Инновационное обучение в школе - системно-деятельностный подход
статья на тему

Ткачук Галина Федоровна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАЙНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Тема по самообразованию:

УЧИТЕЛЬ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ТКАЧУК ГАЛИНА ФЕДОРОВНА

2015/2016 учебный год

ДОКЛАД

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ –

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

Инновация – это нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы.

Сторонники этого «значимого для человека обучения» считают, что основными целями инновационного обучения являются не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.

И в свернутой форме данная инновационная методическая система выстраивается в триединой формуле:

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД → ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =

= системно – деятельностный подход.

 Системно – деятельностный подход выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарым и позволяет осуществлять интеграцию некоторых школьных дисциплин. В практике наших учителей уже есть такие интегрированные уроки: как литературное чтение, окружающий мир, музыка – начальные классы; литература, музыка, живопись, биология, химия, физика- среднее звено.

Системно – деятельностный подход в инновационном обучении по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова с конца 50-х годов апробировался в начальной школе, и сегодня успешно реализуется. Концепция системно – деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах: «Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной универсальной учебной деятельности.

Собственная универсальная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно – деятельностного подхода, реализуется как личностно - деятельностный подход в обучении.

Универсальная учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Концепция системно – деятельностного подхода позволяет сформулировать краткое определение развивающего обучения: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта Учебной Деятельности в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.

Я хочу представить вашему вниманию сравнительную таблицу успешности развивающего обучения в сравнении с традиционным обучением:

Традиционное обучение

Инновационное Развивающее обучение

1.

Базируется на принципе доступности

Опирается на зону ближайшего развития

2.

Учащийся выступает в роли объекта

Учащийся действует как субъект собственной УД

3.

Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний

Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения

4.

Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

5.

Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6.

В результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности

Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Хочется отметить, что инновационное обучение в свете образовательных стандартов нового поколения призвано формированию универсальной учебной деятельности.

Системно – деятельностный подход в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями (УУД).

1. Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Применительно к учебной деятельности следует выделить 3 вида личностных действий:

1) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2) Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего);

3) нравственно-этическая ориентация (исходя из социальных и личностных ценностей).

2. Регулятивные УУД – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основании, что известно, усвоено, а что еще нет.

2) планирование – последовательность действий с учетом конечного результата.

3) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений.

5) коррекция в случае расхождения эталона, реального действия и его результата внесение необходимых изменений в план и способ действия.

6) оценка – осознание качества и уровня усвоения.

7) саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта) и к преодолению препятствий.

3. Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

4. Коммуникативные:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Успешность формирования универсальных учебных действий у учащихся, на мой взгляд, зависит от правильной расстановки основных этапов:

- выделение цели формирования универсальных учебных действий.

- определение ориентировочной основы каждого из универсальных учебных действий.

- организация поэтапной отработки универсальных учебных действий.

          - создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические, психологические типы, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

- нахождение конкретных форм универсальных учебных действий применительно к каждому предмету.

- определение связей универсальных учебных действий с содержание предметных дисциплин.

- создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка учебно-методических комплектов для учителей.

А сейчас рассмотрим сравнительную таблицу:

«Критерии анализа уроков»

ФГОС

Парадигма ЗУН

1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений…)

Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении

3. На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно)

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно- оценочной деятельности у учащихся)

Контроль и оценку осуществляет сам учитель

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы

Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи

В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие

Личностное воздействие не реализуется.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Спасибо за внимание Я желаю всем приятной плодотворной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход".

Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход"....

мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"

на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Проектное обучение как инструмент системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

Представленный материал иллюстрирует  необходимость реализации проектного обучения как инструмента системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Мой инновационный педагогический опыт «Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе»

Уважаемые коллеги! Предлагаю инновационную разработку для уроков литературного чтения в начальной школе....