Нравственное и эстетическое воспитание младших школьников на основе изучения окружающей природы
статья (1 класс) на тему

Макарова Ольга Юрьевна

Природа - это одно из важнейших средств воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_i_esteticheskoe.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

               

                 Нравственное и эстетическое

            воспитание  младших школьников

                          на основе изучения

                        окружающей природы

                                                

Большое значение природе как одному из важнейших средств воспитания придавали лучшие педагоги.

К.Д.Ушинский  писал: « Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотою и свежестью, к которым способна душа человеческая…»    

Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть последит, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребенок ее полюбит, захочет узнать о ней больше.

Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое , внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направить его деятельность.

Мудрые слова сказал М.Пришвин: « Мы хозяева нашей природы, и она для нас  кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать.»

Основное средство познания природы – наблюдение, которым руководит воспитатель. В процессе наблюдений у ребенка развивается ценное качество личности человека – способность к целенаправленному наблюдению. Наблюдательность нужна каждому человеку, какую бы профессию он для себя ни выбрал.

Музыка, созданная композитором, затрагивает сердца людей потому, что сам композитор любил природу и умел наблюдать ее. Наблюдательность нужна и ученому, и рабочему, и спортсмену.

В биографии известного детского писателя и художника Е.И.Чарушина  мы читаем: « И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают… - все это я полюбил с детства и пережил.»

У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней.

Обращается к природе воспитатель и при развитии у детей умственных  способностей, логического мышления и речи. Когда дети начинают задавать вопросы «почему?», это значит, что их ум созрел для восприятия взаимосвязи явлений.

Наблюдательному ребенку доступно чувство красоты природы, что помогает воспитателю развить у него художественный вкус и понимание прекрасного. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет удивляться  и радоваться красоте, сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Воспитанный человек не будет ходить по газонам, загрязнять реки, разводить костры под деревьями, будет оберегать животных, не давать их в обиду.

Воспитывать любовь к родной природе – значит  и воспитывать любовь к Родине.

 М.М.Пришвин писал: « Не там вся родина, где ты просто родился, а там, где ты к месту своего рождения прибавил еще что-нибудь от себя.»

                                                         Литература:

- К.Д.Ушинский. Собр.соч.,т.3. М.- Л., Издательство  АПН РСФСР, 1948, с.140

- М.Пришвин. Избранное. М., «Московский рабочий», 1971., с.485

- Г.Гроденский. Е.Чарушин. Л., Детгиз, 1962, с.7

- М.Лучич.Детям о природе. М., Просвещение, 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»

Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...

Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала

Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

"Эстетическое воспитание младших школьников на основе нетрадиционных техник рисования"

Педагогическое исследование, которое было направлено на эстетическое воспитание и развитие детей младшего школьного возраста. Рассмотрены нетрадиционные техники рисования....

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на основе социального партнерства семьи и школы.

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.Учитель начальных классов Орлова Алла Витальевна...