Использование технологии мастерских на уроках русского языка
материал на тему
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. И я, как учитель прекрасно понимаю, что нужно учить ребёнка по-новому. Позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегодня нужно перейти от процесса обучения к процессу учения. Ученик теперь не является своеобразным преемником информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии педагогических (творческих)
мастерских на уроках русского языка».
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. И я, как учитель прекрасно понимаю, что нужно учить ребёнка по-новому. Позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегодня нужно перейти от процесса обучения к процессу учения. Ученик теперь не является своеобразным преемником информации. Он становится строителем собственного знания, которое образуется в ходе самостоятельного поиска, столкновения возникших противоречий. Таким образом, время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Использование на уроках русского языка и литературы технологии педагогических мастерских очень эффективно. Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи, уроков повторения и обобщения она подходит идеально. В данном случае ученику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь тему в более широком формате. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы.
В последние годы метод педагогических мастерских (французских мастерских) используется во многих странах мира, поскольку его идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.
В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:
1. Личность с новым менталитетом - это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Все способны: каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
- равенство всех участников, включая мастера;
- все способны к творчеству;
-создание личностной мотивации;
- отсутствие оценки, соперничества;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
- язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;
- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:
«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Существует несколько разновидностей теорческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и другие. Последняя особенно ценна для учителя – словесника, ведь не секрет, что с каждым новым поколением учеников мы встречаем все меньше детей, способных грамотно выражать свои мысли. Развить речь – это значит, прежде всего, пробудить в человеке генетически закодированное слово, своё, личное.
Мною разработан мастер-класс для педагогов по теме «Педагогическая мастерская», который поможет, на мой взгляд, проводить занятие по данной технологии.
Слайд 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В своей работе я использую технологию педагогических мастерских. Данная технология позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающимися учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.
Слайд 2. Педагогическая мастерская — это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Хочется познакомить вас с этапами работы в педагогической мастерской.
Слайд 3. Этапы:
- Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
- Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
- Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
- Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
- Творчество.
- Афиширование.
- Рефлексия.
Итак, вы видите, что структура данного урока отличается от традиционной.
Теперь позвольте продемонстрировать поэтапно мастер-класс с использованием данной технологии.
Слайд 4. Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
Учитель. Известные лингвисты прошлого века к этой теме подходили с разных точек зрения. Так Шахматов выделял их 14, Пешковский – 7, Щерба – 10.
- Как вы думаете, о чём идёт речь?
(о частях речи.)
Учитель. Итак, сегодня мы поговорим о частях речи.
А задумывались ли вы над вопросом:
Слайд 5. Почему в русском языке существуют слова различных частей речи?
Давайте попробуем сегодня вместе на него ответить.
Слайд 6.
Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели).
Учитель. Для работы на следующем этапе мне необходимо 9 участников, чтобы создать 3 рабочие группы по три человека.
Перед вами предложение из текста русского лингвиста Льва Владимировича Щербы.
Слайд 7.
«Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокрёнка».
(предложения распечатаны каждой из 3-х групп)
Задание. Определите, какой частью речи является каждое слово?
Работа в группах.
Слайд 8.
А пока группы работают, я предлагаю Вам, уважаемый зал, посмотреть, как определяет части речи литературный герой Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль».
Слайд 9.
Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
Учитель. Группы, поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.
Проверили. Верните листы группам.
Слайд 10.
прил. сущ. нареч. глаг. сущ. с. глаг.
«Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячит
сущ.
бокрёнка».
Учитель. А теперь посмотрите правильный вариант ответа на слайде.
Слайд 11.
Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
Учитель. Возникали ли у вас затруднения в определении частей речи?
А как вы определяли, к какой части речи относится каждое из этих непонятных слов? (задавали вопрос)
Задание. А теперь, используя полученные результаты (вы знаете, какие это части речи), определите лексическое значение каждого из этих слов?
Можете вы это сделать? (Нет)
А какой мы можем сделать вывод?
(Вывод. Чтобы понять смысл слова, нам не нужно знать части речи. Они нам никак не помогают).
Учитель. Верно. Но всё-таки различия частей речи в русском языке почему-то существуют. Чтобы это выяснить, давайте проведём дальнейшее исследование этой темы и выполним творческую работу.
Слайд 12.
Творчество.
Группа №1 - имена существительные.
Группа №2 - только глаголы.
Группа №3 – все части речи.
Учитель. Скоро Новый год. Самый волшебный и замечательный праздник. Я предлагаю Вам в группах написать небольшое письмо Деду Морозу с просьбой исполнить Ваши самые заветные желания. Но, с одним условием. Группа №1 будет писать письмо, используя только имена существительные. Группа №2 – используя только глаголы. Группа №3 – используя все части речи.
Работа в группах.
Слайд 13.
Афиширование.
А теперь каждая группа представит нам свои сочинения эпистолярного жанра. Пожалуйста, группа №1. Первая группа составляла письмо только из имён существительных. Спасибо.
Пожалуйста, группа №2. Вторая группа составляла письмо только из глаголов.
Слайд 14.
КОГДА?
КТО?
ГДЕ?
КОМУ?
КАКОЙ? (на слайде только вопросы)
Вопрос залу: Поймёт ли Дед Мороз, прочитав 1 и 2 письма, когда, кто, где, кому, какой подарок хотят получить участники 1 и 2 групп? Как вы думаете?
(Скорее всего – нет).
А теперь давайте послушаем выступление 3 группы. 3 группа читает свой текст.
Учитель. Данный текст отвечает на эти вопросы? (Да)
Что помогло группе сформулировать точно свои желания?
(использование различных частей речи).
Сделайте, пожалуйста, вывод по проделанной работе.
Выводы: Используя в своей речи слова, обозначающие и предметы, и признаки, и действия, и другие, человек может точно выразить свои мысли.
(Только использование в языке различных частей речи помогает более точно передать содержание текста).
Слайд 15.
- Рефлексия:
Чтобы правильно выразить свои мысли, нужно…
Если в тексте использовать только…
В русском языке существуют слова разных частей речи, потому что…
Учитель. Теперь изложите свои впечатления, полученные в ходе занятия, следующим образом. Продолжите данные предложения (предложения – на проекторе).
Учитель. Выполнив данную творческую работу, мы увидели, что текст может носить точный информативный характер только благодаря существованию в нём различных частей речи.
Итак, уважаемые коллеги, подводя итог, хочется отметить, что использование данной технологии позволяет в индивидуальном и коллективном поиске самостоятельно приходить к «построению или открытию нового знания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка
Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-738041-1452965128.jpg)
Использование национального компонента на уроках русского языка (фрагменты урока)
Представлены фрагменты урока русского языка с использованием национального компонента по теме "Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-759156-1456038769.jpg)
Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера-турного чтения
Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темп...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846871-1478631929.jpg)
Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в ор...
Использование технологии синквейн на уроках английского языка
Синквейн-это просто....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-1295481-1607020857.jpg)
Использование технологий сотрудничества при обучении русскому языку
quot;Методический семинар" Использование технологий сотрудничества при обучении русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-1115386-1571398331.jpg)
Методическая мастерская "Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики"
quot;Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества..." С.Т. Шацкий...