«Формирование коммуникативно-речевых навыков у младших школьников"
статья по теме

Кривцова Светлана Викторовна

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativno-rechevyh_navykov.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 


Формирование коммуникативно-речевых навыков у младших школьников

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у  детей является одной из актуальных проблем. Несовершенство умений,  связанных с использованием речи, как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации умственно отсталых детей.

Задача развития речи у учащихся одна из серьезных задач, стоящих перед начальной школой.

Работа по развитию речи учащихся начальных классов многогранна.

Совершенствование коммуникативно-речевых способностей учащихся – предусмотрено программами и реализуется в соответствующих учебниках по русскому языку и литературе.

Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется прежде всего в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план.

Реализация данной задачи предполагает формирование  школьников речевых умений: коммуникативных и некоммуникативных

Понятие “коммуникативные умения” (или коммуникативно-речевые) является стержневым в методике обучения  речи, поскольку учить ребенка связно говорить/писать – значит формировать у него определенный комплекс основанных на речеведческих понятиях умений по созданию высказывания.

Первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Второе важное условие эффективного развития способностей — заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Интенсивная умственная деятельность позволяет в короткий срок несмышленышу превратиться в неутомимого почемучку. Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы.    

Предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь взрослых.  

В системе школьного обучения развивающие возможности предметно-пространственной среды сведены к минимуму, что неоправданно сокращает возможности для реализации творческих проявлений ребенка.

 На мой взгляд, существует ряд причин низкого уровня владения школьниками коммуникативными умениями.

Во-первых, работе по формированию коммуникативных умений уделяется недостаточное внимание в начальной школе.  

 Во-вторых, не в полной мере учитываются возрастные особенности младшего школьника, который, как правило, мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и   абстрактным мышлением. На  мой взгляд, данный факт объясняется недооценкой в начальной школе развития сферы образного, эмоционального.  

 Хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

В начальных  классах  развитие коммуникативно-речевых умений учащихся имеет большое значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей  зависит от того, как они овладеют речью: хорошее  знание русского языка и литературы - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью - это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения.

Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

В системе работы над развитием коммуникативно-речевых умений используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер.

В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся:

 во-первых, это целенаправленная подготовка урока, чёткая цель, продуманность отбора материала, обязательное введение пословиц, ежеурочное введение новых слов, создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи учащихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями;

во-вторых, обучение живому, очеловеченному языку. Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических. Традиционным дидактическим набором для отработки различных речевых умений являются пословицы и поговорки.

Эффективным приёмом конструирования внутренней и внешней речи является такой приём как «Слово-магнит».

При определении задач урока часто встречается фраза: "Развивать устную и письменную речь учащихся". Важно избегать формализма при решении этой задачи, надо научить детей грамотно излагать свои мысли, красиво говорить и писать сочинения. Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности

– это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.

Предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.


Авторская справка

1

Ф.И.О.

Кривцова Светлана Викторовна

2

Название статьи

Формирование коммуникативно-речевых навыков у младших школьников

3

Должность предметная область, квалификационный разряд, ученая степень, ученое звание, категория.

Без категории

4

Город, населенный пункт

г. Белгород

5

Представляема организация

МОУ СОШ- №43

6

Телефон служебный

51-23-73

7

Телефон  домашний

51-09-67

8

Email

Нет

9

 Узнали о сборнике

От коллег

10

Дата отправления материала

8.11.2010г.

11

Следует ли Вас информировать о будущих конференциях

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....

"Формирование и развитие навыка чтения младшего школьника".

Данная презентация знакомит с особенностями формирования навыка чтения младшего школьника. Собраны виды работ для улучшения навыка чтения, описаны причины трудностей при чтении....

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

Методика формирования коммуникативно-речевых умений и навыков младших школьников

Методическая разработка для начальной школы к урокаи литературного чтения и русского языка....

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ  на уроках математики"...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный ...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения

Рост количества детей с трудностями усвоения чтения и с вариативными нарушениями данного навыка а общеобразовательных школах ( 1 из 5 учащихся имеет те или иные симптомы дислексии), наличие у данной к...