Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"
рабочая программа (2 класс)

Фролова Наталья Яковлевна

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения и обработки информации.

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti_2_klass.docx51.35 КБ

Предварительный просмотр:

                          УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

Рассмотрена на заседании методического объединения

протокол от_____________ 2016 г № ______

Утверждена приказом от_____________ 2016 г № ______

Принята на заседании НМС. протокол от_____________ 2016 г № ______

Рабочая программа внеурочной деятельности

Основы исследовательской деятельности

2 а класс

Составитель

Фролова Наталья Яковлевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 2а класса,  разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.п. 9, 22 ст. 2, ч. 1, 5 ст. 12, п. 6 ч. 2 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312;
  • Приказ № 241 Минобрнауки России от 20 августа 2008 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмо Минобрнауки России от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  • Приказ № 1994 Минобрнауки России от 03.06.2011 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России № 1241от 24.11.2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на период 2015-2019 годы;
  • Авторская программа Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова  «Учусь создавать проект».

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности».

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание изучаемого курса.
  4. Тематическое планирование.
  5. Планируемые результаты.
  6. Система оценки достижения планируемых результатов.
  7. Оснащённость учебного процесса по предмету.

 

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым  вовлекая каждого ученика в активный познавательные процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения и обработки информации.

Задачи:

•      развитие творческой исследовательской активности;

•      формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

•      стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

•      формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

•      формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

•      развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

Принципы и подходы к формированию программы.

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся.

Психолого-педагогические принципы

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а)  Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития,  принцип психологической комфортности).

б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

Педагогическая целесообразность проектной технологии

Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе.  Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Курс включает  33 занятия во 2-м классе  и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учусь создавать проект», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность учащихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций учащихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

II. Учебно-тематический план

2 класс (33 ч)

Разделы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

1

2.

Выбор темы моего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

1

3.

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.

1

1

4.

Выбор помощников в работе над проектом.

1

1

5.

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».

1

1

6.

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

1

1

7.

Проблема. Решение проблемы.

1

1

8.

Выработка гипотезы-предложения. Твоё знакомство с понятием «выработка», «гипотеза», «предположение».

1

1

9.

Цель проекта.

1

1

10.

Задача проекта.

1

1

11.

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы».

1

1

12.

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

1

13.

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор».

1

1

14.

Создание продукта проекта? Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».

1

1

15.

Играем в учёных. Это интересно.

1

1

16.

Тест.

1

1

17.

Отбор информации для семиминутного выступления.

1

1

18.

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация»

1

1

19.

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

1

1

20-21.

Первые шаги составления презентации на компьютере.

2

2

22.

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями.

1

1

23.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

1

1

24.

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина»

1

1

25.

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

1

26.

Играем в учёных. Это интересно.

1

1

27.

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

1

1

28.

Памятка жюри конкурса.

1

1

29.

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

1

1

30.

Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

1

1

31.

Играем в учёных. Это интересно.

1

1

32-33.

Советы на лето от мудрого Дельфина.

2

2

ИТОГО

33

12

21

III. Содержание курса.

33 часа 2 класс

Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Актуальность.  Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы». Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «этап». Повторение пройденных проектных понятий. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Презентация.  Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Советы на лето от Мудрого Дельфина. 

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему учащих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.     Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.

2.     Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.     Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.     Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.     Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.

IV. Тематическое планирование с определением форм внеурочной деятельности.

Тема

Часы

Дата

Коррек

ция

Основные формы внеурочной деятельности

1.

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

Беседа

2.

Выбор темы моего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

Ролевая игра

3.

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.

1

Беседа

4.

Выбор помощников в работе над проектом.

1

Ролевая игра

5.

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».

1

Беседа

6.

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

1

Опрос

7.

Проблема. Решение проблемы.

1

Моделирующая игра

8.

Выработка гипотезы-предложения. Твоё знакомство с понятием «выработка», «гипотеза», «предположение».

1

Моделирующая игра

9.

Цель проекта.

1

Беседа

10.

Задача проекта.

1

Ролевая игра

11.

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы».

1

Беседа

12.

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

Беседа

13.

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор».

1

Работа в группах

14.

Создание продукта проекта? Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».

1

Ролевая игра

15.

Играем в учёных. Это интересно.

1

Творческая работа

16.

Тест.

1

Беседа

17.

Отбор информации для семиминутного выступления.

1

Творческая работа

19.

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация»

1

Творческий отчёт

20-21

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

2

Творческий отчёт

22.

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями.

1

Деловая игра

23.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

1

Творческий отчёт

24.

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина»

1

Беседа

25.

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

Ролевая игра

26.

Играем в учёных. Это интересно.

1

Ролевая игра

27.

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

1

Ролевая игра

28.

Памятка жюри конкурса.

1

Отчёт

29.

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

1

Практика

30.

Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

1

Отчётный урок

31.

Играем в учёных. Это интересно.

1

Беседа

32-33

Советы на лето от мудрого Дельфина.

2

V. Планируемые результаты освоения программы 2 класса.

Учащийся будет знать:

• основы проведения исследовательской работы;

• что такое мини – проект и творческий проект;

• методы исследования: наблюдение, опыт;

• способы поиска необходимой для исследования информации;

• правила сотрудничества в процессе исследования;

• основные логические операции, их отличительные особенности;

• правила успешной презентации работы.

Учащийся будет уметь:

• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

• подбирать материал, необходимый для исследования;

• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать  помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

Способы проверки результатов освоения программы.

 В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов.

В ходе освоения программы «Основы исследовательской деятельности» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

Предметные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Метапредметные

     Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

     Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

     Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.     

     Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Личностные

• положительное отношение к проектной деятельности;

• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

• внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;

• эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

  В целях обобщения работы учащихся может быть представлено  портфолио младшего школьника  как  индивидуального  "портфеля” образовательных индивидуальных достижений  ученика начальной школы в  познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

VI. Система оценки достижения планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • результативность участия в ежегодных конкурсах-олимпиадах (интеллектуальных марафонах и предметных олимпиадах разного уровня);
  • в конце учебного года рекомендуется оценивать продвижение в развитии учащихся с помощью диагностического тестирования (рассматривается динамика и характер изменения);
  • отсутствие конфликтных ситуаций при организации групповой, командной работы;
  • количество публичных выступлений перед незнакомой аудиторией;
  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий по листам оценки;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по учебным предметам.

VII. Оснащённость внеурочной деятельности

Материально-техническое оснащение

мультимедийный проектор;

сканер;

интерактивная доска;

компьютер учителя;

индивидуальный компьютер ученика (1 компьютер – 1 ученик);

Доступ к сети Интернет;

Интерактивный стол

Список литературы.

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.

5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, No7

Для учащихся:

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –

М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности«Мои первые исследования»Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных измене...

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...

Рабочие программы внеурочной и учебной деятельности

Содержание программы, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на 2016-2017учебный год....

Рабочая программа внеурочной проектно - исследовательской деятельности "Учусь создавать проекты", 4 класс.

Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – ис...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 кл «Основы проектной и исследовательской грамотности»

Метод проектов,   как основная технология  деятельностного метода,  даёт возможность учащимся  стать  активными участниками образовательного процесса. Ученик получает зна...