Лекция "Педагогические технологии"
учебно-методический материал на тему

Бабикова Екатерина Юрьевна

Учась в магистратуре, преподавала лекцию для студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuyte.doc60 КБ
Office presentation icon pedagogicheskaya_tehnologiya.ppt581.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые студенты! Меня зовут Екатерина Юрьевна. Я проведу у вас лекцию.

Тема лекции: Понятие педтехнологии. Классификация, структура и требования к педтехнологиям.

План

  1. Понятие «педтехнология»
  2. Уровни и аспекты педагогической технологии
  3. Структура педтехнологии. Требования к педтехнологии.
  4. Классификация педтехнологий
  5. Функциональные компоненты деятельности педагогов в педагогической технологии

  1. Понятие «Педтехнология»

Определение

«педагогической технологии»

Ключевое слово "ТЕХНОЛОГИЯ" греческого происхождения: techne - искусство, мастерство + logos - понятие, учение, знание, наука. Совокупно оно отражает наивысший уровень знаний в конкретных видах человеческой деятельности.

Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения "педагогической технологии"

ЮНЕСКО трактует "педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования".

Во многих зарубежных изданиях, посвященных педагогическим технологиям, можно обнаружить такое определение: "педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов" .

По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования".

М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: "Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели".

Развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, акад. В. Монахов приводит 10 определений, проф. В. Башарин - 8 и т.д.).

Рассмотрим другие определения педагогических технологий:

ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату (И.П. Волков).

ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман).

ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П. Беспалько).

ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков).

ПТ - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США).

ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Дополнительно...

Исходя из приведенных выше определений, мы получаем что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

  1. Уровни и аспекты педагогической технологии

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в каче-стве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагоическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

3. Структура педтехнологии. Требования к педтехнологии.

Любая педагогическая технология имеет структуру. Из данных определений следует, что технология максимально связана с учебным процессом - деятельностью преподавателя и обучаемого, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

в) процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучаемого, методы и формы деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения материла, диагностика учебного процесса).

Любая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:

- концептуальность - каждая технология должная опираться на определенную научную концепцию включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

- системность - педтехнология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

- управляемость предполагает, возможность планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики;

- эффективность - современные педтехнологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам;

- воспроизводимость - подразумевает возможность применения педтехнологии в других однотипных образовательных учреждениях.

4. Классификация педтехнологий

        Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам  существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

        По своему определению «педагогическая технология»  - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности 

           ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

-классно-урочные;

-альтернативные;

-академические;

-клубные;

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективных способов обучения;

-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);

-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

-сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);    

- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

-гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

-технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

-обучающие;

-воспитательные;

-светские;

-религиозные;

-общеобразовательные;

-профессиональные;

-гуманистические;

-технократические;

-моно- и политехнологии;

-проникающие.

        В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой лекции подходят для реализации в обучении иностранному языку. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.

5. Функциональные компоненты деятельности педагогов в педагогической технологии

В педагогической технологии можно выделить следующие функциональные компоненты деятельности педагогов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный (Н. В.Кузьмина). Таким образом, педагогические технологии учителя будут складываться из операций по накоплению знаний, по проектированию целей обучения и воспитания, по организации учебно-воспитательного процесса, по передаче знаний от коммуникатора (педагога) реципиентам (учащимся). Гностический компонент включает в себя познание педагогом целей обучения и воспитания, содержания предмета преподавания, изучение самого себя, учащихся, принципов и технологий, проведения обучающих и воспитывающих занятии. Гностический компонент предполагает также набор операций по анализу эффективности своей деятельности. Эта задача является одной из важнейших при овладении на этапе познания педагогической деятельностью. Проектировочный компонент включает в себя проектирование дальних целей (перспектив), операций, средств. Проектирование должно осуществляться с учетом половых различий. Конструктивный компонент предполагает набор операций по подготовке предстоящего занятия. Коммуникативный компонент включает в себя набор операций вербального и невербального взаимодействия с учащимися. Организаторский компонент предполагает набор операций по подготовке и проведению занятий с учащимися. Два последних компонента тесно связаны друг с другом. Существуют различные классификации технологий. Для данной работы необходимо различать как минимум два типа технологий: педагогические и психологические. *В педагогических технологиях операции и действия физически ощутимы. Психологические технологии носят скрытый характер: это психические операции и действия в психике конкретного человека. Однако провести четкую границу между ними довольно трудно. Иногда классификация технологий на психологические и педагогические осуществляется по тому, в какой из наук они применяются. Однако такая классификация не соответствует требованиям к классификациям. Если операция разрабатывалась и применялась в одной науке, а стала применяться в другой, то к какой науке ее относить? Очень часто технологии разрабатываются на стыке двух наук и дать однозначную их отнесенность весьма затруднительно.

Лекция окончена. Спасибо за внимание! До свидания!

Список литературы

  1. http://www.bestreferat.ru/referat-407296.html
  2. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b2ad68b5d43a88521206c27_0.html
  3. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4132
  4. http://www.zavuch.info/methodlib/272/81107/
  5. http://www.psyoffice.ru/6-1011-pedagogicheskaja-tehnologija.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические технологии

Слайд 2

Содержание: Понятие педагогической технологии Основные качества современных педагогических технологий, их структура Классификация педагогических технологий (по Г. К. Селевко) Классификация педагогических технологий (по Е.Ф. Широковой ) Описание и анализ педагогической технологии

Слайд 3

Литература Контрольные вопросы

Слайд 4

Понятие педагогической технологии В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле , мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

Слайд 5

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Слайд 6

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектам 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

Слайд 7

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Слайд 8

Структура педагогической технологии В структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа ; б) содержательная часть обучения: - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала;

Слайд 9

Структура педагогической технологии в) процессуальная часть - технологический процесс: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса.

Слайд 10

Качества педагогических технологий Концептуалъноетъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Слайд 11

Качества педагогических технологий Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Слайд 12

Источники и составные части педагогических технологий Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются: - социальные преобразования и новое педагогическое мышление; - наука - педагогическая, психологическая, общественные науки;

Слайд 13

Источники и составные части педагогических технологий - передовой педагогический опыт; - опыт прошлого, отечественный и зарубежный; народная педагогика (этнопедагогика).

Слайд 14

Классификация педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

Слайд 15

Классификация педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

Слайд 16

Классификация педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредмет-ные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

Слайд 17

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько определяет следующие виды технологий: 1 - классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное); 2 - обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); 3 - система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); 4 - обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;

Слайд 18

Классификация педагогических технологий (по Г. К. Селевко) 5 - система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения; 6 - компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); 7 - система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение; 8 - «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

Слайд 19

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПО Е.Ф. ШИРОКОВОЙ ) По ведущему фактору психического развития По ориентации на личностные структуры По характеру содержания образования По организационным формам

Слайд 20

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПО Е.Ф. ШИРОКОВОЙ ) По отношению к ребенку По преобладающему (доминирующему) методу По категории обучающихся

Слайд 21

По ведущему фактору психического развития Биогенные Социогенные Психогенные Идеалистические

Слайд 22

По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование знаний, умений, навыков) Операционные (формирование способов умственных действий) Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений) Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений) Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов) Эвристические (развитие творческих способностей)

Слайд 23

По характеру содержания образования Обучающие - воспитательные Светские - религиозные Общеобразовательные - профессиональные Гуманитарные - технократические

Слайд 24

По организационным формам Классно-урочные - альтернативные Академические - клубные Индивидуальные - групповые Коллективный способ обучения Способы дифференцированного обучения

Слайд 25

По отношению к ребенку Технологии свободного воспитания Авторитарные Дидактоцентрические Личностно-ориентационные Гуманно-личностные Технологии сотрудничества

Слайд 26

По преобладающему (доминирующему) методу Догматические , репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковые Творческие Программированное обучение Саморазвивающее обучение Информационные (компьютерные)

Слайд 27

По категории обучающихся Массовая технология Компенсирующие Технологии работы с трудными детьми Технологии работы с одаренными детьми

Слайд 28

Функциональные компоненты деятельности педагогов Гностический – Познание педагогом целей обучения и воспитания, содержания предмета преподавания, изучение себя, уч-ся, принципов и технологий проведения занятий.

Слайд 29

Функциональные компоненты деятельности педагогов Проектировочный – Проектирование дальних целей, операций, средств.

Слайд 30

Функциональные компоненты деятельности педагогов Конструктивный – Набор операций по подготовке предстоящего занятия.

Слайд 31

Функциональные компоненты деятельности педагогов Коммуникативный – Набор операций вербального и невербального взаимодействия с учащимися.

Слайд 32

Функциональные компоненты деятельности педагогов Организаторский- Набор операций по подготовке и проведению занятий с учащимися.

Слайд 33

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

Слайд 34

Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Св. писание «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва. Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.

Слайд 35

«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.

Слайд 36

Концептуальные идеи • Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. • Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. • Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру. • Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний. • Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).

Слайд 37

В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях: 1. Форма организации обучения. 2. Принцип организации самого содержания науки: а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий; б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления; в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

Слайд 38

Методические особенности урока-диалога. • Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы. • Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса. • Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Слайд 39

Методические особенности урока-диалога. Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями. Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).

Слайд 40

Особенности организации содержания Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур

Слайд 41

Особенности организации содержания 1-2 классы – Точки удивления (загадки слова, загадки числа, загадки явлений природы, загадка момента истории) 3-4 классы – Античная культура 5-6 классы – Культура Средневековья

Слайд 42

Особенности организации содержания 7-8 классы- Культура Нового Времени, Возрождения 9-10 классы – Культура современности 11 – класс специальный диалогический

Слайд 43

Особенности организации содержания Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия.

Слайд 44

Педагогические технологии авторских школ

Слайд 45

Модель «Русская школа» Гончаров Иван Федорович - доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета. Погодина Людмила Николаевна - директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы № 141 г. Москвы и объединяющего детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию. Особенности методики Взаимоотношения участников педагогического процесса в Русской школе основываются на соборности, сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии.

Слайд 46

Соборность в обучении означает единение множества «Я» вокруг общего дела при сохранении индивидуального и коллективного. Соборность - это взаимное духовное, душевное обогащение, происходящее в разнообразных формах общения, взаимодействия, самоуправления детей в учебно-воспитательном процессе. Сотрудничество - это совместное напряжение, совместный труд участников какого-либо дела. В процессе обучения сотрудничество восходит к сотворчеству -совместному созиданию, соавторству в создании материальных и духовных ценностей. Разработка и воплощение идеи соразвития учителя и ученика в реальной педагогической практике принадлежат Л.Н.Толстому.

Слайд 47

Особенности содержания Содержание образования определяется наукой, народностью и православием

Слайд 48

Наука – учебные дисциплины по основным отраслям знания Народность – отечественная культура (русский язык и литература, отечественная история, география)

Слайд 49

Народность Курс «Светочи России» (великие люди прошлого и настоящего) Курс «Святыни России» (культурные, природные, исторические) Курс «Русская душа» (качества русского человека, обычаи, праздники

Слайд 50

Православие – не только уроки религии, а построение процесса воспитания на идеях православия, на его духе, менталитете Курс «Русское православие» (история церкви, размышления о духовности)

Слайд 51

Русский национальный компонент в содержании образования Моя Родина Святыни России Светочи России Развитие речи (фольклор) Риторика, стилистика, худ. чтение (шедевры русской классики)

Слайд 52

Русский национальный компонент в содержании образования Народное искусство Народные обычаи Русский менталитет Русская философия Православие

Слайд 53

Литература: Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М., 1989. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2002.

Слайд 54

Литература: 4. Педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Кукушина В. С. – М., 2002. 5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

Слайд 55

Контрольные вопросы: Дайте определение понятия «педагогическая технология» Что входит в структуру педагогической технологии? Назовите качества педагогических технологий Для чего нужна педагогическая технология?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....