"Эстетическое воспитание младших школьников на основе нетрадиционных техник рисования"
статья на тему

Любарская (Байбекова) Татьяна Равилевна

Педагогическое исследование, которое было направлено на эстетическое воспитание и развитие детей младшего школьного возраста. Рассмотрены нетрадиционные техники рисования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Эстетическое воспитание младших школьников на основе нетрадиционных техник рисования"

Любарская Татьяна Равилевна, учитель начальных классов

Муниципальное образовательное автономное учреждение "Гимназия №1 г. Новотроицка Оренбургской области",  

г. Новотроицк

Номинация работы: Педагогическое исследование

Изменения,  происходящие в обществе, требуют от личности творческого развития.  Природа  наделила нас многими способностями, но к сожалению, мы их недостаточно развиваем и раскрываем. А это значит, что они так и остаются нереализованными в жизни. Развивать в себе творческие способности, нужно еще с детства. Но как правило, изобразительному искусству уделяют мало времени, потому что считают не самой важной целью.  Отсюда пропадает интерес детей к урокам рисования, они не умеют нестандартно мыслить, у них плохо развито воображение и фантазия. А самое главное, не проходит должным образом эстетическое воспитание и образование детей.

 Одним из направлений модернизации системы образования является художественно -эстетическое образование. В связи с этим была выбрана тема исследования "Эстетическое воспитание младших школьников на основе нетрадиционных техник рисования".

Объект - нетрадиционные техники рисования в начальной школе

Предмет - механизм внедрения нетрадиционных техник рисования

Гипотеза исследования - внедрение нетрадиционных техник рисования при работе с младшими школьниками способствует их  эстетическому воспитанию.

Цель работы: изучить механизмы  формирование эстетической культуры младших школьников на основе нетрадиционных техник рисования

Проблема: каковы условия использования нетрадиционных техник рисования в начальной школе как основы формирования эстетической культуры младших школьников?

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) рассмотреть особенности использования нетрадиционных техник рисования в  формировании творчества, воображения у младших школьников;

3) разработать программу  кружка по формированию эстетической культуры  младших школьников на основе нетрадиционных техник рисования;

4) опытно - экспериментальным путем доказать эффективность использования нетрадиционных техник рисования для формирования  эстетической культуры  младших школьников

Гипотеза исследования - внедрение нетрадиционных техник рисования при работе с младшими школьниками способствует их  эстетическому воспитанию.

Экспериментальная база исследования - МОАУ "Гимназия №1 г. Новотроицка Оренбургская области", 1 класс.

Эстетическое воспитание - приобщение людей к мировой культуре и искусстве [3].

Цели эстетического воспитания -развитие художественных потребностей и способностей учащихся, освоение детьми культурных форм общения с искусством .

Задачи эстетического воспитания:

1)формирование эстетических знаний и идеала;
2) воспитание эстетической культуры;
3) формирование эстетического отношения к действительности;
4) развитие эстетических чувств;
5) приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
6) формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыс-
лях, поступках, делах, внешнем виде [1].

Рисование возникает у детей уже на втором году жизни. И является неотъемлемой частью жизнь. Все начинается с клякс и головоножен, которые постепенно перерастают в рисунки.  Но для полноценного изображения на листе, детям необходим запас опыта и впечатлений.  Перед тем как изобразить уведенное, ребенок переживает это эмоционально. Поэтому, начинать работу по обучению нетрадиционным техникам нужно с развития у ребенка наблюдательности, воображения,  воспитания чувства прекрасного и эмоциональной сферы школьника. Многообразие техник, помогает детям представить известный объект в новом видение. Открывать для себя новое и интересное.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет [4].

Нетрадиционные техники рисования способны развивать у детей:

  1. мелкую моторику рук;
  2. воображение и  фантазию;
  3. любознательность;
  4. наблюдательность и мышление.

Перечислим примеры нетрадиционных техник:

  1. Печать листьями

Набираются листья разные по форме и размеру. Наносится краска на каждый лист, желательно гуашь. Накрашенной стороной накладывается на альбомный лист и делается отпечаток. Так можно нарисовать дерево.

  1. Рисование методом тычка.

Понадобиться ватная палочка. Опускаем ее в краску  и точечными движениям сверху вниз делаем тычки на альбомном листу.

  1. Кляксография

В  основе техники лежит клякса, которые дети любят и умеют рисовать с детства. Спонтанно рисуется клякса, лист сгибается  пополам, делается ее отпечаток , после чего ребенок дорисовывает получившийся отпечаток

  1. Раздувание кляксы

На листе бумаги ставятся несколько жидких капель и при помощи трубочек из под сока раздуваются. Необходимые элементы дорисовываются.

  1. Ниткография -  рисование нитками

Для этого нужно сложить лист пополам. На одну половину положить несколько ниток, пропитанные краской .  Накрыть второй половиной, придерживая рукой, медленно потянуть за хвостики. Получившиеся изображение можно дорисовать.

  1. Монотопия

На половине  белого  листа рисуется сюжет будущей картины. После чего лист складывается пополам  и хорошо разглаживается.  При необходимости дорисовываются части картины.

  1. Рисование пальцами
  2. Рисование губкой

На обычную губку наносится краска. На листе бумаги делаются отпечатки. Или раскрашивается нарисованный рисунок.

  1. Отпечаток различными предметами

Для этого можно взять овощи, разрезать их и нанести краску на одну половинку. После чего делать отпечатки на альбомном листе.

При желании можно соединить техники.

Для сформированности у школьников эстетической культуры была проведена опытно - экспериментальная работа, которая состояла из  трех этапов:  констатирующего, формирующего и контрольного

На первом этапе эксперимента была проведена  "Диагностика  эстетического воспитания младших школьников". В ходе анкетирования  получены следующие данные, показанные на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровни эстетического воспитания младших школьников.

Результаты диагностики дали основу для проведения формирующего этапа.

Для формирования эстетического воспитания младших школьников была разработана кружковая  программа эстетической направелеености "Игра красок", которая включала в себя разные виды нетрадиционных техник рисования. Занятия проходили один раз в неделю. Программа рассчитана на  33 часа в год (в приложении1дана наиболее подробная программа),

Цели программы: эстетическое воспитание младших школьников на основе нетрадиционных техник рисования

Задачи программы:

  1. развитие воображения, фантазии младших школьников;
  2. художественно-эстетическое воспитание младших школьников;
  3. развитие творческих способностей младших школьников;

Тематическое планирование кружка "Игра красок"

№ п/п

Тема

Количество часов

11

Введение. Знакомство с нетрадиционными техниками. Рисование на любую тему

1

22

Кляксография

1

33

Печать листьев

1

44

Рисование методом тычка

1

55

Рисование пальчиками

1

66

Рисование ладошкой

1

77

Рисование по мокрому

1

89-8-9

Раздувание краски

2

110

Ниткография

1

111

Рисование губкой

1

112

Рисование бусинками

1

113-14

Монография

2

115-16

Рисунок под пленкой

2

117

Морозные узоры

1

118

Рисуем с помощью открыток

1

119

Чей след

1

220-21

Соленые рисунки

2

222-23

Клеевая картинка

2

224

Картинка с двух сторон

1

225-26

Проступающий рисунок

2

227-29

Картинка в технике паспарту

3

330-31

Фотокопия - рисование свечой

2

332

Рисование мыльными пузырями

1

333

Коллаж

1

Приведем примеры детских работ, выполненные при помощи этих техник.

Кляксография

C:\Users\Любарские\Pictures\2014-11-02\002.jpg                     C:\Users\Любарские\Pictures\2014-11-02\010.jpg

Монография

C:\Users\Любарские\Pictures\2014-11-02\007.jpgC:\Users\Любарские\Pictures\2014-11-02\006.jpgC:\Users\Любарские\Pictures\2014-11-02\005.jpg

Рисование методом тычка

C:\Users\Любарские\Pictures\2014-11-02\011.jpg

Картинка с двух сторон

C:\Users\Любарские\Pictures\2014-11-02\012.jpgC:\Users\Любарские\Pictures\2014-11-02\013.jpg

После окончания  формирующего эксперимента, была  "Диагностика  эстетического воспитания младших школьников" Результаты диагностики можно увидеть на рисунке 2.

Рисунок 2.Уровни эстетического воспитания младших школьников.  Контрольный этап.

Сравним показатели уровней эстетического воспитания младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

  • высокий уровень эстетического воспитания вырос на 24 %;
  • средний уровень эстетического воспитания изменился от  63% до 52%, что ниже на 11%;
  • показатели низкого уровня эстетического воспитания стал меньше на 13 %.

Динамику можно проследить в таблице 1.

Таблица 1. Динамику уровней эстетического воспитания младших школьников.

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

3%

27%

Средний

63%

52%

Низкий

34%

21%

Данные исследования показывают, что эстетическое воспитание  младших школьников можно осуществлять через нетрадиционные техники рисования, проводя для этого кружковые занятия. Работа показала, что учащиеся стали творчески мыслить, у них возросла творческая активность.

Список литературы:

  1. Апресяна Г.З. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк.
  3. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников
  4. Электронный источник http://karapysik.ru/

Приложение 1

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка "Игра красок" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. 

Одним из направлений модернизации системы образования является художественно -эстетическое образование.

Рисование возникает у детей уже на втором году жизни. И является неотъемлемой частью жизнь. Все начинается с клякс и головоножен, которые постепенно перерастают в рисунки.  Но для полноценного изображения на листе, детям необходим запас опыта и впечатлений.  Перед тем как изобразить уведенное, ребенок переживает это эмоционально. Поэтому, начинать работу по обучению нетрадиционным техникам нужно с развития у ребенка наблюдательности, воображения,  воспитания чувства прекрасного и эмоциональной сферы школьника. Многообразие техник, помогает детям представить известный объект в новом видение. Открывать для себя новое и интересное.

Рисование — одно из самых любимых занятий детей.  Значение рисования для развития ребенка переоценить невозможно. Прежде всего, оно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Это своеобразная игра. Увлекаясь рисованием, он придумывает сюжет, претворяет его в жизнь, видит результат своей работы, старается сделать лучше, красивее, выразительнее.  

Но рисование необычными способами, т. е использование нетрадиционных техник рисования, вызывает у детей еще больше положительных эмоций.

Благодаря этому происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, чувства прекрасного.  У ребенка развивается глазомер, он учится ориентироваться на листе бумаги. Вырабатывается внимание, усидчивость. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.

Нетрадиционные техники рисования способны развивать у детей:

  1. мелкую моторику рук;
  2. воображение и  фантазию;
  3. любознательность;
  4. наблюдательность и мышление.

Перечислим примеры нетрадиционных техник:

  1. Печать листьями

Набираются листья разные по форме и размеру. Наносится краска на каждый лист, желательно гуашь. Накрашенной стороной накладывается на альбомный лист и делается отпечаток. Так можно нарисовать дерево.

  1. Рисование методом тычка.

Понадобиться ватная палочка. Опускаем ее в краску  и точечными движениям сверху вниз делаем тычки на альбомном листу.

  1. Кляксография

В  основе техники лежит клякса, которые дети любят и умеют рисовать с детства. Спонтанно рисуется клякса, лист сгибается  пополам, делается ее отпечаток , после чего ребенок дорисовывает получившийся отпечаток

  1. Раздувание кляксы

На листе бумаги ставятся несколько жидких капель и при помощи трубочек из под сока раздуваются. Необходимые элементы дорисовываются.

  1. Ниткография -  рисование нитками

Для этого нужно сложить лист пополам. На одну половину положить несколько ниток, пропитанные краской .  Накрыть второй половиной, придерживая рукой, медленно потянуть за хвостики. Получившиеся изображение можно дорисовать.

  1. Монотопия

На половине  белого  листа рисуется сюжет будущей картины. После чего лист складывается пополам  и хорошо разглаживается.  При необходимости дорисовываются части картины.

  1. Рисование пальцами
  2. Рисование губкой

На обычную губку наносится краска. На листе бумаги делаются отпечатки. Или раскрашивается нарисованный рисунок.

  1. Отпечаток различными предметами

Для этого можно взять овощи, разрезать их и нанести краску на одну половинку. После чего делать отпечатки на альбомном листе.

При желании можно соединить техники.

Цели программы: эстетическое воспитание младших школьников на основе нетрадиционных техник рисования

Задачи программы:

  1. развитие воображения, фантазии младших школьников;
  2. художественно-эстетическое воспитание младших школьников;
  3. развитие творческих способностей младших школьников;

Количество часов - 1 час в неделю.

33 часа в год.

Планируемые результаты.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- навыки рисования, установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность;                                                                                                      

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, обеспечивающих успешность совместной деятельности;    

-  умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Предметные

В результате обучения по данной программе учащиеся:

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

- познакомятся с основами знаний в области нетрадиционных техник рисования;

- познакомятся с основными видами работ

- овладеют основными приемами работы (отпечаток, метод тычка, ниткография)

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: для решения простейших задач; для выполнения различных действий с бумагой.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, готовое изделие);

- решать творческую задачу, используя известные средства;

- оценивать результаты своих действий;

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность научиться:

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- планировать учебную деятельность: организация рабочего места, режима работы;

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей;

- выполнять логические операции мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  задавать и отвечать на вопросы,

- умению (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

- работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, координировать его с позицией партнёров при выработке решения;

- организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

Учащиеся получат возможность научиться:

- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

-  улучшить свои коммуникативные способности и приобрети навыки работы в коллективе.

- обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Тематическое планирование кружка "Игра красок"

№ п/п

Тема

Количество часов

11

Введение. Знакомство с нетрадиционными техниками. Рисование на любую тему

1

22

Кляксография

1

33

Печать листьев

1

44

Рисование методом тычка

1

55

Рисование пальчиками

1

66

Рисование ладошкой

1

77

Рисование по мокрому

1

89-8-9

Раздувание краски

2

110

Ниткография

1

111

Рисование губкой

1

112

Рисование бусинками

1

113-14

Монография

2

115-16

Рисунок под пленкой

2

117

Морозные узоры

1

118

Рисуем с помощью открыток

1

119

Чей след

1

220-21

Соленые рисунки

2

222-23

Клеевая картинка

2

224

Картинка с двух сторон

1

225-26

Проступающий рисунок

2

227-29

Картинка в технике паспарту

3

330-31

Фотокопия - рисование свечой

2

332

Рисование мыльными пузырями

1

333

Коллаж

1

Учебно-методическое пособие

  1. Погодина С.  Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.

2. Анцифирова  Н. Г.  Необыкновенное рисование // Дошкольная        педагогика.                    2011. №7(72).

  1. Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П.  Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №6 (65).
  2. Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005. №5 (26).
  3. Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2 (43)
  4. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5 (70).
  5. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009. №1 (50).
  6. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 1997.
  7. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
  8. Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.-Москва,2006.
  9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2007.
  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших                       школьников....

Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на основе социального партнерства семьи и школы.

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.Учитель начальных классов Орлова Алла Витальевна...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»...