Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»
методическая разработка на тему
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_nravstvennosti_shkolnikov_v_obshchestve.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
ПРОГРАММА
духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации
«Воспитание нравственного поведения
младших школьников в обществе»
Разработчик программы
Полынцева Ирина Николаевна,
методист
Сургут, 2014
Цель МБОУ СОШ № 4
Содействовать становлению социально ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; воспитывать человека, сознающего образование как универсальную ценность.
Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
учащихся МБОУ СОШ №4
Развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
учащихся МБОУ СОШ №4
- освоение учащимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
- вовлечение учащегося в процессы самопознания, само-понимания, содействие учащимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности учащегося по саморазвитию;
- овладение учащимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Основные положения программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся
I. Обоснование необходимости создания программы
воспитания нравственного обучающихся
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, -
значит, вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей. К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». Младшему школьнику необходимо получить информацию о нормах поведения в современном обществе, иметь представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения. Вот почему воспитание общечеловеческих ценностей у детей - одно из значимых направлений в современной педагогике.
Наблюдения, проводимые за поведением детей своего класса, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подводят меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности моих учеников низкий. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, и воспитывать не один год. Поэтому одно из приоритетных направлений в этом учебном году - воспитание нравственного поведения учащихся младшего школьного озраста.
- Концептуальные идеи программы
Главная цель: создать условия для воспитания и развития личностных качеств учащихся, предполагающих соблюдение правил этикета, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Задачи воспитательной работы в каждом классе:
- Проводить работу по сплочению обучающихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, выездных экскурсий).
- Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение классных часов и инструктажей, соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
- Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
- Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
- Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
- Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учеников класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету, школе, проведение родительских собраний.
Программа не предусматривает изменения в организации процесса обучения и воспитания. Воспитание нравственного поведения учащихся будет осуществляться через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.
Воспитание нравственности связано с реализацией ряда принципов организации воспитательной работы в классе:
- Принцип доступности.
- Принцип активности.
- Принцип системности.
- Принцип сознательности.
- Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, психолога, родителей.
III. Сроки программы.
Сроки программы: четыре учебных года, с 1 по 4 класс.
IV. Участники программы.
Участники программы: обучающиеся, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, родители.
V. Прогнозируемый результат
- Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.
- Учащиеся знают и умеют соблюдать нормы и правила поведения в школе, в семье, в общественных местах; владеют культурой общения.
- Осознание учащимися ценности воспитанности человека и её необходимости в современном обществе.
- Заинтересованность и активное участие родителей в воспитании нравственного поведения своих детей.
VI. Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: администрация школы, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, родители.
Внешние: детская библиотека, краеведческий музей, дом детского творчества «Наследие», ТОС-9, ТОС-10, КСК «Геолог».
VII. Критерии результативности
- Соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
- Владение культурой общения со сверстниками, с взрослыми.
- Уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.
VIII. Показатели результативности
- Отсутствие нарушений правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
- Высокий уровень коммуникативной культуры учащихся - умение работать в паре, минигруппе, коллективе, умение правильно общаться с взрослыми.
- Высокий уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.
IX. Диагностические средства
- Эффективность реализации программы нравственного воспитания учащихся класса отслеживается по результатам диагностических анкет:
- Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Методика неоконченного предложения (о классе).
- Анкетирование «Воспитанный ли я человек?»
Х. Управление программой
Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учащихся, классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса воспитания обеспечивает системный подход.
XI. Деятельность по реализации программы нравственного воспитания учащихся класса
- Классные часы на формирование представлений об этике.
- Психологические тренинги (на развитие коммуникативной культуры).
- Индивидуальные беседы, консультации
- Экскурсии: в музей, в цирк, в библиотеку, в природу, на предприятия города.
- Работа с родителями (родительские собрания, классные семейные праздники).
XII. Ресурсы
Имеющиеся:
- нормативно-правовая база: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, устав школы (выдержки);
- кадры (классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, родители);
- информационная литература;
- объекты образования и культуры: дом детского творчества «Наследие», детская библиотека, спортивные центры, музеи, филармония
- ТСО, ИКТ;
- финансовые (спонсоры - родители учащихся);
Прогнозируемые:
создание методических материалов.
- Циклограмма работы класса
Еженедельно | Воспитательные беседы по правилам поведения в школе, в общественных местах, в транспорте. Индивидуальная работа с учащимися, родителями. Занятия в кружках, спортивных секциях. |
Ежемесячно | Классный час по этике. Психологические тренинги. |
Один раз в четверть | Классные семейные праздники. Родительские собрания. Инструктажи по правилам поведения в школе, по ПДД, по правилам поведения в общественных местах. |
Один раз в полугодие | Занятия в доме детского творчества «Наследие». Диагностирование. |
Один раз в год | Экскурсии в музей, кинотеатр, библиотеку и др. |
Тематика классных часов по этике в 1 классе:
- Я среди людей.
- Кто я и как я выгляжу?
- Я - личность.
- Я и мои роли.
- Добро и зло в сказках.
- Отношение к старшим.
- Отношение к учителю.
- Товарищи и друзья.
- Вежливость и этикет.
Тематика классных часов по этике во 2 классе:
- Как я общаюсь со сверстниками.
- Уважаешь других - уважаешь себя.
- На кого хочу быть похож(а)?
- Одному жить плохо.
- Путешествие в страну вежливости.
- Портрет воспитанного человека.
- Практическое занятие: совершаем хорошие поступки.
- Правила общения с животными.
- Ролевая игра «В гостях».
Тематика классных часов по этике в 3 классе:
- Азбука этики (деловая игра).
- Праздники в жизни человека.
- Плохо одному.
- Речевой этикет (правила общения со сверстниками).
- Речевой этикет (правила общения со взрослыми).
- Что в нашем имени?
- Как зовут тебя друзья?
- Удовольствия в игре.
- Ролевая игра «В театре».
Тематика классных часов по этике в 4 классе:
- Модно ли быть вежливым?
- Кто такой «патриот»?
- Героические поступки детей и подростков.
- Безнравственное поведение людей.
- Я среди людей, люди вокруг меня.
- Мы разные, но планета у нас одна.
- Практическое занятие: экскурсия по городу в общественном транспорте.
- Практическое занятие: поход в кино.
- Подводим итоги (деловая игра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в воспитании нравственности младших школьников.
Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно прот...
Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников
Программа поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...
Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -значит, вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт Воспитание является одной из важнейших составляющих образователь...
Деятельностный подход воспитания нравственности младших школьников
Нравственные правила поведения человека не связаны с определенным возрастом, они относятся ко всем. И только при условии, если с детства привыкнешь с уважением относиться к окружающим людям, быть вним...
«Воспитание нравственности младших школьников на основе изучения народных традиций, праздников, обрядов» (из опыта работы)
В данной работе я делюсь своими наработками в воспитании нравственности....