Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"
статья по теме

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Научная статья  по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_zhelnova_45.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 (по материалам курсового исследования )

Желнова Валерия Сергеевна,45 группа

Научный руководитель- Городцова Елена Сергеевна

Преподаватель психолого-педагогической кафедры , категории

Многое изменилось в системе образования за последние годы. Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.

Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека.

Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические арифмометры.

В частности, другими стали образовательные стандарты, востребованная страной номенклатура специалистов, значительно возросли требования к уровню и качеству их подготовки, поскольку кадры должны соответствовать характеру и современным задачам совершающихся в России экономической и других реформ. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств. Поэтому появилась острая потребность в новых методологических подходах к разработке новейших информационных технологий и информационных технических средств. Компьютеризация — это необходимое условие информатизации, но не достаточное. Компьютер является инструментом, применение которого должно привести к кардинальным изменениям в процессе обучения.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению академика Б.Н.Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е. любая педагогическая технология — информационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология обучения".

Кино позволяет осуществлять формирование личности в нужном направлении с более ранних и простых элементов ее психологической структуры – с интересов. Механизм воспитательного воздействия кинофильма меняется в зависимости от цели мероприятия, его характера, времени проведения (учебные часы или не учебные), от используемого педагогического метода. Об этом писали Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и многие другие.

В связи с тем, что появились информационные технологии, привели к необходимости и возможности создания этого электронного пособия. Язык кинематографа помогает в течение короткого времени создать целостный образ изучаемого процесса. Это пособие облегчает работу преподавателя и студента, делает учебный процесс интересным.

Разработка и использование дидактических современных средств нужна для повышения эффективности изучения дисциплины «Коррекционная и специальная педагогика». На основе актуальности проблемы нами была выбрана тема исследования: «НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» .

Цель нашего исследования являлось то, как современный человек под влиянием информационных технологий по способу воспринимает мир (клиповое мышление). Мы решили разработать этот продукт, потому что электронных средств обучения для школ много, а для средних педагогических образовательных учреждений нет.

Задачи исследования :

-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

-отобрать необходимый материал;

-создать методический комплекс;

-обобщить результаты работы;

Сделать выводы.

Методами нашей статьи стали: подбор видеоматериала, анализ изученной литературы, систематизация материала, разработка электронного пособия, сопоставление.

В материалах нашего исследования мы рассматривали понятие «клиповое мышление» и как оно влияет на студентов, рассмотрели два мнения о клиповом мышлении, выделили пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление».

Рассмотрели: процесс обучения как разновидность познания, понятие средства воспитания, положи тельные (+) и отрицательные (–) стороны клипового мышления. Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. Хронологически подростковый возраст определяется от 10 до 15 лет. Особенностью современных школьников является обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Если дети прошлых лет ощущали определенный информационный голод, то сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Современные школьники умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

Видеофильмы являются не только помощником преподавателю, но и оказывают воспитательную функцию. Формы и методы воспитательной работы нуждаются и непрерывном совершенствование. Фильм становится надежным помощником преподавателя, сооружает его более совершенными способами воздействии на личность молодого человека. Кинопроизведения, показывая путь, пройденный народом, дают ценный материал для воспитания студенческой молодежи.

Кино, как и другие технические средства информации, находится в центре внимания педагогов. При детальном анализе использования экранных пособий в воспитательном процессе ССУЗ обнаруживается эмпирический подход в методике их применения. Преподаватели вынуждены руководствоваться не научными рекомендациями, а интуицией, «удачным опытом». Для решения проблемы, прежде всего, необходимо:

1) определить функции кино как инструмента воспитания;

2) уточнить методы и формы использования произведений кинематографа для целенаправленного формирования личности  

3) найти способ определения уровня воспитательного воздействия фильма.

Кино («широко-осведомительная хроника») выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Для преподавателя важно в данном случае рассматривать документальное кино как способ наиболее точной регистрации научно-исторического факта. Экранный материал служит дополнительным источником сведений.

Далее, кино призвано повышать наглядность учебно-воспитательного процесса. И, наконец, кино выполняет воспитательную функцию. Произведения экранного искусства обладают большими возможностями для формирования мировоззрения, патриотизма, нравственного и эстетического воспитания.

Кино представляет ценность для преподавателя не только как одно из лучших средств фиксации и воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления.

Педагог обязательно должен воспитать культуру чувств, так как иначе невозможно вырабатывать у них необходимые взгляды и убеждения. У человека с неразвитыми чувствами нельзя сформировать сознание, навыки и привычки поведения.

Представители прогрессивной педагогической мысли всегда подчеркивали важность воспитания чувств, считая их основой последовательного развития личности.

Произведения киноискусства — прекрасное средство развития чувств. Поэтому воспитательная роль кино больше, чем может показаться, когда о целесообразности использования картин судят лишь по их тематике. Так, моральному воспитанию молодежи способствуют не только ленты, про которые принято говорить, что они посвящены этическим проблемам. Любой талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Если картина о современности, она еще и подготавливает юношей и девушек к той системе отношений, которая является характерной для нашего общества, частично включает их в эти отношения.[1]

Учебное кино - фильмы, созданные в качестве средств обучения, а также научно-популярные, документальные фильмы, используемые в образовательном процессе.

Учебное кино, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в др. страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации).

Видеозаписи дети не просто смотрят, они их должны анализировать. Одна из задач учителя - научить детей аналитической работе с видеоматериалом.

Каждый учебный фильм должен соответствовать программе определенного курса и учебного заведения, для которого он снят, а также педагогическим требованиям и возрастным особенностям учащихся. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т.п. Учебные фильмы бывают звуковые и немые, черно-белые и цветные. Они создаются в основном по такому учебному материалу, по которому использование других средств обучения и воспитания не дает нужного эффекта. Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлексе, названный рефлексом «Что такое?»: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, нам более высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. [3]

А    видеофильмы как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия. Большую роль видеофильмы играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорных моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

К. Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения.

Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку видеофильма как источника информации, а с другой - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия. Рассматривая роль кинематографа в формировании и обогащении духовного мира личности, влиянии его на межличностное взаимодействие необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с помощью кинематографа информация адресована массам, воспринимается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Основной принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств кинематографа – это необходимость понимания того, что значение информационного потока не сводится лишь к информированию зрителя, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием кино и личности. [2]

В рамках выпускной квалификационной работы мы планируем создать в проколледже раздел с фильмами и видеофрагментами для уроков по коррекционной педагогике для студентов педагогического колледжа.

Список литературы

1. Грязева - Добшинская, В.Г. Психология воздействия современного символического киноискусства. В.Г. Грязева-Добшинская.- Онлайн Библиотека http: //www.koob. ru

2. Клиповое  мышление

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/03/23/klipovoe-myshlenie

3. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm от 02.01.2012]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Преемственность как принцип обучения физике в условиях информационной образовательной среды".

Преемственность можно понимать как взаимосвязь разных этапов обучения на базе единых психолого-педагогических характеристик. На всех этапах должны действовать единые цели, задачи, дидактические принци...

Статья по материалам курсового исследования на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами, рассматривается в качестве одной из целей обуч...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...

Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)

В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...

Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды

Первоначально социализация  ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе. Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.В этом возрасте происходят ...