Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как развитие языковой компетенции
статья по русскому языку (4 класс)

В статье содержится описание значимости использования языковых игр  на уроках русского языка в начальной школе, приводятся конкретные примеры языковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как развитие языковой компетенции

   Быстро развивающееся социальное общество под целью образования рассматривает познавательное, личностное и общекультурное развитие учащихся. Одна из главных целей образования – это «научить учиться», то есть показателем сейчас становится наличие у ребенка внутренней мотивации, оказывающее наибольшее влияние на процесс образования и получения знаний. Для выполнения этих условий нужно формировать у учеников потребность учиться, а также развивать коммуникацию.

   Одним из видов УУД, которые отвечают за формирование способности осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в разных учебных и не учебных ситуациях, а так же организацию самостоятельной речевой деятельности в устной и письменной форме, являются коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для овладения коммуникативной компетентностью.

Мы живем в такое время, когда современные дети чаще всего мало уделяют внимания общению со сверстниками. Это связано с тем, что дети не знают, как нужно общаться, сотрудничать с другими детьми. Между тем, учитель чаще всего применяет позицию: «учитель – ученик», что создает преграду для взаимодействия детей между собой. Поэтому учителю необходимо организовать деятельность детей на уроке таким образом, чтобы дети работали сообща, вместе добывали знания.

Коммуникативные универсальные учебные действия реализуются на всех школьных предметах. Но предмет русский язык предоставляет возможность для наиболее продуктивного формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Обучение русскому языку в начальной школе своим конечным результатом имеет формирование умений грамматически правильно, содержательно, стилистически точно, интонационно выразительно высказывать свое мнение, мысли в устной и письменной форме.

Для изучения в начальных классах «Русского языка» подобраны знания, способствующие формированию речевых умений. Так, из области фонетики и графики, обучающиеся получают знания, которые позволяют правильно представить звуковой состав слова, своеобразие гласных и согласных звуков, роль ударного слога, смыслоразличительную роль звука в слове, сознательно соотносить звуковую и графическую форму слова. Из области морфологии обучающийся получает представление о частях речи, частицах, предлогах, местоимениях и правильного их использования.

Вводятся  такие синтаксические понятия, к примеру, как предложение, текст. Учащиеся начальных классов учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией.

Однако все усилия учителя сформировать у детей какое – либо представление или понятие будет обречено на неуспех, если обучающихся не удалось заинтересовать предметом рассуждения. А в настоящее время наблюдается снижение интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка, а это означает, что учащиеся не активны, они не стремятся к познанию, тем самым все это приводит к снижению уровня знаний по предмету «Русский язык». Для многих младших школьников русский язык является одним из самых сложных предметов. И действительно, как ребенок в начальной школе может усвоить так много серьезной информации? В связи с этим необходимо ещё в начальной школе развивать у учащихся интерес к этому предмету, необходимо сделать его как можно более радостным и увлекательным.

Справиться с этой задачей помогут языковые игры, которые не только развивают речь учащихся, но и дают возможность в увлекательной форме усвоить важные знания и нормы русского языка. Первые упоминания о языковой игре относятся к античной истории. Упоминания об игре слов, «забавных словесных оборотах» содержится еще в «Риторике» Аристотеля.

Понятие «языковая игра» было введено австрийским философом Л. Витгенштейном, он называл языковой игрой любой вид деятельности, связанной с языком: «…целое, состоящее из языка и тех видов деятельности, с которыми он сплетен».

Языковая игра развивает языковое чутьё, умение логически мыслить, слушать и слышать, раскрепощённость в обращении с понятиями, лёгкость и радость от общения. Благодаря этому игра позволяет непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. В частности, языковые игры способствуют улучшению фонематического слуха ребенка, развития орфографической зоркости.

Использование языковых игр на уроках русского языка, можно с целью речевой разминки, как например, «Минутка Почемучки», «Спросите друг у друга», диалог – драматизация стихотворения, создание грамматически правильных вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов реальных лиц, диалогов животных, растений и т.д.

Языковые игры можно использовать с целью развития творческого воображения. Это могут быть такие задания как сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, описательный рассказ на основе обобщенных знаний, мини – сочинения, мини – изложения и т.д.

В учебной литературе описывается множество видов языковых игр, направленных на развитие речи учащихся младших классов. Так, например, в пособие для родителей О. А. Белобрыкиной представлено множество игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности младших школьников. Наиболее интересные из них такие игры, как «Объяснялки», в ходе которых дети «вживаются» в роль взрослого и сами дают определение понятиям, объясняя его; «Ролевые игры», в которых ученики сами выбирают роли, придумывают правила, развертывают сюжет и заканчивают по своему усмотрению.

А.К. Аксенова, предложила использование языковых игр при работе над словом, словосочетанием, предложением, текстом. Рассмотрим пример использования языковых игр на уроке русского языка в начальной школе на тему «Слова с непроверяемым написанием», можно начать с таких слов:

Если сноп, как пояском

Подпоясать колоском -

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву ... (Ж)

– Какого цвета сноп? (жёлтого)

Далее можно использовать игру «Кто больше?». Цель данной игры заключается в том, чтобы обучающийся назвал как можно больше однокоренных слов к слову желтый, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета.

Для развития умения подбирать однокоренные слова можно использовать игру «Лесенка». Учитель называет опорное слово, а дети добавляют по одному слову, которое подходит по смыслу, чтобы получить предложение. Эту игру можно проводить по рядам, таким образом, дети видят, что используя одно слово можно составить множество интересных предложений.

Языковые игры необходимы для начальной школы, использовать их надо в системе, на разных этапах урока русского языка, включать в них различные виды деятельности школьников. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам для более систематизированного их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

Языковая разминка к урокам русского языка. 4 класс.

Цель этой работы– обеспечить регулярное повторение и отработку основных учебно - языковых, правописных и речевых  умений и навыков.Языковая разминка может занимать от 7 до 10 минут.  В...

языковая разминка на урок русского языка

тема"Слова отвечающие на вопросы кто? и что?. Задание:записать то,что вы видите на картинках в два столбика...

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка...

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера- турного чтения

Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темп...