КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА"
материал по теме

УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации. Формирование способности и готовности учащихся реализовать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_2.docx195.61 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                                           стр. 3        

Глава 1. Звуковой строй русского языка.

1.1.        Понятия «фонема» и «звук»                                                                                  стр. 5

1.2.        Классификация звуков речи                                                                                  стр. 7

1.3.        Слог как фонетическая единица                                                                           стр.9

1.4.        Ударение                                                                                                                 стр. 10

Выводы по главе 1                                                                                                            стр. 13

Глава 2. Методика формирования познавательных УУД при изучении раздела «фонетика».

2.1. Понятие «универсальные учебные действия»                                                     стр. 14

2.2. Виды УУД                                                                                                               стр. 16

2.3. Формирование познавательных УУД как методическая проблема

                                                                                                                                     стр. 19

2.4. Формирование познавательных УУД через использование знаково – символических средств при обучении русскому языку в 1 классе

                                                                                                                                      стр. 22

Выводы по главе 2                                                                                                     стр. 27

Заключение                                                                                                                 стр. 28

Список литературы                                                                                                    стр. 30

Введение

 Актуальность проблемы исследования. В 2011 году был разработан и внедрён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, который основывается на системно-деятельностном подходе к обучению. Системно-деятельностный подход реализовывается в универсальных учебных действиях (УУД), которые предполагают формирование умения учиться. В частных методиках вопросы формирования УУД пока разработаны недостаточно, в частности существуют такие методические пособия, созданные методистами Бурменской Г.В., Володарской И.А. под редакцией Асмолова Г.В., Коволевой Г.С., Логиновой О.Б. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

          Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы УУД.

                 УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

                 Формирование способности и готовности учащихся реализовать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных действий.

              Исходя из актуальности проблемы формирования УУД на уроках русского языка, нами была сформулирована тема исследования «Формирование познавательных УУД при изучении фонетического материала».

Нами была определена цель: 

  • Изучить возможность формирования познавательных УУД через использование знаково-символических средств при изучении фонетического материала на уроках русского языка в 1 классе.

Для проведения теоретического исследования мы определили следующие задачи:

  • отобрать и изучить лингвистическую литературу по теме «фонетика»;
  • на основе анализа литературы представить понятия звукового строя русского языка и значимость проблемы формирования УУД при изучении фонетического материала;
  • обобщить результаты исследования по теме: «Формирование познавательных УУД при изучении фонетического материала».

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • отбор методической литературы;
  • анализ и сравнение точек зрения ученых;
  • сопоставление данных из различных источников;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала.

Глава 1. Звуковой строй русского языка

  1. Понятия «фонема» и «звук»

                 «Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка», - утверждает известный филолог Р. И. Аванесов [2, 184].

                  Большинство специалистов рассматривают фонологию, как раздел фонетики; некоторые, в частности, такие видные фонологи, как Н. С. Трубецкой и Д. Э. Шаумян, рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики. Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим ее субстанционный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика). Создателем современной фонологии считается ученый польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ.

         Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Ноам Хомский, Моррис Халле.

                  Взгляды Н. С. Трубецкого, изложенные им в ряде работ 1920-х и 1930-х г., нашли отражение в вышедшей посмертно книге «Основы фонологии». В этой работе вводятся понятия «фонема», «нейтрализация», «оппозиция», а также содержится типологический очерк известных к тому моменту в языках мира звуковых систем. К Н. С. Трубецкому по взглядам были близки многие члены пражского лингвистического кружка, в особенности его ученик Р. О. Якобсон.

           Понятие «фонема» предполагает разграничение самостоятельных и зависимых признаков звуков речи. Самостоятельные и зависимые признаки звуков соотносятся неодинаково у разных звуков и в различных фонетических условиях. Так, например, звук [з] в словах создал и раздел характеризуется двумя самостоятельными признаками: способом образования (щелевой звук) и местом образования (зубной звук). Кроме самостоятельных признаков, звук [з] в слове создал [создал] имеет один зависимый признак – звонкость (перед звонким [д] ), а в слове раздел [разʼдʼэл] – два зависимых признака, обусловленных позицией звука: звонкость (перед звонким [д]) и мягкость ( перед мягким зубным [дʼ]). Отсюда следует, что в одних фонетических условиях у звуков преобладают признаки самостоятельные, а в других – зависимые.

           Учет самостоятельных и зависимых признаков уточняет понятие «фонема». Независимые качества образуют самостоятельные фонемы, которые употребляются в одной и той же позиции и различают звуковые оболочки слов. Зависимые качества звука исключают возможность употребления звука в тождественной позиции и лишают звук различительной роли и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы. Следовательно, по мнению Касаткина Л. Л.: «Фонема – это кратчайшая, линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом (всем множеством) чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для формирования, различения и отождествленная слов и морфем» [9, 345]. Качество гласных звуков [а], [о], [у] в словах бак, бок, бук фонетически не обусловлено, не зависит от позиции, а употребление этих звуков тождественно (между одинаковыми согласными, под ударением). Поэтому выделенные звуки обладают различной функцией и, следовательно, являются фонемами. В словах мать, мята, мять [мАтʼ, мʼатЪ, мʼатʼ]ударный звук [а] различается по качеству, так как употребляется не в тождественной, а в различных позициях (перед мягким, после мягкого, между мягкими согласными). Поэтому звук [а] в словах мать, мята, мять не имеет непосредственно различительной функции и образует не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы ˂а˃. Известный ученый Бондаренко Л. В. утверждает: «Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи» [5, 47].

          Знаменитый филолог Розенталь Д. Э. считает, звук – единица звучащей речи, произносимая за одну артикуляцию [10, 110]. А русский филолог А. С. Баранов полагает, что звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга [3, 12].

            Звук рассматривается в трех аспектах: функциональном, физиологическом и акустическом. Звук с физиологической точки зрения рассматривается как система, творческий продукт работы органов речи, артикуляции. В силу закрепленного бытового представления мягкого знака о тождестве буквы и звука в тех словах, где мягкость на письме обозначается мягким знаком. С акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органом слуха, соотношение голоса и шума. С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их соотношении к смысловой стороне речи. В содержании курса фонетики входит изучение звуков русского языка, как системы.    

           Звуки языка образуются речевым аппаратом при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относится гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос.

               Итак, фонема – минимальная смыслоразличительная единица языка. А звук — кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова.

  1. Классификация звуков речи

                Касаткин Л. Л. утверждает: «Все звуки речи делятся на согласные и гласные. Различаются они артикуляционно и акустически. При их классификации учитываются функциональные, артикуляционные, акустические особенности» [9, 307]. При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия. Гласные – это чисто тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Согласные характеризуются наличием шума. Шум – это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.  Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда. Касаткин Л. Л. утверждает: «Гласные – ртораскрыватели: чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели: чем громче мы их хотим произнести, тем теснее должны сблизить органы речи. Например, чтобы громче произнести [а], надо рот раскрыть шире; чтобы громче произнести [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам» [10, 308].

В характеристику согласных звуков входят пять основных признаков:

  1. место образования;
  2. способ образования;
  3. уровень шума;
  4. глухость/звонкость;
  5. твердость/мягкость.

Классификация основных согласных современного русского литературного языка представлена в следующей таблице:

Таблица 1.2.1

Классификация основных согласных современного русского языка

C:\Users\Админ\Desktop\22826.jpg

                 По мнению Касаткина Л. Л., гласные – это чисто тоновые звуки. «Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонансы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при способе, свойственном только этому звуку, положении органов речи» [10, 308].            Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

  1. участии губ;
  2. степени подъема языка по вертикали по отношению к небу;
  3. степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

             Различительными признаками русских ударных гласных являются: три степени подъема языка – верхний, средний и нижний подъем.

Таблица 1.2.2

Таблица гласных звуков

C:\Users\Админ\Desktop\_01.png

              Касаткин Л. Л. считает, что есть еще одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно [10, 308].

  1. Слог как фонетическая единица

           Ученый А. М. Земский считает, что когда мы говорим, то выдыхаем воздух не сразу, а маленькими толчками. Сколько мы сделаем при произнесении слова таких толчков, на столько частей, или слогов, оно разобьется [8, 34]. Итак, фонетическое слово делится на слоги. В слоге может быть один или несколько звуков. Как правило, в слове имеется гласный звук, поэтому число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков; например, в слове ученик три гласных звука, следовательно, три слога (у-че-ник).

            Выдающийся филолог М. Т. Баранов подчеркивает: «Слог с физиологической стороны – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха» [4, 48].

          «Слог с акустической стороны – часть фонетического слова, характеризуемая усилением звучности. В слове один звук выступает как более звучный по сравнению с другими, и этот звук является слоговым, образующим слог, а остальные – неслоговыми», - утверждает М. Т. Баранов [4, 49].

             В каждом фонетическом слове есть звуки более звучные (гласные) и менее звучны (согласные). Гласные как звуки наибольшей звучности являются слоговыми, согласные как звуки меньшей звучности – неслоговыми. Вокруг гласных в слоге организуются согласные, гласные как бы «притягивают» к себе согласные. Например, в фонетическом слове в чемодане 4 гласных и 5 согласных: в произношении согласные примыкают к гласным, образуя следующие слоги: вче-мо-да-не.

          В русском языке без гласного звука не может быть слога, без согласного же слог возможен. Так, в слове ученик первый слог представлен только гласным: у-че-ник. То же находим в следующих примерах: о-кно, фа-э-тон, ди-е-та, а-том и др.

                  Слово может состоять из одного слога (дом, стол), двух (ра-счет, о-пыт), трех (на-у-ка, ло-хма-тый) и более слогов (ин-тер-на-ци-о-наль-ный).

                 Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Закрытых слогов в русском языке меньше. Объясняется это тем, что слог в середине слова оканчивается, как правило, на гласный. Срединный слог может оканчиваться и на согласный, но только сонорный (л, м, н, р). Другие согласные (несонорные) при звуковом членении речи невозможны в конце срединного слога. Например, открытые слоги в середине слова – по-дпи-сать, де-тво-ра, кре-пко-но-гий; закрытые слоги в середине слова: зам-ша, боль-шой, вин-ты и т.д. При сочетании двух одинаковых сонорных или двух различных сонорных эти сонорные примыкают к следующему слогу: Э-лла-да, и-зу-мруд и т.д.

          Слог в середине слова образуется в русском языке по принципу восходящей звучности: начинается согласным (менее звучным), а заканчивается гласным (звуком максимальной звучности) или сонорным (последние более звучные в ряду других согласных). Принцип восходящей звучности есть основной закон организации русского слога, им обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных [ку-пцы], [и-зба]; сонорных согласных: [во-лна], [су-мрак]; начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кно],[во-бла]. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности.

         Характеристика слога звучащей речи показывает, что фонетические слоги часто не совпадают с морфологическими частями слова и справилами переноса на письме. Так слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, а слогораздел в этом слове один: [сʼи-стра], слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем [ра-збʼитʼ]. Итак, наша речь членится на слова, а слова - на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков.

  1. Ударение

           Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные безударные. «Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова», - утверждает известный ученый Л. Л. Касаткин [9, 100].

            На письме ударение обозначается знаком ʹ, который ставится над буквой, обозначающий гласный звук. Этот знак употребляется только в случае необходимости, чтобы не ошибиться при чтении. Над буквой ё, которая бывает только в ударном слоге, знак ударения не ставится.

           Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударной большей длительности, силой и особым качеством входящих в него звуков. При этом существует сложная зависимость силы (интенсивности) и длительности ударного слога главным образом от следующих двух факторов:

  1. Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в словоформах пилА, пилЕ, пилОй или в словах водА, сукнО, сырОй, ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как палИ, травЫ, могУ, безударный гласный громче ударного. Однако ударный слог можно узнать безошибочно, выделяя его как более сильный. Слово можно произнести громче или тише, но у каждого гласного есть собственная сила и связанная с ней громкость. Она зависит от объема ротового и глоточного резонанса при артикуляции гласного, а сам этот объем связан со степенью раствора рта, т.е. подъемом гласного, и с его рядом.
  2. Порог ударности у каждого гласного не постоянная величина, он меняется в зависимости от места ударения в слове. Существует следующая зависимость интенсивности и долготы гласного от места ударного слога в изолированном слове: чем ближе место ударения к началу слова, тем больше интенсивность гласного и меньше его долгота; чем ближе место ударения к концу слова, тем меньше интенсивность гласного и больше его долгота.

            На силу и долготу гласного влияет и позиция слова во фразе. Так, в частности, после и пред паузами начало и конец фразы и фонетической синтагмы выделяются особенно сильно: начало – особенно высокой интенсивностью, конец – особенно большой длительностью.

           Таким образом, при общем правиле: ударный гласный сильнее и длительнее безударных – конкретные ударные гласные в конкретных положениях в слове и фразе могут оказаться слабее и короче безударных. Но совокупность указанных выше закономерностей все равно покажет следующим, где в слове ударный слог.

              Выделяет ударный слог еще одна особенность ударных гласных: они характеризуются особым тембром. Например, в предложении Вот брат взял снег ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнить ударение.

         Ударность и безударность – это свойство не только гласного, но и всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

          В русском языке ударение разноместное, т.е. в одном многосложном слове оно может быть на первом слоге (вЫписать), в другом – на последнем слоге (разыгрАть), в третьем -  на слоге в середине слова (купАться). Кроме того, русское ударение подвижное, т.е. в некоторых словах при их изменении ударение передвигается с одного слога на другой, например: рукА – рУку.

         Бондаренко Л. В. утверждает: «Разноместность и подвижность русского ударения позволяет использовать его: во-первых, для различения слов, например: зАмок, замОк; во-вторых, для различения грамматических форм слова, например: нет окнА, Окна раскрыты. Некоторые слова имеют двоякое ударение: творОг – твОрог, далекО - далёко» [5, 73].

           В некоторых случаях употребление слова то с одним ударением, то с другим не связано ни с какими добавочными значениями и оба варианта употребляются в литературном языке. В иных случаях употребление слова с одним ударением указывает на современное произношение, а с другим -  на произношение несколько устарелое.

         Таким образом, слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные безударные. Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово.

Выводы по главе 1

             Мы передаем нашу речь на письме. Но письмо не точное отражение речи. Одна и та же буква в словах может соответствовать разным звукам, и наоборот, один и тот же звук может передаваться разными буквами. При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Обычно орфографическая запись для этого не подходит, поэтому в таких случаях используется фонетическая транскрипция. Фонетика – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способы из образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, особенности членения звукового потока на слоги и др.

         Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

Глава 2. Формирование познавательных УУД при изучении фонетического материала

2.1. Понятие «универсальные учебные действия»

              Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

          «Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса», -  считает А. Г. Асмолов [3, с. 49]. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.          Теоретико-методологической основой разработки Государственных стандартов общего образования служит системно-деятельностный, культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и др. В данной школе раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач формирования УУД, которыми должны овладеть учащиеся.

  Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием УУД, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

 Концепция УУД рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Таким образом, программа развития УУД основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся. Психологический анализ процессов, происходящих в ходе обучения, позволяет ставить в качестве задачи современной системы образования освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности УУД.

 В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [9, 93].

  В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [13, 94].

  Таким образом, предлагаемое понятие «универсальные учебные действия» относится к общему содержанию образования и является метапонятием. Оно внутренне согласуется как с традиционным описанием процесса обучения на языке знаний, умений, навыков, отражающих уровень информированности ученика, так и с компетентностным подходом, подчеркивающим способность ученика решать проблемы в ряде базовых сфер, т.е. эффективно использовать полученные знания и опыт.

Функции УУД включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

-  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [12, 67].

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

2.2 Виды универсальных учебных действий

    «В состав основных видов УУД входят четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться», утверждает доктор педагогических наук А. Г. Асмолов [3, 43].

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2.Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

3.Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор [3, 54].

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

6. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

7. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

8. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [3, 67].

 Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [3, 72].

  Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково - символические действия это:

1) моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

2) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [3, 75].

 К логическим универсальным действиям относятся:

-        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

-        синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-        выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-        подведение под понятие, выведение следствий;

-        установление причинно-следственных связей;

-        построение логической цепи рассуждений;

-        доказательство;

-        выдвижение гипотез и их обоснование [3, 78].

Постановка и решение проблемы:

-        формулирование проблемы;

-        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

•        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

•        постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•        разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

•        управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [11, 49].

Таким образом, можно сделать выводы:

- в сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- в сфере регулятивных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- в сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позиции собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

- в сфере познавательных УУД выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

 Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

2.3. Формирование познавательных УУД как методическая проблема

  Важной тенденцией в образовании на сегодняшний день является развитие структуры деятельностного компонента, его содержания. В соответствии с компетентностным подходом, содержание школьного образования должно представлять собой дидактически адаптированное социально мировоззренческих, коммуникативных, организационных нравственных и других проблем. Поэтому особое значение приобретают формирование УУД учащихся [13, 56].    

Одной из задач начального образования является задача развития познавательных УУД у учащихся, т. к. младший школьный возраст это сензитивный период развития когнитивных способностей. Эта задача реализуется через все предметные области начального общего образования, поэтому она и характеризуется как метапредметная. В её основу входят формирование и развитие у школьника общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем [11, 29].

Проблема формирования познавательных УУД обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности [12, 57].

Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике и психологии не нова. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование [15, 78]. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи.

 В стандартах указаны ключевые цели начального образования, реализуемые в процессе деятельности, в процессе освоения УУД: регулятивных, личностных, познавательных и коммуникативных; подчеркивается важность развития у детей мотивационно-смысловой сферы, знаково-символической деятельности, мышления (логического и образного), морально ценностных ориентаций.

 Очевидно, что в каждой системе обучения грамоте поставленные цели реализуются по-разному, но есть общие проблемы, от решения которых зависит качество обучения. В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных УУД у младших школьников.

Методические условия, содействующие эффективному развитию познавательных УУД школьников, включают:

1. Мотивацию учащихся к ориентации в учебном задании и выполнению определенных действий, постепенно развивающуюся в самомотивацию.

2. Специальные методики, пооперационные алгоритмы формирования и оценивания УУД на основе представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности.

3. Обращение в представляемой информации и заданиях к личному опыту учащихся, оказание помощи в связывании искомого решения с жизненной ситуацией.

4.Использование заданий междисциплинарного характера, а также проблемных ситуаций, предполагающих эффект экстраполирования интеллектуальной операции на новое содержание.

5. Постепенное повышение уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий: от мотивирования собственной учебной деятельности и учебных операций (по восприятию, сохранению, рациональному и эвристическому осмыслению информации), до осуществления самоконтроля и саморефлексии.

6. Учебно-методическое сопровождение. В методическом пособии «Планируемые результаты начального общего образования» определяется, что к концу обучения в начальной школе «в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций» [11,14].

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получат начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности [2, 146].

2.4. Формирование познавательных УУД через использование знаково-символических средств при обучении русскому языку в 1 классе

Период обучения русскому языку – важная составная часть всей системы изучения русского языка в общеобразовательной школе. От того, насколько содержательно, эффективно и интересно пройдёт для учеников обучение на данном этапе, зависит успешность всего последующего освоения русского языка. К концу обучения грамоте первоклассники должны не только приобрести базовые фонетические знания и умения, которые необходимы для овладения элементарным чтением и письмом, но и сделать первые шаги в лингвистическом развитии, приобрести первоначальное представление о языке и речи [16, 12].

 Чтение и письмо – сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может охватить зрением значительную часть текста (2-3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. Лишь незнакомые слова взрослый читает по слогам. «Поле чтения» начинающего читателя ограничено: он охватывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать нередко сравнивает ее с другими. Прочтение буквы сразу вызывает у ребенка желание назвать звук, но учитель требует читать весь слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памяти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то сочетание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. Здесь для многих детей кроются немалые трудности, т.к. для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове. Письмо – сложное речевое действие. Взрослый человек пишет, не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклассника этот процесс распадается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением руки и тетради, вспомнить начертание письменной буквы, соответствующей звуку или печатной букве, разместить ее на строке, соединить с другими буквами в слове.

Успешное обучение чтению и письму требует большой и систематической работы по развитию фонематического слуха, т.е. умения различать в речевом потоке отдельные звуки, выделять звук из слога или слова. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и выработке в последствии орфографического навыка. Развитию фонематического слуха способствует звуковой анализ слов, установление последовательности звуков в слове, узнавание фонемы в сильной и слабой позициях.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач.

В настоящее время все известные УМК по обучению грамоте провозглашают свою приверженность к звуковым методам, так как отправным и структурирующим элементом в них избирается изучение звука, звуковой формы слов. Выработан типовой план изучения нового звука и буквы, используемый в современных «Азбуках». Он определяется звуковым аналитико-синтетическим методом и состоит из приемов звукового анализа и синтеза, последовательно сменяющих друг друга в структуре урока русского языка.

  Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого - звуковой и звуко – буквенный анализ звучащего слога. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка [16, 14].

 Моделирование на уроках русского языка в первом классе помогает учителю:

  1. Ввести детей в учебную деятельность, формируя познавательный мотив.
  2. Модели слов помогают зафиксировать то, что дети узнали о словах-названиях, помогают изучать язык, на котором мы говорим.
  3. Модели представляют содержание в обобщённом виде, что помогает уяснить в главное в новой теме.

  Под моделью понимается мысленно или специально созданная структура, которая отражает в упрощённой форме и наглядной форме все основные связи и соотношения между элементами задачи, т.е. отражает содержание конкретной задачи.

 Моделирование вводится на самом раннем этапе обучения и используется в течении всего букварного периода; на уроках введения нового знания, освоения нового способа действия, закрепления способа решения учебной задачи.

Основные формы моделирования:

1.Схема – модель (при изучении частей речи, предложения).

2.Звуковая модель.

3. Схема – опора.

4. Блок – схема.

5. Алгоритм действий.

Для обозначения звуков в схеме авторы «Русского языка» (Школа России) Канакина В. П., Горецкий В. Г. ввели обозначения:

 - схема слова

- схема звука

- количество слогов в слове

   - знак ударения в слове  

- гласный звук

- согласный мягкий звук

- согласный твёрдый звук

C:\Users\Админ\Desktop\678.jpg

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО.

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п'] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с'] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

C:\Users\Админ\Desktop\222.png

Затем записываем транскрипцию: [п'ис'мо]. А затем записываем слово: письмо.

       Рассмотрим пример из учебника 1 класса В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной «Русский язык» упр. 1 [11, 46].

- Объясни, одинаковое ли количество звуков и букв в слове пою.

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, учащимся необходимо посчитать количество букв, звуков и записать звуковую схему данного слова.

Например, в слове пою 3 буквы, 3 звука. Звуковая схема: C:\Users\Админ\Desktop\678 - копия.jpgC:\Users\Админ\Desktop\456 - копия.jpg

Ученик может ответить, что в слове пою одинаковое количество букв и звуков.

Упражнение 3. Соотнеси звуковые схемы со словами:

        

   

   

      

  

 C:\Users\Админ\Desktop\222.png

Упражнение 4. Рассмотри картинки

C:\Users\Админ\Desktop\gXrGFxcZ_Ew.jpg

Произнеси слово. Вслушайся в звучание слова. Нарисуй его звуковую схему.

А теперь запиши слово буквами. Одинаковое ли количество звуков и букв?

C:\Users\Админ\Desktop\456 - копия.jpg               

Аист                          Слон                         Сом

Таким образом, моделирование в обучении выступает способом познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений, которые отражают научно-теоретическую сущность изучаемых объектов; это знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении новой информации в процессе оперирования знаково-символическими средствами. Схемы создают у школьников наглядную основу для изучения объекта (его некий образ), что позволяет подключить к усвоению объекта не только логическое, но и более развитое образное мышление.

Выводы по главе 2

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Проблема формирования познавательных УУД обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.

Заключение

    В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Иными словами, приоритетная цель современного образования ориентирована на формирование умения учиться самостоятельно. А поскольку одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении данной дисциплины в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам, ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Овладение навыками творческой деятельности и системой языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой этических и нравственных ценностей. И именно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию.

Среди познавательных универсальных учебных действий особое место занимают знаково-символические действия. Современному человеку, живущему в мире символов и знаков (математических формул и человеческой речи, музыки, балета, языка жестов и танца), для гармоничного развития его личности необходимо овладеть именно знаково-символическими универсальными учебными действиями, позволяющими установить взаимосвязь реальности и мира символов. К знаково-символическим действиям относят такие умения, как кодирование и декодирование информации, умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы, и другое. Для формирования знаково-символических универсальных учебных действий в качестве метода обучения может быть использован метод моделирования. Применение модели в процессе преподнесения учебного материала, работы обучающихся с моделью, предполагает построение модели с помощью специальных знаков, изучение модели, экстраполяцию (перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте), запись контекста моделирования (условия времени и места, материально-технические средства) с помощью специальных символов. При этом модели могут быть различны: теоретическая и эвристическая, трансляционная, конструктивная, проектирующая. Это зависит от того, на что направлено применение моделирования как метода обучения: на привлечение внимания обучающихся к предмету или явлению в реальных условиях; на работу с моделью какого-либо предмета или явления; на упрощение решаемой задачи.

В ходе исследования нами была изучена литература таких учёных, как Бондаренко Л.В., Аванесов Р. И., Горецкий В. Г., Ковалева Г.С.

 В процессе работы по теме «Методика формирования познавательных УУД при изучении фонетического материала» нами было охарактеризовано понятие «универсальные учебные действия» рассмотрены их функции и виды. Мы изучили методические рекомендации, содействующие эффективному формированию познавательных УУД школьников и методы организации образовательного процесса в формировании познавательных УУД у младших школьников при обучении грамоте и письму. Нами было отмечено, что познавательное развитие характеризуется не только формированием у учащихся научной картины мира, но и развитием способности “управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью”; овладением “методологией познания, стратегиями и способами познания и учения”; развитием “логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии” [11, 44].

Итак, цель «изучить возможность формирования познавательных УУД через использование знаково-символических средств при изучении фонетического материала на уроках русского языка в 1 классе» была достигнута, задачи выполнены.

 В перспективе мы планируем разработать сборник упражнений для развития познавательных УУД у детей на уроках русского языка.

 

Список литературы

  1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. – М.: Просвещение, 2009. – 415 с.
  2. Аванесов, Р. И. Фонетика современного русского языка / Р. И. Аванесов, - М.: Просвещение, 2009. - 380 с.
  3. Асмолов, Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  4. Баранов, М. Т. Русский язык: учебное пособие для учащихся / М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
  5. Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 150 с.
  6. Валгина, Н. С., Современный русский язык: пособие для учащихся / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь. – М.: Высшая школа, 2010. – 452с.
  7. Горецкий, В. Г. О методике обучения грамоте/ В. Г. Горецкий // Начальная школа. - № 5, 2010. – с. 4 – 5.
  8. Горецкий, В. Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч 1/ В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. - 127 с.
  9. Дудников, А. В. Русский язык: учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – 7-е издание / А. В. Дудников, А. И. Арбузова, И. И. Ворожбицкая. – М.: Высш. шк., 2009, – 414с.
  10. Земский, А. М. Русский язык: в 2-х ч.: Ч.1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009, – 304 с.
  11. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/ В. П. канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015, – 143с.
  12. Касаткин, Л. Л. Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 768 с.
  13. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. -  178 с.
  14. Ковалева, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. -  167 с.
  15. Кондакова, А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 145 с.
  16. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1 – 4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»).
  17. Рождественская, Р. Л. Обучение грамоте в начальных классах: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – Белгород, 2009. - 129 с.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Курсовая работа на тему: "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"

Курсовая работа на тему; "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование толерантности у младших школьников на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»

1.Введение. Актуальность темы.2.Цели и задачи3.Гипотеза 4.Ожидаемые результаты5. Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников в условиях поликультурного образован...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, а также проанализировать приемы и методы, способствующие активному формированию творческих способностей у младших школьников....

Курсовая работа на тему "Формирование межличностных отношений младших школьников средствами внеурочной деятельности"

формирование межличностных отношений младших школьников – одна из важных задач нынешнего образования. Потому что в современном мире условия жизни ставят высокие требования к межличностным отноше...

Курсовая работа на тему "Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе"

предмет математики изучается ребенком с дошкольного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе, во-вторых, научиться быстро и правильно выполнять устные и письменные вычислительные действ...