Акмеологический подход в обучении детей в начальных классах через развитие их познавательных способностей.
статья по теме

Пригородова Евгения Анатольевна

Материал для выступления на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акмеологический подход в обучении детей в начальных классах через развитие их познавательных способностей.

Подготовила учитель начальных классов Пригородова Е.А. гимназия № 32 г. Курган

В настоящее время много говорится о совершенствовании способов обучения, о новых, более эффективных формах и методах обучения, о развивающих формах образовательного процесса, о совершенствовании системы воспитания и развития человека в философии, социологии, психологии, педагогике. Закономерным является обращение внимания педагогов к акмеологии как науке о вершинах, о высших достижениях в развитии человека.

Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности.

В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека

  • в новых достижениях,
  • стремление к успеху, совершенству,
  • активная жизненная позиция,
  • позитивное мышление,
  • вера в свои возможности,
  • понимание смысла жизни.

Каким будет это развитие в значительной степени зависит от конкретных обстоятельств, в которые попадает взрослый человек, и от его собственных действий в ответ на эти обстоятельства.

Однако настоящее вырастает из прошлого, и то, каким будет развитие взрослого человека, во многом обусловлено тем, как складывалось его развитие в утробе матери, во младенчестве, в предшкольную и дошкольную пору детства, в начальной школе, в отрочестве и юности.

Каким оказывается его здоровье в каждой из названных фаз жизни, какие ценности становятся его собственными, определяющими его поступки, какой опыт познания, общения и труда, связанный с планированием своего профессионального будущего – все это неумолимо сказывается на параметрах той вершины, на уровень которой выходит человек как индивид, как личность и как субъект деятельности, став взрослым.

Достижение оптимума в развитии человека на ступени взрослости прямо и непосредственно зависит от того, насколько результативно был организован процесс его саморазвития на всех предшествующих ступенях формирования индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик у растущего человека, как в семье, так и в образовательных центрах. Как отмечает В.Н.Максимова, для успешной педагогической деятельности педагогу необходимо иметь определенный уровень интеграции знаний о растущем человеке-школьнике и педагогической деятельности как факторе его развития.

   Основным объектом исследований школьной акмеологии является растущий человек как единое целое.

    Предметом акмеологии школьного образования «…является целостное и устойчивое развитие растущего человека (ученика) и взрослого (учителя) в продуктивных социально-педагогических системах школьного образования»

Акмеологический подход состоит в следующем:

   - в изучении растущего человека как целостного феномена в системе его реальных связей и отношений с действительностью;

   - в ориентации каждого ученика на достижение жизненной вершины, на стремление к совершенствованию своих качеств личности, к успеху, к развитию культуры достоинства и качества жизни в процессе саморазвития и самосознания на основе приоритета духовно-нравственных ценностей;

   - в организации созидательной деятельности, интересной и продуктивной, раскрывающей способности каждого ученика и обеспечивающей ему ситуации успеха, общественное признание, чувства самодостаточности и полноценности, коммуникативные умения сотрудничества в творческих группах, в социальной практике.  

   Использование акмеологического подхода позволяет

- успешно решать задачу обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

   - перевести школу из режима функционирования к развитию, при  этом  повышается   качество  образования,  так  как  у  всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

   Для успешной реализации акмеологического подхода в условиях средней общеобразовательной школы  от участников образовательного процесса требуется способность рассматривать все процессы во взаимосвязи; способность видеть проблему и находить пути ее решения, анализировать результаты действий; способность не останавливаться на достигнутом, постоянно самосовершенствоваться.

К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

  • игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
  • технологии психоконсультирования,
  • тренинговые технологии,
  • технологии развивающего обучения,
  • технология личностно-ориентированного обучения,
  • метод проектов.

При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого ребенка.

. Важным периодом в развитии и становлении личности ребенка является первая ступень обучения (начальная школа) . В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе . Школьники этого возрастного периода лучше поддаются воспитанию и разви­ тию познавательных способностей. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восnриимчивы и любопытны. Для развития таких способностей важна ситуация заинтересованности.

Учителю необходимо знать индивидуальные особенности психического развития ребенка  для созда ния благоприятных условий школьной жизни. Это зна­ ние обеспечивает ему не только тесную связь в общении с учащимися, но и формирует у них учебную мотивацию . Познавательные способности школьни­ ков nроявляются в решении творческих задач. Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие этих способностей , является планомерное

и целенаправленное  представление познавателыных задач в системе, отвечающей следующим требованиям:

        строиться  преимущественно   на междисциплинарной, интегративной  основе и способствовать развитию психических nроцессов личности;

подбираться с учетом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний,  к частично-поисковым:

  • вести к формированию следующих  важнейших характеристик творческих способностей:
  • беглость мышления,
  • гибкость ума,
  • оригинальность,
  • любознательность,
  • умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Проблема развития познавательных способностей рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. Д. Коменский, К. Д. Ушинский , Д. Локк , Ж .-Ж. Руссо определяли познавателыную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи  Д. К. Маркова, В. И. Лозовая, Ж. Н. Телынова, Г. И. Щукина и многие другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.

Способности - это внутреннее условие развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Под способностями  понимают индивидуально­психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций.

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

  1. Способностями называют не вообще индивидуальные особенности , а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует оnределенных спо­ собностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые несомненно, являются индивидуальными особенностями людей,обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выnолнения какой-либо деятельности.

 

  1. Под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам,умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков (Л. Ф. Тихомирова считает,что способности -- это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое nриобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

  1. Способности, по утверждения А. М. Прихожан, -- это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной де­ ятельности и являются условием ее успешности .

Итак, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто способным или способным ко всему, безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая сnособность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Сnособности проявляются и развиваются только в деятельности , и определяют большую или меньшую усnешнос ть в выnолнении этой деятельности . Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и сnециальные, которые проявляются в какой-либо одной области .

Достаточно высокий уровень развития общих  способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной и заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные  способности.

Сnециальные способности -- это способности к оnределенной деятельности, которые nомогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей определяет своеобразие и неповторимость ода­ ренности каждого человека.

Высшие интеллектуальные способности могут быть

основаны на nользовании речью и логикой: теоретические и nрактические, учебные и творческие, nредметные и межличностные. Ни к чему не способных детей нет, заявляют И. В. Дубровина и А. М. Прихожан. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы. Каждый ребенок умен и талантлив nо-своему. Важно, чтобы этот ум и талант с самого начала школьной жизни стали основой успеха в обучении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Однако у каждого ребенка свой путь развития.

Младший школьный возраст период накапливания и усвоения знаний. Разнообразие занятий и интересов является обязательным условием полноты развития ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, наблюдательности, памяти), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и общих, и сnециальных способностей .

Д. Б. Эльконин, nроводивший исследование индивидуальных различий подростков, говорил о том, что учащиеся, у которых до 5 класса и в 5 классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и особенно в сфере интересующих их занятий более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с одноклассниками, у которых такие интересы не сложились. Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования личности .

У каждого ребенка свой потенциал развития, необходимо nомочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом учеба приобретает для него личностный смысл и не создает особых проблем  ни  ребенку ,  ни  учителю ,   ни   родителям. Д. Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественным исторически сложившимся формам деятельности , т. е. специфические человеческие способности, представляют собой подлинные новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии.

Развитие младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу пe- дагогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и учеников их плохим умственным развитием, т. к. оно само в значительной степени оnределяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л. Н. Толстой в свое время заявлял о том, что если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет толь­ ко подражать, копировать.

При решении проблемы сnособностей учащихся необходимо учитывать то , как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения, как утверждает Д. М. Прихожан, -- это осознание успешности овладения материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от этого у ребенка складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. Самооценка детей важна не только им для определения своего потенциала, но и для работы педагога.

Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование и развитие всех психических процессов и свойств ребенка, т. к. одна из основных задач школы - развить познавательные интересы каждого школьника. Когда он занимается,  пусть даже по одному или нескольким предметам, увлеченно, с интересом и большим желанием, у него интенсивнее развивается мышление, память, восприятие,воображение,а значит, способности, появляется свое отношение к предмету и учению вообще -он развивается как личность.

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей лучше как можно раньше. Через систему задач и упражнений можно успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимани, наблюдательности, воображения , быстроты реакции, формировать нестандартное мышление. Необходимо готовитьучащихся к выполнению тестовых заданий Тестирование, как известно, активно используется во многих развитых странах мира, т. к. nрослеживается зависимость между результатами тестов на определение уровня интеллекта и школьными отметками , отметками на экзаменах и, в особенности, дальнейшими успехами в обучении.

Таким образом, уроки в начальных классах надо строить так, чтобы раскрыть все аспекты учебной цели: nознавательный, развивающий и воспитательный .

Познавательный аспект - формирование и развитие:

  • различных видов памяти, внимания, воображения;
  • умений и навыков (самостоятельная работа с книгой в заданном темпе, контроль и оценка своей работы).

Развивающий аспект- развитие :

  • речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;
  • мышления в ходе  усвоения детьми таких приемов

мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать  и опровергать;

• сенсорной сферы (глазомер, мелкие мышцы ки- стей рук);

·двигательной сферы.

Воспитательный аспект:

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК....

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

На дистанционных курсах Педагогического университета " Первое сентября" выполняла контрольные работы по курсу обучения орфографии в начальной школе. Многие вопросы заинтересовали....

Мастер-класс: Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов

Мастер-класс на тему "Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов"...

Семинар «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Семинар рассчитан на формирование и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка...

Педагогическое представление по теме самообразования «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Педагогическое представление по теме самообразования   «Современные подходы к обучению орфографии  в начальных классах»...

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.На своих уроках использую следую...