Игра, как средство развития воображения у учащихся младшего школьного возраста на уроках ритмики.
учебно-методический материал по зож на тему

Антонова Анастасия Львовна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основоположником ритмики как действенного метода музыкально-ритмического воспитания, является швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак Далькроз (1865–1950 гг.)

Далькроз искал новые пути в музыкальной педагогике и назначение своей системы сформулировал так: “Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько “я знаю”, сколько “я ощущаю”, и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения”.

Система Далькроза нашла широкое распространение в нашей стране. Но, к сожалению, творчески развивалась и обогащалась в основном в системе музыкально-ритмического воспитания дошкольного образования.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей детей на уроках ритмики в коррекционных школах, Несмотря на различия решения задач – цель одна индивидуальное развитие каждого ребенка. Преподаватели ритмики в своей деятельности опираются на данные физиологии и психологии, в которых утверждается тесная взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.

Приобщение детей к музыкально-ритмической деятельности и искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания учащихся – приобщения их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

Основными целями предмета “РИТМИКА” в коррекционной школе являются:

  • Формирование знаний в области хореографической культуры умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;
  • развитие исполнительских способностей, двигательной активности, координации движений, ориентации в пространстве, музыкальности, выразительности в исполнении движений, способности самостоятельно оценивать хореографическое произведение;
  • воспитание дисциплинированности, самостоятельности, выдержки, творческой активности, культуры общения и уважительного отношения друг к другу в процессе совместной деятельности, привитие художественного вкуса.

Свои уроки я выстраивала по традиционной схеме занятий ритмикой:

  1. Разминка – куда включаются упражнения на развитие отдельных групп мышц, подвижности в суставах (работа головы, плеч, корпуса, рук и ног), “мышечного” чувства и координации.
  2. Работа по кругу или по линиям – разучивание, отработка, закрепление таких шагов как марш, галоп, подскоки, полька, хороводные и приставные шаги, а также бег и прыжки.
  3. Работа с музыкально-ритмическим рисунком на основе хлопков, притопов и с помощью дополнительного реквизита .
  4. Освоение элементов музыкальной грамоты – знакомство с темпом, характером музыки, куплетными формами и музыкальным размером 2/4 и 3/4.
  5. Упражнения на развитие ориентации в пространстве – построение и перестроение с одного рисунка на другой.
  6. Работа на середине – разучивание и отработка простейших танцевальных движений русского, детского и бального танца.
  7. Упражнения на развитие художественно–творческих способностей – движения в образах животных, действия людей.

Работая по этой схеме, через какое-то время я стала замечать, что занятия ритмикой не всегда вызывают у учащихся интерес. Они без особого энтузиазма шли на урок, на занятиях были невнимательны, с трудом переключались с одного вида деятельности на другой, приходилось по нескольку раз объяснять какое-то задание или показывать движение, возникали проблемы с дисциплиной.

Дети сами по себе очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового материала, но их психика требует чего-то неожиданного и интересного. Интерес проявляется тогда, когда на уроке все понятно и доступно, а чтобы интерес учащихся не угасал на протяжении всего урока, нужен творческий подход педагога.

Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что привить интерес можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ребенка. Таким материалом для меня стали стихи, считалки, рифмованные тексты и загадки, систематизированные по годам обучения.

Стихотворный материал я отбирала из детских книг, журналов (“Мурзилка”), использовала стихи известных детских поэтов, например, Агнии Барто. Некоторые стихи и загадки, включенные в урок, сочиняла сама.

Введение стихотворного материала в урок оживил его, сделал занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно стали включаются в учебный процесс и приобретать новые знания. Начиная урок, я приглашаю детей в зоопарк, где можно встретить много интересных животных:

Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад.
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны, 
Обезьяны, тигры, львы.
Мы под музыку шагаем 
И движенья выполняем.

Данное стихотворение мобилизирует детей, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию интереса к дальнейшим действиям.

В разминке, выполняя упражнения в образах слона, кенгуру, обезьянки, павлина, тигрят, учащиеся неосознанно включаются в работу. Перед работой каждой из отдельных групп мышц, зачитывается четверостишие о каком-либо из животных. Дети, слушая стихотворение, сразу представляют данное животное и возможные его движения. У учеников вырабатывается навык образного мышления и развиваются художественно-творческие способности.

В первой клетке мы встречаем слона:

Очень умный, добрый слон 
Посылает всем поклон,
Он кивает головой
И знакомится с тобой.

– Дети выполняют наклоны и повороты головы.

В следующей клетке мы видим сову:

А вот умная сова,
Только спит она с утра.
Ничего не отвечает,
Лишь плечами пожимает.

В данном стихотворении конкретно указывается, какая группа мышц должна работать, что помогает детям подготовиться к этому упражнению и перестроиться с предыдущего. В связи с этим не требуется остановка музыки и дополнительное объяснение выполнения движений, что экономит время на уроке. С помощью стихов дети узнают много нового, полезного: названия деревьев, цветов, животных. Но главное – стихи помогают усваивать и закреплять материал.

Стихи помогают учащимся переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. На первом году обучения, закончив разминку и приступая к работе с шагами, я использую такое стихотворение:

Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Поскорее в круг вставайте – 
Все за мною повторяйте.

Детям дана четкая установка их дальнейших действий. Они перестраиваются на круг и все их внимание приковано к педагогу. Дальше идет работа с шагами по кругу с использованием считалок и рифмованных текстов.

На втором году обучения учащиеся выполняют шаги уже не по кругу, а по линиям.

Как солдаты на параде,
Маршируем ряд за рядом.
А потом – прыжки, галоп,
За подскоком бег пойдет.
Но проверим мы сначала,
Правильно ли мы стоим:
Носик вверх, а спинка – прямо,
За осанкой проследим.

Данное стихотворение дает возможность детям отдохнуть, помогает переключиться с предыдущего вида деятельности на другой и подготовиться к очередному этапу урока. В стихотворении дана четкая последовательность выполнения шагов, заостряется внимание на правильной осанке – все это организует внимание детей, их активность на уроке, облегчает усвоение и запоминание учебного материала.

Такой дидактический материал, с одной стороны, способствует формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности и инициативы. С другой – помогает изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, формированию учебных умений и навыков. Стихотворный материал стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

Важным и сложным этапом на уроке ритмики является работа с музыкально-ритмическим рисунком. Развитие ритма у детей – одна из главных задач предмета “Ритмика”. Для облегчения сложного процесса учения, ускорения развития и усиления познавательного интереса детей, я опять же использую стихотворный материал.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу?
Топай правою ногой,
Снова правою ногой.
Теперь левою ногой,
Снова левою ногой.
Теперь – правой,
Теперь – левой,
Снова – правой,
Снова – левой.
Правой, левой,
Правой. Стой!
Вот мы и пришли домой!

Дети с большим интересом разучивают и исполняют ритмический рисунок с помощью данного стихотворения, нежели работали бы просто под счет. Упоминание правой и левой ноги в тексте помогает учащимся лучше контролировать свои действия, добиваться точного и координированного исполнения движения.

Так как урок ритмики включен в расписание группы продленного дня и проводится 5–6-м уроком, дети к этому времени уже устают. Поэтому задача педагога – сделать урок увлекательным, создать атмосферу добра и радости.

Использование стихотворного материала на уроке, во время которого учитель может сообщить новые знания, закрепить их и помочь детям отработать необходимые умения и навыки на практике, оправдал все мои ожидания. Соединяя стихи единой сюжетной линией, можно превратить урок в прогулку по лесу, зоопарку, побывать на параде или в других странах. Интерес, с которым ученики воспринимают урок, эмоциональное отношение к нему, желание быстрее включиться в работу еще раз убедили меня, что я на правильном пути. Дети очень быстро запоминают стихи, что способствует развитию памяти, и с большим удовольствием сами читают их на уроке. Учащиеся настолько заинтересованы и вовлечены в работу, что на уроке практически нет необходимости делать замечания детям. И чем интереснее будет урок, тем увлеченнее будут работать дети, тем продуктивнее будет результат урока.

Я не забываю поощрять детей, особенно отмечаю тех, кто малоактивен и несмело включается в работу. Поощрение придает им уверенность в своих силах, помогает раскрепоститься и выполнять задания для всего класса.

Использование стихотворного материала повлияло на работоспособность учащихся, результативность учебного процесса. Чем больше ребенок увидел, услышал, пережил, узнал, усвоил, тем больше его шансы успешно реализовывать себя в любом виде деятельности. Детям нравится работать на уроке ритмики, а мне нравится работать с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

Курсовая работа "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки посредством музыкальной сказки"

Цель исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть особенности воображения у детей младшего школьного возраста и методы развития воображения через музыкальную сказку....

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста

Развивать физические качества у младших школьников можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений....

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...