Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.
статья на тему

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей. Термин “способный” или “способность” значит: 1) природная одарённость; 2) умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия. Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но практический смысл. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! – инициативным творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов 17.12.15.

Тема. Система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Цель: распространение опыта работы по использованию на уроках и во внеурочной деятельности приёмов, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

1.Презентация педагогического опыта

2.Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;

 неумение правильно, точно и логично высказать свои мысли, слабо развита память, мышление.

2014 год был объявлен годом русского языка,

2015 год - годом литературы.

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.

Термин “способный” или “способность” значит:

1) природная одарённость;

2) умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но практический смысл. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! – инициативным творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».

Природа щедро наделила  каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.

Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, -  говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, -  это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».

Четвертое условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества, поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребенок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок достигает определенного потолка, а потом поднимает его все выше и выше.

Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

Важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающиеся на воображение. Воображение – это источник творчества. Развитие воображения и творческих способностей являются важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

  • Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа. 
  • На уроках математики – уделяю большое внимание решению нестандартных задач, заданиям повышенной трудности, выполняемые  при помощи схем, чертежей, диаграммм.  Знакомимся со всеми  фигурами в занимательной  стихотворной форме, при помощи инсценировки, что намного эффективнее запоминание. На каждом уроке использую работу в парах, группах.

Сухомлинский писал: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сочинительство сказок – это один из эффективных приёмов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах”.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”

Сочинения формируют потребность в самовыражении, самопереживании. Ребенок проявляет умение сравнивать, доказывать, находит выразительные средства при выполнении творческих сочинений. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной и разнообразной.

Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью.

Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии. Кроссворды со словарными словами - одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.

 Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

Развитие литературного творчества начинается уже с первых уроков в первом классе и «растет» из года в год. Это - и составление сказок,  литературных загадок, викторин, собственных стихов, сочинений - миниатюр, творческих пересказов, инсценирования  сказок и т.д.

Я использую минутки поэзии. Заучивая сначала короткие стихи, затем увеличиваем их объём.

Развивать необходимо речевой аппарат.

Ни один мастер слова не сможет отточить словесное мастерство без скороговорок.н Буян залез в бурьян.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.

Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность. Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию, которая раскрыта выше (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).

Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму;

Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

Е.А. Флерина, считала, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.   Их разделили условно на группы. Основанием для разделения на указанные группы, является преимущественный способ получения информации из внешнего мира. Человек, который опирается на зрение (зрительные образы), является визуалом. Тот, кто опирается на слух (речь, музыка), является аудиалом. Кинестетик опирается на обонятельно - осязательный канал информации. Дискретик (дигитал) большее значение придает  субъективно-логическому осмыслению сигналов полученных по всем вышеуказанным каналам.

Определить свой тип несложно, на бескрайних просторах интернета есть множество тестов позволяющих это сделать. Но делать это не обязательно. Можно использовать все ниже и вышеперечисленные способы изучения одновременно и выбрать тот, который вам покажется наиболее эффективным в запоминании стихотворений именно в вашем случае.

Аудиалы, представьте, что вы композитор, каждое слово стихотворения отзывается звуком, вы слышите как гремит гром, как бьется стекло, шумит ветер. Попробуйте:

  • уловить ритм стихотворения;
  • придумать (подобрать) мелодию к стихотворению;
  • прочитать несколько раз в слух;
  • прочитайте с чувством, с толком, с расстановкой.

Визуалы, попробуйте:

увидеть (вообразить) то о чем говорится в каждой строчке;

  • нарисовать стихотворение;

Представьте, что вы режиссер и снимаете ролик по стихотворению, подумайте какой бы видеоряд вы подобрали.

Кинестетики, попробуйте встать. С этого момента вы драматический актер. Читайте стихотворение, сопровождая чтение движениями рук, ног, головы.

Дигиталы, прочтите и подумайте: что хотел сказать автор написав стихотворение? Какова цель? Суть? Попробуйте любой (или несколько) способ рекомендованный аудиалу, визуалу, кинестетику.

Задание на проверку.Теперь попробуйте выполнить небольшое задание. К примеру, вы можете взять и попробовать выучить стихотворение  Пушкина, Лермонтова или другого угодного вам поэта. Я предлагаю вам запомнить следующий отрывок стихотворения разными способами. Первое четверостишие выучите так, как это рекомендовано аудиалу, второй — визуалу, третий — кинестетику, четвертое — дигиталу.

            Таблицы Шульте

12

13

19

1

22

10

11

23

18

24

25

4

17

21

3

7

2

6

16

5

14

20

8

9

15

Как научить ребёнка бегло читать? Как правильно развить у ребенка зоркость?

1.Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка
2.Ппараллельное чтение.
3.Чтение на время.

4.Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки

5.Предложите ребенку почитать вслух под сопровождение музыки.
6.Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.
7.Ролевое чтение.
8.Чтение перевернутого текста.

9.Игры «найди слово», игра с согласными буквами.

Ну, а уроки трудового обучения, изобразительного искусства - это настоящая творческая мастерская, где каждый ребенок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению предметов.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. 

А также, развиваю творческие способности детей не только на уроках, но и при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.

На занятиях клуба «Классика»

В процессе занятий дети понимают существо музыкального искусства, знакомятся с элементами музыкальной речи, с творчеством великих композиторов, с богатствами русской народной песни. Достучаться до сердца, разбудить фантазию, обогатить детскую душу поможет непременно её Величество – Музыка.

Рефлексия

 Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

- В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они  достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Задания 1. Скороговорки

2. Разминка

3.Пословицы

4.Доскажи словечко

5. Составь рифму.

6.Чтение стихов из газеты.

7.Мешочки.

8.Чёрный ящик.

9. Начало текста придумай конец.

10.Сценка о запятой.

Музыка.  

Закончить хочу поговоркой:  «Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна». Хочу пожелать вам добиться от ваших учеников ясных и прекрасных мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"Цель: Создание  благоприятных условий для учащихся начальной школы, при которых потенциал каждого обуча...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАТема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯКаскова Валентина Николаевна, учитель начальных классовМБОУ «Дубительская СОШ»Профессион...

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

laquo;…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев».В.А.Сухомлинский...

ПЕДОПЫТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

Постоянно развивающееся общество требует творческих, профессиональных, компетентных, социально - мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях личносте...