Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии развития критического мышления

на уроках русского языка в начальных классах.

         В многочисленных психолого – педагогических исследованиях убедительно доказывается ,что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ),которое необходимо в ситуациях выбора и принятиях решения, осмысления прогнозов и интерпретации

информации, оценки различных мнений и точек зрения. КМ помогает личности ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Таким образом, критичность выступает как атрибут развивающегося, активно познающего мир человека.

         КМ-обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к информации, новый взгляд на урок. Эта технология дает освоение нового способа познания. Школа- это то мест ,где ребенку отвечают на вопросы ,которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии  КМ, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответов.  Одна из основных целей технологии- научить учеников самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том ,что новое он открыл для себя.  

Модель КМ составляет трехфазный процесс:  вызов- реализация смысла (осмысление)-рефлексия (размышление).  

       1 этап-Вызов.

Учащиеся получают задание, в процессе выполнения которого они указывают то ,что знают или думают о данном объекте, явлении, закономерности и др. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление ,чего же он не знает, что хочет узнать.

      Ведущими на стадии « вызов» являются следующие принципы:

-желание учащихся участвовать в работе;

-использование собственного багажа знаний;

-безоценочное суждение;

-создание ситуации , где можно делиться мнениями;

-в долговременную память легче записывается то, что ложится на уже имеющиеся знания.

       2этап-Осмысление.                                                                                        На этой стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей пытается ответить на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.

        3 этап-Рефлексия.

Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме.

Использование технологии КМ  на уроках помогает детям почувствовать себя в комфортной обстановке ,появляется желание высказывать свое мнение ,развивает речь, учит мыслить критически, находить собственные решения, подкреплять их логическими доводами, аргументировать свою точку зрения. Это поможет им в дальнейшем освоить новые учебные дисциплины, реализовать себя в учебной деятельности.                                           Предлагаю  урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века”.Данный урок не является представлением полной технологии, но приёмы   использованы.                                                                                        Тема: “О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных”.                                                                                                   Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в суффиксах и окончаниях имён существительных                                        Задачи: 1) дать новые знания о правописании букв “о”, “е” в суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и “ц”;                                        2) развитие умения применять знания на практике;                                            3) развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;                                                                                               4) формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности;                                                                          5) воспитание взаимоуважения, любви к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: 1) таблица:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

2) слова, записанные в следующем порядке:                                                    Шёпот, бечёвка, снежок;
Жёлудь, щёчка, плечом;
Шорох, крыжовник, тучей;
Капюшон, обжора, пейзажем;
Решётка, щётка, овражек;
Чёлка, чёлн, умницей;
Шов, шорты, крыльцом. (пока закрыты для чтения)                                              3) рисунок с изображением буквы “ё” в виде ёжика, который живёт в норке, напоминающей корень слова, и буква “о” в виде хомячка, который живёт в домике с трубой, напоминающем обозначения окончания и суффикса слова.

Ход урока:                                                                                                               1. Слово учителя.                                                                                            Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И весёлый, и счастливый
.                                                                                               Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)                                                                                                             -Мне приятно, что у вас есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но сегодня так я хотела бы назвать вас, моих учеников, которые могут прийти на помощь товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку.         2. а) Какой частью речи вы пользовались, чтобы ответить на мой вопрос: “Про кого вы могли бы сказать словами маленького стихотворения?” (именем существительным) Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие предметы и явления).                                 б) Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием.                                                                                          Прочитайте записанные на доске слова. Что их объединяет? (во всех словах есть шипящие)                                                                                                Стадия вызова.                                                                                                           -Прочтите стихи и вставьте пропущенные буквы:                                               1. Ш…колад, ш…фёр, ш…ссе-
Чем слова похожи все?
Ты запомни хорошо,                                                                                                     Что писать в них надо “-----”.                                                                                 2.  Ж…лтый, ш…лковый, тяж…лый,
Ш…пот, ж…лудь, щ…тка, пч…лы–
Пусть запомнится тебе                                                                                               За шипящей буква “------”.                                                                                   Ребята предлагают  варианты ответов и вспоминают правило ,которое помогло им.                                                                                                         3.Есть слова: круж..к, друж..к ,утюж..к и пирож..к.                                             Есть другие: учениц..й, продавщиц..й, баловниц..й                                             Чтоб писать их без сомненья ты--------------------------.                                         При выполнении этого задания ребята испытывают затруднение.                     -Почему мы не можем прийти к единому мнению? Вернемся к стихам вконце урока.                                                                                                                      
Стадия осмысления                                                                                                         3. Шипящие – самые капризные буквы. Послушайте про них сказку.                       Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.  Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами “э”, “ы”, “ю”, “я” шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам “о”, “ё”! То всем шипящим подавай букву “ё”. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с “о”. Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают:– Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!                                                              4. – Что же мы знаем о правописании гласных после шипящих? (заполняется в таблице колонка “Знаю”:                                                                                          – после шипящих пишем “и”, “у”, “а”;                                                                     – слова – исключения: парашют, жюри, брошюра;                                                     -в корне слова после шипящих пишем “ё”;                                                           – слова – исключения (перечисляются известные детям слова)                               5. Записываем предложение для орфографического и синтаксического разбора:   Ш… л по ш…ссе ч…рный галч…нок. (учащиеся ошибаются в правописании слова “галчонок”)                                                                            – Чем не похоже это слово на другие, использованные в данном редложении? (гласный после шипящей встречается в суффиксе)                                                   6. Заполняем вторую графу таблицы: “Хочу узнать” (какая гласная пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? Есть ли исключения?)  Из записанных на доске групп слов выбрать третье лишнее и записать в 2 ст.

– Обозначьте часть слова, в которой пишется “о” или “е”. Что же нам будет ещё интересно узнать на уроке? (При каких условиях пишется “о”, “е” после шипящих в окончаниях имён существительных? Встречается ли исключения из правила? Почему после “ц” пишется то “о”, то “е”?)                                          – Какова же  тема урока? (запись темы на строчке, оставленной после записи “Классная работа”)                                                                                                    8. – Какие будут мнения? (учащиеся называют отдельные буквы, пытаются идти от значения слова, но остальные (или учитель) отвергают одно мнение за другим, пока не появится верная гипотеза. Если у детей она не появляется, то можно дать подсказку:                                                                                        – Поставьте ударение. (Тут уже можно сформулировать само правило, пока не заглядывая в учебник. )                                                                                            9. Откройте учебник на странице 18, читайте правило. Верно ли ваше предположение?                                                                                                         10. Заполняем последнюю графу таблицы “Узнал”:                                             – после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется “О”, а без ударения – “Е”                                                      – исключений нет.                                                                                                   11. Объясните правильное написание слова “галчонок” в предложении, написанном в тетради.                                                                                            12. Физкультминутка предполагает выполнение упражнений, при комментировании которых можно использовать слова на данное правило (плечом, флажок, сапожок, девчоночки,  зайчонок, щёлка и др.).                       – В каком слове напишем “Ё”?                                                                                13. Выполнение упражнения по вариантам: 1 в. Выписывает слова с гласной “о” после шипящих, 2в. – с гласной “е”.                                                          Стадия рефлексии                                                                                             Вернемся к стихам. Какие же буквы пропущены? Закончите последнюю строку.                                                                                                                          Что же узнали сегодня на уроке? (проговаривание правила).                           15. Творческое задание:                                                                                           – составить лингвистическую сказку по рисунку;                                                      – составить небольшой текст, используя ключевые слова, записанные в течение урока.                                                                                           Дома:(задание по выбору) закончить сказку или  выполнить упражнение из учебника.                                                                                                                         Список литературы                                                                                 1.Заир -Бек С.И. , И.М. Муштавинская  Развитие критического мышления на    уроке.-М. : Просвещение, 2011.                                                                         2.Загашев И.О., Муштавинская И.В., Заир –Бек С.И. Учим детей мыслить  критически.- СПб: Альянс-Дельта, 2003.                                                                            3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М. : Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Технология развития критического мышления  помогает эффективно формировать УУД, так как в  основе  стратегии технологии критического мышления –  нацеленность  на  развити...

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера- турного чтения

Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темп...

Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в ор...

Использование технологии мастерских на уроках русского языка

На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. И я, как учитель прекрасно понимаю, что нужно учить ребёнка по-новому. Позиция педаг...

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Цель моей работы: описание   опыта  применения ТРКМ  на  уроках  русского  языка в начальной школе.Задачи:·      показать знач...

Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как развитие языковой компетенции

В статье содержится описание значимости использования языковых игр  на уроках русского языка в начальной школе, приводятся конкретные примеры языковых игр....

Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка

  В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рассматриваются вопросы актуальности обучения смысловому  чтению и описываются приемы,  используемые на различных этапах...