовке у уроку, появилась уверенность в своих творческих возможностях, не боятся брать ответственность на себя, способны делать аргументированные выводы. Возрос уровень сформирован- ности ключевых компетентностей. У учащихся лучшие показатели .

Прослеживается динамика в лучшую сторону. Процент качества успеваемости составляет 65%.

Кроме того, учащиеся умеют работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся потоком информации; готовы к взаимодействию и умению сотрудничать и работать в группе, о чем свидетельствуют почетные грамоты детей.

Хотелось бы отметить, что чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зачастую зависит от его профессиональная успешность.

Поэтому так  необходима еще в школе сформировать навык эффективного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма и использовать для этого возможные средства.

Я планирую и дальше более углубленно, применяя  другие приемы технологии РКМЧП, заниматься в своем классе и поделиться опытом работы на семинарах, методических объединениях, консультаций учителей, выставках  педагогического мастерства.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка...

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Технология развития критического мышления  помогает эффективно формировать УУД, так как в  основе  стратегии технологии критического мышления –  нацеленность  на  развити...

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную....

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Цель моей работы: описание   опыта  применения ТРКМ  на  уроках  русского  языка в начальной школе.Задачи:·      показать знач...

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются учени...