Работа в группах как средство стимулирования личной инициативности учащихся младшего школьного возраста
статья (2, 3, 4 класс) по теме

Корнюшкина Ксения Михайловна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rabota_v_gruppah.doc16.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа в группах  как средство развития личной инициативности учащихся младшего школьного возраста»

  Особая актуальность изучения личной инициативности  детей  младшего школьного возраста связана с тем, что именно недостаточная сформированность данного процесса зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при проявлении деятельности в окружающем мире. Как показывают многочисленные психолого-педагогические исследования, существенное место в  проблеме развития личной инициативности принадлежит выбору эффективного метода и форм воспитания инициативности .

 По данным Института теории и истории  педагогики РАО число  инициативных детей в  средних общеобразовательных учреждения составляет 40 % всех учащихся. Это свидетельствует о недостаточно эффективной работе с учащимися на ранней ступени их обучения и отсутсвии индивидуального подхода в работе  с детьми .

  Научная основа подхода к проблеме развития личной инициативности учащихся в начальной школе  была упомянута в трудах Я.А. Каменского,
К. Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна . У С. Л. Рубинштейна   показано, что у детей  младщего школьного возраста активная учебная деятельность неразрывно связана с проявлением инициативности, следовательно  возникает необходимость изучения факторов развития инициативности.

  В результате  обзора литературы было установлено, что инициативность - это интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении  к самостоятельным действиям, в интересах социума, направленных на конструирование новой социальной реальности. Структуру социальной инициативности составляют когнитивный, потребностно- мотивационный и коммуникативно - деятельностный компоненты. Когнитивный компонент инициативности предполагает наличие знаний, необходимых человеку для ее проявления. Наиболее результативной деятельность бывает тогда, когда человек знает правила, принципы и способы  ее выполнения, ориентируется в условиях деятельности, учитывает связи и отношения вещей и процессов. Ведущим, отправным понятием потребностно — мотивационного компонента является направленность, составляющими которой являются потребности, мотивы, интересы и стремления личности, которые через осознание целей деятельности и их значимости для общества и самореализации индивида приобретают для него определенную ценность.
В современных образовательных программах большое внимание уделяется вопросам эффективной организации процесса обучения. Учитывая необходимость развития коммуникативных навыков и стимулирование личной инициативности учащихся всё чаще используются групповые формы работы на уроке.

  Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

 К числу наиболее эффективных форм, активизирующих инициативность учащихся, относится и работа в группах

Работа в группах - это обмен мнениями и поиск подходов к решению обозначенных проблем.
Изучение исследований по данной проблеме продемонстрировало большую значимость проделанной работы, так как  инициатива является одним из главных качеств, основой, для формирования активной, самостоятельной, творческой личности.
 Групповая форма  совместно с индивидуальной формой работы способствуют эффективному решению учебно — методических проблем.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме «Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста для получения качественных образовательных результатов»

Презентация опыта работы по теме«Мультимедийные технологиикак средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста для получения  качественных  образовательных результ...

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Статья "Работа инициативных групп учащихся младшего школьного возраста для формирования коммуникативных УУД "

Работа над сценирем инициативных групп учащихся младшего школьного возраста в процессе подготовки новогоднего праздника по сказке "Снежная королева"....