Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (по материалам курсового исследования)
статья по зож на тему

Егорова Татьяна Леонидовна

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (по материалам курсового исследования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.43 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Кандонина Татьяна Леонидовна

Научный руководитель — Гарбуз О.В., преподаватель кафедры иностранного языка, методического объединения иностранного языка высшей квалификационной категории

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.
Сократ

Цель нашего курсового исследования  состояла в том, чтобы изучить особенности использования здоровьесберегающих технологий в условиях начальной школы.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Уже давно неоспоримым стал факт, что школьные нагрузки, которых с годами не становится меньше, оставляют свой отпечаток на здоровье учащихся. [1, 4] Анализируя состояние здоровья первоклассников и тех, кто оканчивает школу, специалисты отмечают печальные факты: ежегодно у многих детей регистрируются нарушения зрения, различные степени сколиоза, заболевания желудка, нервной и сердечно - сосудистой систем и многие другие. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить её поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни. [3, 59] Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего детства. Мощным источником формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) детей является физическая культура. [2, 153] Но важно помнить, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. [5] Под этим подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен человек, обладающий высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. [4, 11]

Исходя из проблемы спортивного – оздоровительного воспитания  младших школьников, нами была сформулирована тема курсового исследования: «Здоровьесберегающие технологии во внеурочной работе в начальной школе».

Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования:

  1. Путем изучения методической литературы отобрать наиболее приемлемые методы и приемы для современного образовательного процесса;
  2. На основе анализа литературы представить в тексте работы материалы по спортивно – оздоровительному направлению во внеурочной деятельности;
  3. Обобщить результаты исследования по теме «Здоровьесберегающие технологии во внеурочной работе в начальной школе» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в начальной школе, помогают воспитывать у детей младшего школьного возраста культуру здорового образа жизни, помогают расширить представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. [1, 7]

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. [5]

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

 В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. [2, 201]

В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т. д. Поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни. [4, 15]

Благодаря наличию во внеурочной работе системы здоровьесбережения удается: 

  • обеспечить высокий охват учащихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом; 
  • увеличить объём двигательной активности детей; 
  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к сохранению и укреплению здоровья; 
  • обеспечить рост мотивации к ведению здорового образа жизни; 
  • активизировать помощь родителей и общественности. 

Таким образом, система внеурочной занятости детей, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной. [3, 60]

Успешность реализации задач по созданию здоровьесберегающей среды в школе и формированию у учащихся здорового жизненного стиля достигается благодаря совместной работе медиков, педагогов, специалистов учреждений муниципального образования. Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников. [2, 323]

В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровьесберегающей и здоровье формирующей педагогической системы. [1, 11]

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.  [3, 62]  

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения младших школьников, без ущерба для их здоровья. [5]

В условиях выпускного квалификационного исследования мы планируем разработать практическое пособие по работе с младшими школьниками в области здоровьесбережения во внеурочной работе.

Список литературы

  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы.  [Текст]: книга для учителя / Дереклеева Н.И.  – М.: ВАКО, 2007. – стр. 4 - 18.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1 – 4 классы [Текст]: книга для учителя / Дереклеева Н.И. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.
  3. Жукунов Е.В. Физическая культура в школе [Текст]: журнал / Жукунов Е.В. – 2013. - №6. - стр. 59 - 62.
  4. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» [Текст] / 2009 г. - №3. 2010 г. - №5.

Электронные ресурсы

  1. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: сообщество учителей-предметников "Учительский портал" = uchportal.ru. – 2007 – 2014. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-2559.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии во внеурочной деятельности учащихся начальной школы

Использование информационных технологий позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся; - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; - обеспечить высокую степень...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФГОС ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Внеурочная деятельность школьников является органическим продолж...

: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

  Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно  звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...

Статья ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (по материалам курсового исследования)

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и ра...

Применение проектной технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - выступление на городском семинаре.

      После вступительного слова подключаются дети. Они рассказывают о проделанной исследовательской работе по теме "Птицы зимой" и предлагают завучам принять участие в...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.

статья "Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе"...

Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.

 Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающ...