Программа курса «Основы исследовательской деятельности» (для учащихся 4-х) классов
рабочая программа (4 класс) на тему

 Солодкая Инна Борисовна

        Цель курса: формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               Директор школы МАОУ СОШ№ 4

                                                                                             ___________/Е.Р.Тимофеева

                                                                                              «_____» ____________ 2015г.

Программа

курса «Основы исследовательской деятельности»

(для учащихся 4-х) классов

                           Разработала: Солодкая И.Б.,

педагог-психолог

                                                       

2015

г. Покачи

Пояснительная записка

           В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.

          В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

          В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Всему этому способствует реализация цели образовательной программы – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

          Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития  их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

        Таким образом, этим обусловлено то, что в  неурочную деятельность включен курс «Основы исследовательской деятельности».

        Цель курса.

        Формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

   Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, мотивации к процессу получения знаний.
  • Ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
  • Формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат
  • Развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся.
  • Развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.
  • Создание условий для активного, самостоятельного исследования разных проблем.
  • Воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

       Данная программа предназначена для учащихся 4 класса, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

       Курс ориентирован на овладение основными знаниями об исследовательской деятельности, умениями исследовательской деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление учащимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения проблемных, игровых, исследовательских, эвристических.

      Курс призван:

      - предоставить новые возможности для развития личности средствами включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность;

      -   осуществить подготовку младших школьников к дальнейшему обучению и развитию путем формирования умений самостоятельного поиска знаний;

     - дать возможность каждому учащемуся проявить свои способности, реализовать свои возможности в процессе осуществления учебного исследования;

     -  вооружить учащихся знаниями, умениями исследовательской деятельности, способами действий, которые будут являться не только общеучебными, но и помогут ему в жизни.

      Принципы отбора содержания.

  • Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
  • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  • Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
  • Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  • Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

       Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.

       Содержание курса составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований.

       В процессе обучения используются следующие формы вне учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы),  занятия-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Учебно-тематический план курса

п\п

Изучаемый раздел

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

1

2

Способы мыслительной деятельности

15

3

Этапы работы в рамках исследования

9

2

4

Самостоятельные исследования

5

5

Защита результатов самостоятельных исследований.

2

Содержание курса

1. Введение. (1час)

Цель. Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.

Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.

2. Способы мыслительной деятельности. (15 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы   2 часа. 

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Умение задавать вопросы  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Умение давать определения понятиям 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».

Умение вести наблюдение  1 часа.

Тренинговые упражнения.

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Эксперимент  2 часа.

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Суждения, умозаключения  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?»,  «Как люди смотрят на мир».

3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (10часов)

Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

Выбор темы исследования 2 часа.

   Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цель исследования 1 час.

   Определение цели исследования.

Задачи исследования 1 час.

   Отличие цели от задач. Постановка задач.

Гипотеза исследования 1 час.

   Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация и методика исследования 2 часа.

   План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к представлению результата 1 час.

   План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования 1 час.

   Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Игра – исследование 1 час.

4. Самостоятельные исследования. (5часов)

Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

5. Защита результатов самостоятельных исследований. (2часа)

Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

   В результате изучения предмета «Основы исследовательской деятельности» ученик должен:

- владеть элементарными навыками исследовательской деятельности;

- уметь определяться с выбором темы;

- уметь работать с различными источниками информации, обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному материалу;

- уметь составлять план исследовательской работы: определять методы исследования, выстраивать их по порядку;

-  уметь оформлять и представлять результат своей работы.

Литература.

  1. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. // Начальная школа + 2007, №7
  2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы. //
  3. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. //
  4. Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. //
  5. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
  6. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. //


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Презентация знакомит с опытом введения, осуществления исследовательской деятельности....

Основы пректно - исследовательской деятельности для учащихся начальной школы

В современных условиях, когда актуален вопрос о реализации стандарта, значение терминов  «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшает...

ТК занятия "Основы исследовательской деятельности"

Технологическая карта к вступительному разделу "Учимся исследовать природу" объединения "Экология и краеведение"...

Курс по внеурочной деятельности Основы исследовательской деятельности 4 класс

Курс внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"  изучается в 4 классе. Общая недельчасов  нагрузка составляет 1 час. Общее количество часов на изучение курса -...

Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления.

В данной статье представлен опыт работы по развитию эстетического опыта учащихся, основы исследовательской деятельностти,творческого воображения, образного и логического мышления....

Конспект занятия в лаборатории «Практикум по основам исследовательской деятельности»

Занятие по теме "Статическое электричество", На занятии учащиеся знакомятся с тем, как оно образуется  и проводт интерес­ные опыты....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию, ...