НАУЧНАЯ СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА" (По материалам курсового исследования)
статья на тему

Научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lemtyugina_evgeniya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

(По материалам курсового исследования)

Лемтюгина Евгения Алексеевна

Научный руководитель – Зубарева Н.С., кандидат филологических наук.

Нам дан во владение самый богатый,

меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

Актуальность проблемы данной работы заключается в том, что в 2011 году был разработан и внедрён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, который основывается на системно-деятельностном подходе к обучению. Системно-деятельностный подход реализовывается в универсальных учебных действиях (УУД), которые предполагают формирование умения учиться. В частных методиках вопросы формирования УУД пока разработаны недостаточно, в частности существуют такие методические пособия, созданные методистами Бурменской Г.В., Володарской И.А. под редакцией Асмолова Г.В., Коволевой Г.С., Логиновой О.Б.От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. [4,54]

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы УУД.

 УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных действий.

        Исходя из актуальности проблемы формирования УУД на уроках русского языка, нами была сформулирована тема курсового исследования «Формирование познавательных УУД при изучении фонетического материала».

Нами была определена цель - изучить возможность формирования познавательных УУД через использование знаково-символических средств при изучении фонетического материала на уроках русского языка в 1 классе.

Для проведения теоретического исследования мы определили следующие задачи:

  • отобрать и изучить лингвистическую литературу по теме «фонетика»;
  • на основе анализа литературы представить понятия звукового строя русского языка и значимость проблемы формирования УУД при изучении фонетического материала;
  • обобщить результаты исследования по теме: «Формирование познавательных УУД при изучении фонетического материала».

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • отбор методической литературы;
  • анализ и сравнение точек зрения ученых;
  • сопоставление данных из различных источников;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала.

Делая выводы по первой главе курсового исследования, можно сказать, что мы передаем нашу речь на письме, но письмо не точное отражение речи. Одна и та же буква в словах может соответствовать разным звукам, и наоборот, один и тот же звук может передаваться разными буквами. При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Обычно орфографическая запись для этого не подходит, поэтому в таких случаях используется фонетическая транскрипция. Фонетика – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способы из образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, особенности членения звукового потока на слоги и другие.

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

Из второй главы, мы сделали выводы, что формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Проблема формирования познавательных УУД обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. [1,68] С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.

Таким образом, в образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Иными словами, приоритетная цель современного образования ориентирована на формирование умения учиться самостоятельно. А поскольку одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении данной дисциплины в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам, ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Овладение навыками творческой деятельности и системой языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой этических и нравственных ценностей. И именно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию.

Среди познавательных универсальных учебных действий особое место занимают знаково-символические действия. Современному человеку, живущему в мире символов и знаков (математических формул и человеческой речи, музыки, балета, языка жестов и танца), для гармоничного развития его личности необходимо овладеть именно знаково-символическими универсальными учебными действиями, позволяющими установить взаимосвязь реальности и мира символов. К знаково-символическим действиям относят такие умения, как кодирование и декодирование информации, умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы, и другое. Для формирования знаково-символических универсальных учебных действий в качестве метода обучения может быть использован метод моделирования. Применение модели в процессе преподнесения учебного материала, работы обучающихся с моделью, предполагает построение модели с помощью специальных знаков, изучение модели, экстраполяцию (перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте), запись контекста моделирования (условия времени и места, материально-технические средства) с помощью специальных символов. При этом модели могут быть различны: теоретическая и эвристическая, трансляционная, конструктивная, проектирующая. Это зависит от того, на что направлено применение моделирования как метода обучения: на привлечение внимания обучающихся к предмету или явлению в реальных условиях; на работу с моделью какого-либо предмета или явления; на упрощение решаемой задачи. [2, 32]

В ходе исследования нами была изучена литература таких учёных, как Бондаренко Л.В., Аванесов Р. И., Горецкий В. Г., Ковалева Г.С.

 В процессе работы по теме «Методика формирования познавательных УУД при изучении фонетического материала» нами было охарактеризовано понятие «универсальные учебные действия» рассмотрены их функции и виды. Мы изучили методические рекомендации, содействующие эффективному формированию познавательных УУД школьников и методы организации образовательного процесса в формировании познавательных УУД у младших школьников при обучении грамоте и письму. Нами было отмечено, что познавательное развитие характеризуется не только формированием у учащихся научной картины мира, но и развитием способности “управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью”; овладением “методологией познания, стратегиями и способами познания и учения”; развитием “логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии”. [3, 44]

Итак, цель «изучить возможность формирования познавательных УУД через использование знаково-символических средств при изучении фонетического материала на уроках русского языка в 1 классе» была достигнута, задачи выполнены.

 В перспективе мы планируем разработать сборник упражнений для развития познавательных УУД у детей на уроках русского языка.

Список литературы:

  1. Асмолов, Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015, – 143с.
  3. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. -  178 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по материалам курсового исследования на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами, рассматривается в качестве одной из целей обуч...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Научная статья  по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...

Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)

В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (по материалам курсового исследования)

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (по материалам курсового исследования)...

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА"

УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролиро...

Статья ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (по материалам курсового исследования)

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и ра...