Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке?
учебно-методический материал на тему

Ганжа Светлана Давыдовна

Ушли в прошлое уроки, где знания преподносили "на блюдечке". Теперь важнее другое — научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. Рассмотрим один из приемов технологии критического мышления, который известен как "Корзина идей". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priem_korzina_idey.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке?

Алгоритм работы с приемом "Корзина идей"

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

  • Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.
  • На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Нюансы использования приема "Корзина идей"

  • Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.
  • Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.
  • На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.
  • Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

"Плюсы" приема "Корзина идей"

Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть наначальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызываются" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала. (Смотрите также другие приемы, используемые на этапе вызова: "Мозговой штурм""Синквейн""Да-нет", "Верю-не верю""Кластер", "Отсроченная догадка").

Здесь очень важно помочь ученикам самостоятельно определить цели урока. Ведь обычно учитель намечает цели и строит свой урок так, чтобы максимально приблизиться к достижению этих целей. При этом по умолчанию подразумевается, что учащиеся тоже знают эти цели или, в крайнем случае, учитель просто зачитывает их, ставя учащихся, так сказать, перед фактом.

Но психологи и ученые-дидакты отмечают, что процесс обучения гораздо эффективнее, если ученик сам определяет цель обучения и цель конкретного урока. Здесь, наряду с познавательной функцией работает и мотивация: это я хочу узнать, это мне интересно.

Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема "Корзина идей" — привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.

Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым. Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН.

Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

Примеры использования приема "Корзина идей" на уроках

Предмет: Окружающий мир

Тема: Почва

Один из важнейших понятий, которые должны быть усвоены в ходе этого урока — "Что такое почва?".

В корзину могут попасть такие предположения учащихся: это земля, это не вода и не воздух, это вещество, это место обитания животных и растений и т.д.

Этот пример показывает, как использовать прием ТРКМЧП "Корзина идей" в начальной школе для обсуждения одного из вопросов по новой теме, а не всей темы.

Прием "Корзина идей" позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое инфографика и как ее можно использовать.

Небольшая заметка о термине "инфографика".Ее виды и варианты использования в учебном процессе....

Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким ...

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать?

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изобр...

Республиканский фестиваль "От идеи к идее"

Проект может быть использован при работе  образовательного учреждения по воспитательной работе, педагогике и психологии  и соответствует Федеральным государственным требованиям....

Для оценки планируемых результатов использую мониторинг, включающий тестовые технологии, портфолио, рейтинговую систему оценки знаний. Для проведения контрольных срезов использую ЦОРы профессиональных разработчиков. При подготовке обучающихся к промежуточ

Для оценки планируемых результатов использую мониторинг, включающий тестовые технологии, портфолио, рейтинговую систему оценки знаний. Для проведения контрольных срезов использую ЦОРы профессиональных...