Главные вкладки

    Курсовая работа на тему "Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности"
    методическая разработка на тему

    Иванова Ирина Владимировна

    Курсовая работа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ivanova_i_kursovaya_rabota.docx79.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»


    Иванова Ирина Владимировна

    СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Курсовая работа защищена

    Специальность 050146

    с оценкой____________________

    Преподавание в начальных классах

    «   » _______________ 2015 года

    Курс 3, группа 31

    Руководитель: Мирзоян Р.В.

    Челябинск, 2015

    Стр.

    3

    6

    6

    9

    10

    11

    14

    16

    18

    18

    21

    22

    29

    30

                                                                              СОДЕРЖАНИЕ              

                                               

    Введение    

                                                                                                                                                                                                                                  

    Глава 1.  Проблема стимулирования творческой активности младших  школьников в педагогической теории и практике.  Педагогические условия стимулирования творческой активности младших школьников.                    

    1.1. Теоретические основы творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности в теории и практике современной школы;                                                                                                                                    

    1.2. Психолого-педагогические особенности стимулирования творческой активности младших школьников; 

    1.3. Современное состояние проблемы стимулирования творческой активности младших школьников;

    1.4. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе стимулирования творческой активности младших школьников;

    1.5. Стимулирование творческой активности учащихся начальных классов в процессе коллективной творческой деятельности.                                                                                                                                          

    Выводы по главе 1

    Глава 2.  Современные образовательные технологии, как стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

    2.1. Технология творчества как базис системы образования.

    2.2. Использование современных педагогических технологий во внеурочной деятельности

    2.3. Разработка программы кружка свободного художественного творчества «Волшебники».

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Творчеством мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

                                                                                                                   Выготский

    Актуальность проблемы исследования. На данном этапе развития общества проблема творчества ставится в ряд основных в исследованиях педагогов. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности. Эта установка особенно актуальна для общеобразовательной школы, важнейшая задача которой - предоставить каждому индивиду возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

     В современной педагогической теории должны происходить существенные изменения в определении условий, содержания и методов работы по активизации творческого потенциала, развития личности во внеурочной деятельности, позволяющей мобилизовать творческую активность школьников, более полно удовлетворять их интересы.

    Является несомненным тот факт, что решать возникшие проблемы необходимо уже в начальных классах, ибо именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования таких качеств творческой личности как самостоятельность, активность, инициативность.

    Ориентация коллективной деятельности на интересы, способности и умения каждого члена коллектива способствует формированию творческой индивидуальности личности.

    Между тем, они не могут в полной мере разрешить проблему включения младших школьников в процесс внеурочной деятельности, который предполагает творческое начало. Традиционные концепции развития творческой активности школьников основывается преимущественно на активизации мышления и недостаточно ориентируются на мотивационно-потребностную сферу.

    Развитие творческой активности учащихся не происходит само по себе в учебно-воспитательном процессе, а предполагает разработку и реализацию побуждающей методики, основанной на педагогическом стимулировании.

    Педагогическое стимулирование на современном этапе представляет собой важное условие изменения стиля руководства учебно-воспитательным процессом  со стороны учителя и повышения его эффективности. 

    Именно стимулирование предполагает выбор разнообразных социально значимых средств, которые усиливают интерес учащихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог. Важно, чтобы стимулирование использовалось в тех формах, которые отвечают интересам и потребностям самих учащихся.

    Педагогический аспект проблемы стимулирования творческой активности нуждается в дальнейшей разработке с учетом новых задач в области образования. 

    Учебно-воспитательный процесс школы, ориентированный, в основном, на репродуктивный характер усвоения знаний, умений и навыков, не способен в полной мере развивать творчество учащихся. Новое видение процесса должно ориентироваться на мотивационно-потребностную сферу, являющуюся важным условием перевода младшего школьника в позицию субъекта активной творческой деятельности.

    Можно констатировать, что с одной стороны, существует объективная необходимость всемирного развития творческой активности учащихся начальных классов с учетом новых социально экономических условий, а с другой - имеет место недостаточная разработанность данной проблемы в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

    Исходя из проблемы развития творческой деятельности младших школьников, нами была сформулирована тема исследования: «Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности».

    Цель исследования –  изучить современные образовательные технологии для стимулирования творческой активности младших школьников.  

    Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования:

    1. Отобрать и изучить теоретическую литературу по творческой активности и ее развитию;
    2. На основе анализа литературы представить в тексте работы теоретические основы, виды и особенности творческой деятельности;
    3. Обобщить результаты исследованияьи определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

    Также были определенны методы исследования:

    1. Отбор и чтение методической литературы;
    2. Анализ и сравнение точек зрения ученых;
    3. Сопоставление данных из различных источников;
    4. Систематизация материалов;
    5. Обобщение материала.

    Глава 1. Проблема стимулирования творческой активности младших  школьников в педагогической теории и практике.  Педагогические условия стимулирования творческой активности младших школьников.

    1.1. Теоретические основы творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности в теории и практике современной школы.

    По мнению Г. Гегеля творчество - есть диалектический метод познания, в котором сфокусированы все категории логики, все переходы и синтезы логического движения, то есть это некая фундаментальная рефлексия человеческого разума.  

    Аристотель, завершивший традиции античных философов, помог понять природу человеческого творчества, доказав, что человек способен познавать мир в единстве чувственного и разумного восприятия, связав творчество с актом человеческой активности[1, с.47].

    Включение личности в различные сферы деятельности, приобщение к основополагающим системам культуры: философии, искусству, науке, способствует полноценному творческому, гармоничному развитию личности.

    К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. Поэтому каждый ребёнок способен достичь выдающихся результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцветания его одарённости. Ведь какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут.

    Творческие способности – это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующиеся на основе творческих задатков и определяющие успешность осуществления любой деятельности, носящей творческий характер.

    Творческие способности характеризуются изменчивостью, индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения человеком знаниями, умениями и навыками.

    Условиями успешного развития творческой активности младших школьников является открытость их всему новому, эмоциональная окрашенность творческой деятельности.

    В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности. Сформированные педагогическим коллективом представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся следует изложить в разрабатываемой учебным заведением основной образовательной программе начального общего образования.

    Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов является очень сложным делом, успешное осуществление которого не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки.

             Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

           Эффективность внеурочной деятельности:

    1. Продуктивность деятельности;

    1. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

          Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов,  Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя  младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно  выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3, с.6]. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

          Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей  ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

          Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру[2, с. 56].

          Главная   задача   классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности .

          При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети.

    Процесс планирования развивает у обучающихся умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью.

    Можно сделать вывод, что творческая активность раскрывается в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей , поощрении оригинальных высказываний.

    1.2. Психолого-педагогические особенности стимулирования творческой активности младших школьников.

    Трудность в решении проблем обучения непосредственно связана с психологическими закономерностями и условиями развития всей системы познавательных процессов – восприятия и понимания, памяти и мышления.

    Большое место мы уделяем поисковой и исследовательской активности, составляющей начальные этапы развития творчества, придаем большое значение познавательным потребностям как внутреннему источнику развития на пути к творчеству, равноправному диалогу как непременному психологическому и педагогическому условию развития творческого звена в познавательной сфере личности.

    Межличностные отношения школьников во многом зависят от возрастных особенностей детей. Зная их и учитывая в своей работе, учитель всегда поможет ребенку в создании таких межличностных отношений в классе, которые не будут служить источником возникновения психологических барьеров для возможностей творческого самовыражения.

    Психологические барьеры: интеллектуальные, эмоциональные, личностные.

    Поддержка и развитие творческой активности учащихся могут осуществляться разными путями. Одни приемы и методы будут пригодны для одних детей, другие – для других.          

    Очень важно для создания взаимного доверия и активизации познавательной творческой активности ребят выражать поддержку в отношении отдельных учеников, их успехов. Это научит и самих детей радоваться достижениям своих одноклассников, позволит формировать правильные отношения между ними. Не менее важно и выражение учителем своего отношения к неудачам школьника. Он должен выразить, что готов прийти на помощь, понимая это как временную неудачу, которая преодолима. Отреагировать на нее можно по-разному: «Давай попробуем еще раз», «ты не огорчайся, это случается… Давай вместе попробуем еще раз», «Это я думаю, случайность. Давай вместе разберемся, почему так вышло», «Я думаю, тебе надо просто сосредоточиться. Если ты хочешь, я тебе помогу» и т.п.

    Развитие способностей, т.е. качественное и количественное изменение всей структуры возможностей ребенка, происходит за счет усложнения способов удовлетворения познавательной потребности. Сам ребенок, выбирая более трудную познавательную деятельность и выполняя ее не по принуждению, а в силу познавательной потребности, т.е. с радостью, фактически сам развивает свои способности. В этом случае происходит именно самовоспитание способностей.

    Оптимальными условиями для самовоспитания способностей являются следующие:

    а) обстановка в семье и школе, способствующая высокой самооценке ребенка;

    б) радость и удовольствие от выполнения умственной деятельности;

    в) возможность выбора самим ребенком своих занятий, а в конечном итоге тех способов исследовательской деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам, степени подготовленности, личности ребенка в целом.[6, с. 20].

    1.3. Современное состояние проблемы стимулирования творческой активности младших школьников.

          «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет».

    Честертон( английский писатель)

    Богатое воображение, потребность в творчестве – вот качества, присущие гению и ребенку. Важно, чтобы ребенок мог оценить масштабы своего творчества, визуализировать свой творческий маршрут.

    Проблема развития творческой активности личности с давних пор привлекает внимание исследователей, и это не случайно, так как в этом свойстве личности заключен ключ к пониманию источника всех свершений человека. В научном плане проблема творческой активности личности многоаспектна и потому может выступать объектом изучения разных наук, прежде всего философии, психологии, педагогики, каждая из которых вносит свой вклад в ее разработку.

    Педагогика исследует пути и средства формирования творческой активности учащихся с точки зрения воспитания творческих способностей.

    Выбирая стратегию педагогического управления становлением личности в этой области, необходимо глубоко разобраться в сущности самого понятия «творческая активность».

    Если рассматривать идеалистическую концепцию, следует отметить, как положительную сторону, то, что в ней особо подчеркивается значимость развития воображения (И. Кант), обязательное присутствие деятельно-творческого отношения к искусству; поддерживается, как источник творческой активности, постоянная художественная практика (Г. Гегель). Наибольшие возражения у оппонентов, придерживающихся материалистических взглядов, вызывает положение идеалистической философии о природе творческой активности, в котором говорится о том, что она возникает сама по себе, «изнутри», спонтанно и не основана на материале окружающей жизни (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро).

    Сущность творческой активности с материалистической точки зрения напротив, рассматривается с позиции влияния окружающего мира в совокупности с личностными проявлениями, наклонностями и накопленным опытом в данной деятельности.

    Большое значение для понимания механизма творчества имеет прояснение его связи с интуицией. «Творчество - это открытие новых проблем, фактов, истин. Творчество в любых проявлениях представляет сплошной сплав осознанного и неосознанного, строгого расчета и интуитивных прозрений: при решении задач возникает догадка, происходит переход от смутного предвосхищающего замысла к его реализации в продукте творчества».

    Обобщая приведенные высказывания, раскрывающие суть творчества в его психологическом смысле, можно сказать, что оно представляет собой особый тип деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, выдвигающий новые, более эффективные способы решения тех или иных научных, технических, социальных и других проблем. [4, с.35].

    1.4. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе стимулирования творческой активности младших школьников.

    Интересно познакомится с личностно-ориентированным подходом как таковымЛичностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта (Алексеев).

    Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

    Функции личностно-ориентированного образования:

    гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

    культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

    социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

    Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

    оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие ;

    отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

             опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

             Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

             Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:

            «Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

            В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

            Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

             Личностно – ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

             Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. [7.с.89]

    1.5. Стимулирование творческой активности учащихся начальных классов в процессе коллективной творческой деятельности.

            Стимулирование – процесс и методы внешнего побуждения человека к тому или иному поведению, деятельности.

            Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

            Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем и, как результат, они зачастую психологически отвергаются учителем и сверстниками.

           Одним из путей формирования творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учениками является создание атмосферы сотрудничества, когда интересы и усилия учащихся и учителя в решении познавательных задач объединяются, между ними устанавливаются деловые межличностные отношения.

          Атмосфера в классе должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие учащихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают, что их участие приветствуется и ценится.

           Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет учащимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного познавательного конфликта.

            Еще одним важным моментом формирования межличностных отношений и проявления творческой активности ребят является поощрение и обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой – обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически, самостоятельно мыслить, овладеть умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями других. Важно правильно организовать дискуссию с тем, чтобы дать возможность попробовать свои силы, как активным школьникам, так и детям робким, застенчивым, с неустойчивой или заниженной самооценкой. Когда ребенок видит, что соображения, точки зрения, утверждения его и его товарищей внимательно, серьезно рассматриваются, он по-новому переживает свои успехи и успехи одноклассников, стремимся максимально раскрыть свои творческие возможности. [2, с.76]

    Выводы по главе 1

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки, музыки, рисунка, творчества»

    Василий Александрович Сухомлинский

    Главная роль в создании  благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если он будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.

    Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.

    С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Превращение ценностей культуры, социума в ценности личности есть процесс воспитания. Какие же качества имеют значение, вес в реальной жизненной практике?

    Наше время — время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем — эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.

    К сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Обучение носит репродуктивный характер, сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий. А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования.

    Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников.

    По мнению Василия Александровича Сухомлинского, творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.

    Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях в детском саду по изобразительной деятельности, музыкальной, на занятиях познавательного цикла, при организации наблюдений детей за окружающей жизнью. Развитие на специально организованных занятиях способов «вслушивании» в образный мир искусства, в звуки краски природного и предметного мира –это и есть путь, по которому развивается творчество. Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, - считает выдающийся педагог, - перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, - ничего не получится».

    Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить и развить их  в  доступной и  интересной  детям  деятельности.

    Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Именно об этом будет идти речь во второй главе. [5, с. 171]

    Глава 2. Современные образовательные технологии, как стимулирование творческой активности учащихся во внеурочной деятельности.

    2.1. Технология творчества как базис системы образования.

     «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»

    Ковалёв А.Г.

     Работая с детьми младшего школьного возраста и наблюдая за их общеобразовательным развитием, невольно сталкиваешься с проблемой: кто-то сразу большими шагами идёт вперёд в своём развитии, а кто-то долго не может сдвинуться с места. Почему так происходит? Может одни наделены  от рождения гипертрофированными способностями, и они самостоятельно могут достичь результатов, недоступных для других детей ни при каких условиях обучения? Неужели других детей природа обделила какими-то важными качествами и они не в силах справиться даже с минимумом школьной программы?

    К сожалению, природа не наградила человека вообще никакими знаниями,                                                                       никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. Но ещё советская педагогика утверждала, что нет людей ни к чему не способных. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. Поэтому каждый ребёнок способен достичь выдающихся результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцветания его одарённости. Ведь какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут.

    Однако задатки и способности к определённой деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. Поэтому очень рискованно развивать ребёнка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.

    Полагаю, что ребёнка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослого.

    Целенаправленно и в массовом  масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может и должна начальная школа. Чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. На мой взгляд, наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.

    Чтобы учитель смог работать над развитием творческой активности каждого ребёнка в классе, ему необходимо чётко знать психологические особенности детей данного возраста, уметь наблюдать, владеть методами диагностики. Кроме того важна личность самого педагога, который должен быть сам креативным человеком, т.к. креативный человек более привлекателен в общении. А разве не на общении с ребятами строится работа учителя?

    Креативность – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Это те самые творческие способности, которые могут проявляться в мышлении,  чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт его деятельности.

    Только творчество учителя порождает  творческую активность его воспитанников.

    Принято считать, что креативный потенциал ребёнка значительно выше, чем у взрослого, но наличие творческого потенциала, тем не менее, не гарантирует реальных творческих достижений в будущем. Именно поэтому необходимо: стимулировать мотивацию учеников к творчеству; создавать условия для «запуска» процесса дивергентного (интуитивного, разнонаправленного) мышления и интеграции логического и интуитивного мышления; создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового – творческий процесс, в каких бы видах деятельности он не происходил.

    В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных областях и экономических системах.

    Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Развитие творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно, что это развитие не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Но все же глядя на современные уроки, уже можно заметить новые технологии, которые специально направлены на развитие у детей творческой активности. Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.[3. с.45]

    Все дети обладают природной способностью к творчеству, процесс детского творчества является глубоко преобразующим, поскольку в качестве движущего начала всякого творчества можно рассматривать стремление к самовыражению ребёнка. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Ведь сформированность и уровень развития самостоятельности, творческой активности учеников является важнейшим условием системного и глубокого усвоения ими образовательных и специальных знаний и умений, их актуализации в практической деятельности. И поэтому я считаю своей задачей – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности. В недалеком будущем ребёнок на моих уроках будет рассматриваться как активный участник процесса познания а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Уроки  развивающие в детях любовь к творчеству  -  это  уроки  жизни.   Они дают учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

           Поэтому каждому  современному учителю нужно стараться вести своих воспитанников дорогой истины, добра и красоты в мир удивительных открытий, полагаясь на творческий опыт, интуитивные решения. Современный учитель должен обладать педагогической культурой, глубокой эрудицией, заниматься самосовершенствованием, уважать личность ученика. И только в такой атмосфере сотворчества можно давать детям качественное образование. Неотъемлемой задачей также является создание условий и обеспечение успешного творческого развития каждого ученика через его практическую деятельность.[1,с. 20]

    2.2. Использование современных педагогических технологий во внеурочной деятельности.

    "Ребенок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить"

    На современных кружках  активно используют проектный метод обучения, который позволяет повысить познавательную активность учащихся, и интегрировать знания и умения, полученные на различных этапах обучения. На каждом занятие через проектную деятельность идёт развитие творческих способностей учащихся, его личностных качеств, необходимых для формирования личности способной в дальнейшем правильно выбрать свой жизненный путь. Построение сотворческих отношений учителя и учеников является обязательным условием обеспечения атмосферы доверия, открытости. Создаваемая на уроках ситуация успеха помогает каждому ученику справиться с возникшими трудностями при выполнении проектных работ. Метод проектирования имеет большой успех, так как полностью вовлекает детей в творческий процесс, тем самым стимулируя их творить и во внеурочное время.

    Целью нашего исследования внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Для этого разработано не мало программ, но к сожалению не все они в достаточной мере стимулируют ребенка к творческой деятельности. Мы изучили несколько программ и пришли к выводу, что лучше и интереснее для детей свободное творчество.

    Свободное творчество - принцип, согласно которому ребёнок вправе свободно выбирать направление своего творчества, темы, предметы для описания, применять любые изобразительные средства и художественные приёмы, которые он считает подходящими для достижения избранной творческой цели. Рассматривается как одно из проявлений фундаментального принципа свободы слова, предполагающего право каждого на свободное высказывание своих мыслей.

    Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало в свободном творчестве рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

    Мы считаем, что именно свободное творчество поможет младшим школьникам найти себя. [5, с.48]

    2.3. Разработка программы кружка свободного художественного творчества «Волшебники».

    Пояснительная записка.

    Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования.

    • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
    • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

    Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

    Актуальность программы.

     Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

    Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

    Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

    Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

    Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

    Цель программы - формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

    Задачи программы:

    • Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
    • Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
    • Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
    • Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
    • Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

         Особенностью данного курса является то, что основным содержанием изучаемого материала является такой метод, который несёт большой воспитательный потенциал. Особое значение уделяется самовыражению младших школьников посредством кружка свободного творчества.

         Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

        Так отработка мелкой моторики рук, четкости в действиях, мыслительного процесса и кропотливости в работе осуществляется преимущественно на творческом материале (поделки из различного материала, аппликации, рисунки) созданном студентами   ЧГПК №1. Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения. В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством. Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка. Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.

    Планируемые результаты программы:

    • активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, его эмоции и настроения и развивать личностные параметры;
    • способствовать усвоению учащимися знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться;
    • умение правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции через творческую деятельность, работать в коллективе и индивидуально, выполнять творческие задания.

               Данная программа ориентирована на стимулирование, формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

    Личностные

    • эстетические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;
    • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
    • умение не создавать конфликтных ситуаций во время коллективной работы и находить из них выходы;
    • самостоятельность и личная ответственность за свои действия, слова и поступки;
    • самооценка на основе критериев успешности творческой деятельности;
    • осознание  ответственности учащегося за общее благополучие;
    • уважительное отношение к чужому мнению, поступку и в целом самовыражению.

    Регулятивные

    • определять цель и пути её достижения;
    • предвосхищать результат;
    • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
    • использовать имеющиеся умения и навыки для творческой деятельности;
    • вносить изменения в способ деятельности, в план действия.

    Познавательные

    • знать творчество великих художников, архитекторов, скульпторов родного города;
    • знать традиции и обычаи коренного народа;
    • знать некоторые виды искусства;
    • знать некоторые приёмы, применяемые в знакомых видах искусства;
    • знать творческие профессии;
    • уметь составлять план действия по заданной теме;
    • чувствовать и понимать заданную тему, быстро ориентироваться в работе;
    • иметь представление об искусстве, о творческой культуре;
    • иметь представление об устройстве некоторых видов искусства.

    Коммуникативные

    • умение вступать в творческий процесс;
    • участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить своё;
    • умение договаривать и находить общее решение в коллективной работе;
    • формулировать свои затруднения;
    • проявлять активность в процессе творческой работы;
    • договариваться о распределении функции в совместной проектной деятельности;
    • строить понятные для всех высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

         Предполагаемая результативность кружка ориентируется на приобретение социальных знаний, творческих достижений, понимания социальной и духовной реальности и повседневной жизни.

    Способы определения результативности.

         Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования и занятия с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка во время творческой деятельности и т.д.)

         Также в качестве форм контроля можно использовать:

    • постановки кукольного театра;
    • участие в таких проектах, как «Сказка своими руками», «Мир моими глазами» и пр.;
    • изготовление декораций к постановкам;
    • оформление кабинетов;
    • выступление с результатом своей творческой деятельности на школьных мероприятиях;
    • анкетирование учащихся и их родителей;
    • создание портфолио личных достижений учащихся.

     Учебно-тематический план

    План

    1

    Введение. Вводное занятие в учебный курс

    2

     Тема: «Выдуманные сказочные персонажи»

    3

    Картина-аппликация из рваной бумаги

    4

    Поделки из солёного теста

    5

    Тема: «Леса Урала»

    6

    Работа с пластилином

    7

    Рисуем зверей, птиц и насекомых Урала

    8

    Работа с нитями пряжи

    9

    Работа с цветной бумагой и картоном

    10

    Аппликация из соломки

    11

    Тема «Волшебная флористика»

    12

    Экскурсия

    13

    Картины из гербария

    14

    Поделки из спичек и пластилина

    15

     Итоговая большая выставка творческих работ

    Заключение

    В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Основной задачей является целостное формирование потребностей в развитии и стимулировании творческой деятельности, в осознанной мотивации посредством метода проектирования.

    На настоящий момент существует множество программ, привлекающих детей к творчеству, но не все они в достаточной мере заинтересовывают детей на занятие творчеством в неучебное время. Поэтому наша цель – это стимулировать детей методом свободного творчества.

    Свободное творчество  не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста выражать себя через фантазию, доказывать, что любое творчество сделанное с желанием - это прекрасно, мы забудет, что такое красота, сделанная самим человеком. Если мы будем личным примером демонстрировать итоги свободного творчества, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более развиты не только интеллектуально, но и духовно. Наблюдения показывают, что использование свободного творчества позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.    

    Таким образом, технологию свободного творчества можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов стимулирования к творчеству младших школьников.

    В дальнейшем, в дипломной работе мы планируем создать внеурочную работу с младшими школьниками в области самовыражения через свободное творчество.

    Список литературы

    1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [ТЕКСТ] / Москва: «Академия», 2005.
    2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [ТЕКСТ] / Санкт-Петербург: Союз, 2004.
    3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей 2-е издание [ТЕКСТ] / Санкт-Петербург: «Питер», 2004.
    4. Жукунов Е.В. Физическая культура в школе [Текст]: журнал / Жукунов Е.В. – 2013. - №6. - стр. 59 – 62.
    5. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» [Текст] / 2009 г. - №3. 2010 г. - №5.
    6. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников [ТЕКСТ] / Москва: «Педагогика», 2006.
    7. Речитская Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников.[ТЕКСТ] / Москва: ВЛАДОС, 2004

    Электронные ресурсы

    1.   Л.Н. Стимулирование активности младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nauka-pedagogika.com.

    2.   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/587343/.

    3.   Использование современных педагогических технологий в на основе активизации и интификации деятельности учащихся во внеурочном процессе [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования = nsportal.ru. - 2010-2014, ООО "Квазар". Режим доступа: http://i-mazina.ru/metodichka/pedagogiheskir_tehnologii/ 

    4.   Развитие творческой активности детей [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3bd68a5d43a88521216d36_0.html 

    5.   К вопросу о типологических чертах творческого кружка Режим доступа: http://ideaidealy.ru/wp-content/uploads/2012/02/A.V.Kirilova..pdf.

    6Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности Режим доступа:  http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stimulirovanie-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti 

    7.   Педагогический совет на тему «Стимулирование творческой активности учащихся в учебное и внеурочное время». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/538273/ 

    8.   Статья по теме: «Развитие творческой активности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности» Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/01/25/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov-v .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

    Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...

    Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

    Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

    «Развития литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »

    зачетная работа по курсам повышения квалификации "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского  образования " (инвариантный блок)...

    2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"

    Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.   Специальные   исследования...

    Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

    Важное значение для развития творческой активности имеет внеурочная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявлени...

    Курсовая работа "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности".

    Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности....

    Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы

    развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способнос...