Теория и презентация на тему Развитие критического мышления
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Материал по теме Развитие критического мышления. Теория и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЛИПОВКА

Учитель начальных классов Картузова Галина Николаевна

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Если мы будем учить сегодня так, как мы

учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

1 слайд

 Все чаще мы говорим о новых приёмах и современных общеобразовательных технологиях. Одна из таких технологий «Развитие критического мышления».
         
Что же такое критическое мышление? Если объяснить коротко, то думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. 
         
Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы- (американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер ) технологии предлагают строить урок по привычной схеме
         
 2 слайд

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

        

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Первая стадия данной технологии – это стадия вызова. Она призывает вызвать интерес к изучаемой теме.

3слайд

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
« Кластер», « Корзина идей», « Денотатный граф», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  1. Развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения
  2. … внедрение инноваций в педагогический процесс влияет на повышение качества образования?
  3. … критическое мышление – это отправная точка развития творческого мышления
  4. И так, в данной технологии, ученики  сидят пассивно, слушая учителя

4 слайд

Развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения

внедрение инноваций в педагогический процесс влияет на повышение качества образования?

критическое мышление – это отправная точка развития творческого мышления

И так, в данной технологии, ученики  сидят пассивно, слушая учителя

5 слайд

Приём «Корзина идей»

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание –КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? (Запись слов на доске)

( Творчество, нестандартное мышление, любознательность, сознательность, умение самостоятельно думать, мыслить, новая точка зрения)

На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? 

        На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос:? 

6слайд

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун» - «Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы.

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Самостоятельно читают статью в учебнике.

На данной стадии мы используем приём ИНСЕРТ – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста.

Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путешествие, а также развивать систематичность мышления и умения выделять новое.

7слайд

- Предлагаю прочитать вам текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки

V – если это уже знали;

+ – если информация новая;

- – если думали иначе и не согласны;

? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.

- Вы можете работать в парах, группах, а можете индивидуально, как пожелаете.

. После чтения текста

- Вы только что прочитали текст, посмотрим, что получилось.

- Что стало новым, что узнали? Против каких предложений вы поставили знак «+»?

- Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?

- Возникли ли у вас новые вопросы. Что-то захотелось новое ещё узнать?

- Поздравляю, раз у вас появились вопросы после прочитанного, значит вы уже начали мыслить критически.

Следующим этапом может стать заполнение таблицы – инсерт, когда ученики вписывают утверждения в определённые графы, соответствующие значкам.

7слайд

V

+

?

я это знал(а)

новое для меня

думал(а) иначе

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его “сворачиванию” в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. Данный приём позволяет зрительно увидеть столкновение старых знаний с новыми.

- И теперь, мы плавно переходим в следующую стадию – стадию рефлексии.

8слайд

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

 Один из приёмов данной технологии, позволяющий систематизировать новые полученные знания- это - синквейн. Цель данного приёма излагать сложные понятия в краткой форме.

Что такое синквейн? В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Познакомимся с правилами.

Приведу пример детского синквейна . 

9слайд

Синквейн по теме «Чистая вода»

1 Вода

2Дождевая, родниковая

3Течет, замерзает, испаряется

4.Источник жизни

5.Жидкость

Практическая работа
- Предлагаю составить «Синквейн» на тему «МАСТЕР-КЛАСС»
Проверка снквейнов, составленных учителями

- А вот, то что получилось у меня

1 строка – Мастер-класс

2строка – Востребованный, познавательный

3 строка – Учит, мотивирует, задаёт вопросы

4 строка- Мастер-класс не показывают, а проводят

5 строка – Мастерство 

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

- Итак, мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы технологии критического мышления.

- Благодарю за внимание. участие.

 Желаю вам творческих успехов.

Дополнительно

Практическая работа групп, работа с залом.

Работа с залом Метод “Мои предпочтения”. 

(Метод представлен Валентиной Фаткуловой).

Цель метода: расслабление для уставшей группы.

Участники: весь зал.

Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

  • Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;
  • Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;
  • Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.




Синяя шляпа: Я могу похвалить за ...

 Красная шляпа: Меня удивило…

Желтая шляпа: Для меня было открытием то, что ...

Белая шляпа: На мой взгляд больше всего удалось…

Черная шляпа: Я думаю, что …

Зеленая шляпа: На будущее я учту….

ИНСЕРТ – маркировка текста

 «Что же такое критическое мышление?»

  Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

    Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных,. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя.

    В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое.

 В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

И, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, – или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Верите ли вы,что…

развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения

внедрение инноваций в педагогический процесс влияет на повышение качества образования?

критическое мышление – это отправная точка развития творческого мышления

 в данной технологии, ученики  сидят пассивно, слушая учителя

Верите ли вы,что…

развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения

внедрение инноваций в педагогический процесс влияет на повышение качества образования?

критическое мышление – это отправная точка развития творческого мышления

 в данной технологии, ученики  сидят пассивно, слушая учителя

Верите ли вы,что…

развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения

внедрение инноваций в педагогический процесс влияет на повышение качества образования?

критическое мышление – это отправная точка развития творческого мышления

 в данной технологии, ученики  сидят пассивно, слушая учителя

Верите ли вы,что…

развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения

внедрение инноваций в педагогический процесс влияет на повышение качества образования?

критическое мышление – это отправная точка развития творческого мышления

 в данной технологии, ученики  сидят пассивно, слушая учителя

Корзина идей (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок

Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения

«Мозговая атака» проходит в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; в ходе второго этапа учащиеся обмениваются информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Очень нравится моим ученикам приём «Верите ли вы , что…». Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

Так же таблицу «ЗХУ» (Знаю. Хочу знать. Узнал) начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия». Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.

Приём Фишбоун (Рыбий скелет), где голова – вопрос темы,

верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий,

хвост – ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) Чтение учащимися ДИАМАНТ.

ВАНЬКА

несчастье

грязный, голодный,

измученный, загнанный, уставший

горе, неудача, нужда, безысходность

ожидающий, мечтающий, надеющийся

сытый, удовлетворённый

счастье

 Прием РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Нервная система человека»

     Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

     Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по теме: «Развитие критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе с использованием ИКТ».

1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельно...

презентация на тему "Развитие критического мышления через чтение и письмо"о

Данная презентация  содержит описание технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", описаны  такие приемы, как кластер, корзина идей, синквейн, диаманта....

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Презентация на тему "Развитие критического мышления у младших школьников"

Использование технологии РМК на уроках литературного чтения....

Презентация по теме: "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Презентация раскрывает основное содержание педагогической технологии РКМЧП....