Использование технологии мастерских на уроках русского языка
материал на тему

На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. И я, как учитель прекрасно понимаю, что нужно учить ребёнка по-новому. Позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегодня нужно перейти от процесса обучения к процессу учения. Ученик теперь не является своеобразным преемником информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznanie_2015.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии педагогических (творческих)

 мастерских  на уроках русского языка».

На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. И я, как учитель прекрасно понимаю, что нужно учить ребёнка по-новому. Позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегодня нужно перейти от процесса обучения к процессу учения. Ученик теперь не является своеобразным преемником информации. Он становится строителем собственного знания, которое образуется в ходе самостоятельного поиска, столкновения возникших противоречий. Таким образом, время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Использование на уроках русского языка и литературы технологии педагогических мастерских очень эффективно.  Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи, уроков повторения и обобщения она подходит идеально. В данном случае ученику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь тему в более широком формате. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы.

В последние годы  метод педагогических мастерских (французских мастерских) используется во многих странах мира, поскольку его идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

 В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.  Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.

Сущность этой  системы  выражается в следующих основных положениях:

1. Личность с новым менталитетом - это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны: каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

 

 Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия,   приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.  В мастерской учитель – это мастер. Он  не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:

- равенство всех участников, включая мастера;

- все способны к творчеству;

-создание личностной мотивации;

 - отсутствие оценки, соперничества;

- чередование индивидуальной и коллективной работы;

- важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;

- язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;

-  выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.  Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:

 «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Существует несколько разновидностей теорческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и другие. Последняя особенно ценна для учителя – словесника, ведь не секрет, что с каждым новым поколением учеников мы встречаем все меньше детей, способных грамотно выражать свои мысли. Развить речь – это значит, прежде всего, пробудить в человеке генетически закодированное слово, своё, личное.   

Мною разработан мастер-класс для педагогов по теме «Педагогическая мастерская», который поможет, на мой взгляд, проводить занятие по данной технологии.

Слайд 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.  

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В своей работе я  использую технологию педагогических мастерских.  Данная технология позволяет  осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающимися учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.  

Слайд 2. Педагогическая мастерская — это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Хочется познакомить вас с этапами работы в педагогической мастерской.

Слайд 3. Этапы:

  • Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
  • Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
  • Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
  • Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
  •  Творчество.
  •  Афиширование.
  • Рефлексия.

Итак, вы видите, что структура данного урока отличается от традиционной.

Теперь позвольте продемонстрировать поэтапно мастер-класс с использованием данной технологии.

Слайд 4. Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

Учитель. Известные лингвисты прошлого века к этой теме подходили с разных точек зрения. Так Шахматов выделял их 14, Пешковский – 7, Щерба – 10.

- Как вы думаете, о чём идёт речь?

(о частях речи.)

Учитель. Итак, сегодня мы поговорим о частях речи.

А задумывались ли вы над вопросом:

Слайд 5. Почему в русском языке существуют слова различных частей речи?

Давайте попробуем сегодня вместе на него ответить.

Слайд 6.

Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели).

Учитель. Для работы на следующем этапе мне необходимо 9 участников, чтобы создать 3 рабочие группы по три человека.

Перед вами предложение из текста русского лингвиста Льва Владимировича Щербы.

Слайд 7.

«Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокрёнка».

(предложения распечатаны каждой из 3-х групп)

Задание. Определите, какой частью речи является каждое слово?

Работа в группах.

Слайд 8.

А пока группы работают, я предлагаю Вам, уважаемый зал, посмотреть, как определяет части речи литературный герой Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль».

Слайд 9.

Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

Учитель. Группы, поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

Проверили. Верните листы группам.

Слайд 10.

прил.     сущ.     нареч.      глаг.       сущ.  с.      глаг.

«Глокаякуздраштекобудланулабокра  и  кудрячит

  сущ.

бокрёнка».

Учитель. А теперь посмотрите правильный вариант ответа на слайде.

Слайд 11.

Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.

Учитель. Возникали ли у вас затруднения в определении частей речи?

А как вы определяли, к какой части речи относится каждое из этих непонятных слов? (задавали вопрос)

Задание. А теперь, используя полученные результаты (вы знаете, какие это части речи), определите лексическое значение каждого из этих слов?

Можете вы это сделать? (Нет)

А какой мы можем сделать вывод?

(Вывод. Чтобы понять смысл слова, нам не нужно знать части речи. Они нам никак не помогают).

Учитель. Верно. Но всё-таки различия частей речи в русском языке почему-то существуют. Чтобы это выяснить, давайте проведём дальнейшее исследование этой темы и выполним творческую работу.  

Слайд 12.

           Творчество.

Группа №1 -  имена существительные.

Группа №2 -  только глаголы.

Группа №3 –  все части речи.  

Учитель. Скоро Новый год. Самый волшебный и замечательный праздник. Я предлагаю Вам в группах написать небольшое письмо Деду Морозу с просьбой исполнить Ваши самые заветные желания. Но, с одним условием. Группа №1 будет писать письмо, используя только имена существительные. Группа №2 – используя только глаголы. Группа №3 – используя все части речи.  

Работа в группах.

Слайд 13.

  Афиширование.

А  теперь каждая группа представит нам свои сочинения эпистолярного жанра. Пожалуйста,  группа №1. Первая  группа составляла письмо только из имён существительных. Спасибо.

Пожалуйста,  группа №2. Вторая группа составляла письмо только  из глаголов.

Слайд 14.

КОГДА?

КТО?

ГДЕ?

КОМУ?

КАКОЙ?  (на слайде только вопросы)

Вопрос залу: Поймёт ли Дед Мороз, прочитав 1 и 2 письма, когда, кто, где, кому, какой подарок хотят получить участники 1 и 2 групп? Как вы думаете?

(Скорее всего – нет).

А теперь давайте послушаем выступление 3 группы. 3 группа читает свой текст.

Учитель. Данный текст отвечает на эти вопросы? (Да)

Что помогло группе сформулировать точно свои желания?

(использование различных частей речи).

Сделайте, пожалуйста, вывод по проделанной работе.

Выводы: Используя в своей речи слова, обозначающие и предметы, и признаки, и действия, и другие, человек может точно выразить свои мысли.

(Только использование в языке различных частей речи помогает более точно передать содержание текста).

Слайд 15.

  • Рефлексия:

Чтобы правильно выразить свои мысли, нужно…

Если в тексте использовать только…

В русском языке существуют слова разных частей речи, потому что…

Учитель. Теперь  изложите свои впечатления, полученные в ходе занятия, следующим образом. Продолжите данные предложения (предложения – на проекторе).

Учитель. Выполнив данную творческую работу, мы увидели, что текст может носить точный информативный характер только благодаря существованию в нём различных частей речи.

Итак, уважаемые коллеги, подводя итог, хочется отметить, что  использование данной технологии позволяет  в индивидуальном и коллективном поиске самостоятельно приходить к «построению или открытию нового  знания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка...

Использование национального компонента на уроках русского языка (фрагменты урока)

Представлены фрагменты урока русского языка с использованием национального компонента по теме "Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"...

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера- турного чтения

Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темп...

Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в ор...

Использование технологий сотрудничества при обучении русскому языку

quot;Методический семинар" Использование технологий сотрудничества при обучении русскому языку...

Методическая мастерская "Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики"

quot;Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества..." С.Т. Шацкий...