Однопредметный и однотемный урок в малокомплектной школе
методическая разработка на тему

Учебно-воспитательный процесс в малокомплектной школе имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности влияют на выбор методов, форм и средств обучения. Один из путей повышения  эффективности учебного процесса - проведение однопредметных и однотемных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc45 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.05 МБ
Файл urok_2-4_klass.docx78.74 КБ

Предварительный просмотр:

Однопредметный и однотемный урок в малокомплектной школе.

Судойская Елена Анатольевна (elenasudoiskaya@mail.ru)

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Шилан Чапаевский филиал (ГБОУ СОШ с. Шилан)

Аннотация

Учебно-воспитательный процесс в малокомплектной школе имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности влияют на выбор методов, форм и средств обучения. Один из путей повышения эффективности учебного процесса - проведение однопредметных и однотемных уроков.

Демографические тенденции последнего времени и нехватка рабочих мест на селе привели к снижению наполняемости классов в сельских школах и к росту явления малокомплектности. В малокомплектной школе учитель ведёт занятия одновременно с двумя, тремя классами. В течении урока работа с учителем и самостоятельная работа детей чередуются несколько раз: в то время, когда учащиеся одного класса работают под непосредственным руководством учителя, учащиеся других классов работают самостоятельно. Учебно-воспитательный процесс в малочисленной школе имеет ряд специфических особенностей. С одной стороны, облегчающих, с другой – усложняющих работу педагога. Эти особенности влияют на выбор методов, форм и средств обучения. Иногда можно слышать, что добиться хороших результатов, работая одновременно с несколькими классами, невозможно. Однако опыт многих учителей опровергает это мнение.

Большое значение для эффективной работы с несколькими классами имеет правильно составленное расписание учебных занятий. На мой взгляд, один из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской малокомплектной школе - проведение однопредметных уроков. Здесь учителю легче переключать своё внимание при переходе от одного класса к другому, однородный материал меньше отвлекает детей во время их самостоятельной работы. Кроме того, создаются условия для организации общей работы детей всех классов. Основой однотемных уроков в первую очередь является постоянное сопутствующее повторение. Поэтому большая часть таких уроков приходится на 1-ю и 4-ю четверти учебного года, когда учебный материал позволяет проводить больше уроков закрепления, обобщения, систематизации знаний. А также уроки, где много практической работы по измерению, взвешиванию, экскурсии. В чём я вижу преимущества однотемных уроков. Во-первых, создаются условия для успешного развития мотивации учения, которая является движущей силой в учебной деятельности младших школьников. Во-вторых, при проведении однотемных уроков успешнее формируется умение планировать деятельность, контролировать её ход в процессе взаимопроверки или путём самоконтроля. В-третьих, однотемные уроки позволяют ребёнку чаще отвечать самому, требуют от него внимательного отношения к ответам товарищей, учат культуре учебного диалога, развивают речевые умения, что особенно важно в условиях малокомплектной школы, где наблюдается дефицит. В-четвёртых, такие уроки дают детям возможность на практике, в учебной деятельности следовать правилам жизни и работы в коллективе, уважительно относиться к мнению других людей.

Занятия по теме в каждом классе отличаются степенью сложности учебного материала и работой, проводимой с ним. Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значимых усилий от учителя, дальнейшего совершенствования.

Например, при проведении урока математики по теме: «Периметр прямоугольника» в 1-3 классах общим может быть задание измерить длину и ширину прямоугольника, после чего учащиеся 2 класса составят и решат задачу на разностное сравнение (на сколько см длина прямоугольника больше его ширины или во сколько раз ширина меньше его длины), учащиеся 3 класса найдут сумму длин сторон прямоугольника. На таких уроках я часто использую работу в парах (разновозрастных). Детям предлагается взять «парные» (т.с. состоящие из двух половинок) карточки. Это могут быть, например, карточки в форме бабочек, варежек и т.д. Разыскав свою половинку по внешнему сходству (рисунок на варежке и т.п.), ребята садятся парами и далее работают с учебным материалом вдвоём. Если дети справятся с заданием быстро и правильно, у них есть возможность порисовать: раскрасить узор так, чтобы получилась пара красивых одинаковых варежек.

Ещё один вариант работы с парными карточками игра «Карусель». Учитель просит тех детей, у кого, например правая варежка, подойти к нему и встать в круг, спиной к центру. Эти учащиеся получают карточки с вопросами, читают их и отвечают на «ушко» учителю. Затем напротив встают по одному другие дети. Ребята во внутреннем круге держат карточки с вопросами, стоящие во внешнем - читают вопросы вслух и отвечают на них. Первые контролируют правильность ответов, исправляя неточности, а в случае затруднения подсказывают правильный ответ. По сигналу учителя дети во внешнем круге делают шаг вправо, читают новый вопрос, отвечают на него и т.д., пока не вернутся к началу своего пути.

Варианты вопросов на карточках:

-Что такое предлог?

-Для чего служат предлоги?

-Как пишутся предлоги с другими словами?

-Чем отличаются предлоги и приставки?

-Можно ли проверить написание предлогов?

-Назовите предлоги, состоящие из одной буквы?

Большое значение для эффективности обучения в совмещённых классах-комплектах имеет планирование работы. Учителю приходиться ценить каждую минуту на уроке, поэтому он заранее намечает сколько времени на какой материал и на каком этапе урока будет отведено для непосредственных занятий с учениками каждого класса.

Устанавливает для каждого класса содержание и характер заданий самостоятельной работы и форму её проверки. Планирует порядок чередования самостоятельной работы и занятий с учителем на весь урок так, чтобы все классы были в поле зрения учителя.

Чтобы целесообразно распределить время, надо учитывать уровень подготовки детей и их умение самостоятельно работать, степень трудности изучаемого материала, а также дидактическую цель урока в каждом классе (где изучается новый материал, где закрепляется изученное, проверяются и учитываются знания).

Больше времени учитель отводит на работу с тем классом,  в котором изучается новый материал, постоянной помощи требует младший класс, где навыки самостоятельной работы слабее. Но во всех случаях работа должна быть спланирована так, чтобы все классы в течении урока поработали с учителем, поэтому переходы из одного класса в другой должны быть намечены чётко.

Особенно важно правильно организовать начало урока так, чтобы все классы сразу включились в продуктивную работу.

Например, при проведении устного счёта можно предложить игру «Ночь-день» в 3 классе и игру «Почтальон» в 1 классе одновременно. Игра «Ночь–день» проходит при непосредственном участии учителя, а в игру «Почтальон» первоклассники играют самостоятельно. Игра «Почтальон»: На доску вывешиваются макеты домов с почтовыми «ящиками-карманами». На крыше помещается номер дома. Детям раздаются «карточки-письма». Задача разложить «письма» по адресу (ответ примера должен совпадать с номером дома). Дети выходят к доске и раскладывают карточки. Потом проводится проверка.

Игра «Ночь-день». Учитель произносит слово «ночь»- дети закрывают глаза. Учитель читает числовое выражение, дети устно решают его. Затем учитель произносит слово «день» дети открывают глаза и поднимают руку. Учитель просит назвать ответ. Ученик должен доказать правильность своего решения, для этого вслух воспроизводится ход решения выражения. Ответы записываются на доске, т.к. они дальше будут использоваться в устных упражнениях. Например: 8, 4, 2, 7 ,6, 5.

1 класс с помощью карточек с цифрами раскладывают ответы в порядке возрастания, затем в порядке убывания, к каждому числу прибавляют единицу, вычитывают единицу. 3 класс: ответы поочередно складывают, умножают сначала на 10, потом на 100, называют чётные числа, нечётные и т.п.

Такую  же работу в начале урока можно организовать и на уроках русского языка и обучения грамоте. Все мы знаем, как любят первоклассники отгадывать загадки, играть в игру «доскажи словечко». Но если эту работу не связать как-то с работой в классе постарше, то она будет очень отвлекать детей. Я выхожу из этой ситуации так. Подбираю загадки на определенную тему (имена сказочных героев, словарные слова, слова на определенную орфограмму). Первоклассники отгадывают, учащиеся постарше, записывают отгадки.

Другой вариант совместной работы. На доске записываются слова с пропущенными буквами. Учащиеся 3 класса вставляют пропущенные буквы, списывают слова, разбирают их по составу, составляют с ними предложения. Учащиеся 1 класса определяют «сбежавшие» буквы, вылепливают их из пластилина и крепят их на место пропусков.

Работа учителя в малокомплектной школе должна отличаться чёткостью, продуманностью всех деталей, целенаправленностью, так как от этого зависят результаты самостоятельных работ учащихся. Хорошее знание материала, точные вопросы к учащимся, тщательный отбор упражнений и наглядных пособий, заблаговременное оформление необходимых записей на доске, наборном полотне, плакатах и т.п. - всё это помогает учителю проводить уроки в совмещенных классах-комплектах.

Литература

1.Борисова И.В. журнал «Начальная школа» №7 2004г. «Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания в малокомплектной школе».

2. Креславская Т.А. журнал «Начальная школа» 2009г. «Модель управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации в малокомплектной сельской школе»

3.Степанова И.Н. журнал «Начальная школа» №7 2003г. «Однотемный и однопредметный урок в сельской малокомплектной школе».

4. Суворова Г.Ф. журнал «Сельская школа» №2 2003г. «Урок с несколькими классами».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однопредметный и однотемный урок в малокомплектной школе ГБОУ СОШ с.Шилан Учитель начальных классов Судойская Е.А. 2016 г.

Слайд 2

Учебно-воспитательный процесс в малочисленной школе имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности влияют на выбор методов, форм и средств обучения. Один из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской малокомплектной школе- проведение однопредметных и однотемных уроков. Преимущества однотемных уроков: 1. Создаются условия для успешного развития мотивации учения, которая является движущей силой в учебной деятельности младших школьников. 2. При проведении однотемных уроков успешнее формируется умение планировать деятельность, контролировать ее ход в процессе взаимопроверки или путем самоконтроля. 3. Однотемные уроки позволяют ученику чаще отвечать самому, требуют от него внимательного отношения к ответам товарищей, учат культуре учебного диалога, развивают речевые умения, что особенно важно в условиях малокомплектной школы, где наблюдается его дефицит. 4.Такие уроки дают детям возможность на практике, в учебной деятельности следовать правилам жизни и работы в коллективе, уважительно относиться к мнению других людей.

Слайд 3

При проведении урока математики по теме: «Периметр прямоугольника» в 1,2,3 классах. - общим может быть задание измерить длину и ширину прямоугольника - учащиеся 2 класса составят и решат задачу на разностное сравнение - учащиеся 3 класса найдут сумму длин сторон прямоугольника На таких уроках я часто использую работу в парах (разновозрастных). Детям предлагается взять « парные» (т.е. состоящие из двух половинок) карточки. Это могут быть, например, карточки в форме бабочек, варежек, ваз и т.д. Разыскав свою половинку по внешнему сходству (рисунок на варежке и т.п.), ребята садятся парами и далее работают с учебным материалом вдвоем. Если дети справятся с заданием быстро и правильно у них есть возможность порисовать: раскрасить узор так, чтобы получилась пара красивых одинаковых варежек.

Слайд 4

Еще один вариант работы с парными карточками игра « Карусель » Одни учащиеся встают в круг, спиной к центру, получают карточки с вопросами, читают их и отвечают на «ушко» учителю . Затем напротив встают по одному другие дети. Ребята во внутреннем круге держат карточки с вопросами, стоящие во внешнем – читают вопросы и отвечают на них. Первые контролируют правильность ответов, исправляя неточности, а в случае затруднения подсказывают правильный ответ. По сигналу учителя дети во внешнем круге делают шаг вправо, читают новый вопрос, отвечают на него и т.д., пока не вернутся к началу своего пути.

Слайд 5

При проведении устного счета можно предложить игру «Ночь- день» в 3классе и игру «Почтальоны » в 1 классе одновременно. Игра «Ночь-день» проходит при непосредственном участии учителя, в игру «Почтальоны» первоклассники играют самостоятельно. Игра «Почтальоны»: на доску вывешиваются макеты домов с почтовыми «ящиками-карманами». На крыше обозначен номер дома. Детям раздаются «карточки-письма». Задача разложить «письма» по адресу( ответ примера должен совпадать с номером дома). Дети выходят к доске и раскладывают карточки. Потом проводится проверка.

Слайд 6

Игра «Ночь-день» . Учитель произносит слово «ночь»-дети закрывают глаза. Учитель читает числовое выражение, дети устно решают его. Затем учитель произносит слово «день» дети открывают глаза и поднимают руку. Учитель просит назвать ответ. Ученик должен доказать правильность своего решения, для этого вслух воспроизводит ход решения выражения. Ответы записываются на доске, так как они дальше будут использоваться в устных упражнениях. Например: 8, 4, 2, 7, 6, 5, 1. 1 класс с помощью карточек с цифрами раскладывают ответы в порядке возрастания, затем в порядке убывания, к каждому числу прибавляют единицу, вычитывают единицу. 3 класс : ответы поочередно складывают, умножают сначала на 10, потом на 100, называют чётные числа, нечётные и т.п.

Слайд 7

Такую же работу в начале урока можно организовать и на уроках русского языка и обучения грамоте. Все мы знаем, как любят первоклассники отгадывать загадки, играть в игру «Доскажи словечко». Но если эту работу не связать как-то с работой в классе постарше, то она будет очень отвлекать детей. Я выхожу из этой ситуации так. Подбираю загадки на определенную тему (имена сказочных героев, словарные слова, слова на определенную орфограмму). Первоклассники отгадывают, учащиеся постарше, записывают отгадки. Другой вариант совместной работы. На доске записываются слова с пропущенными буквами. Учащиеся 3 класса вставляют пропущенные буквы, списывают слова, разбирают их по составу, составляют с ними предложения. Уч-ся 1 класса определяют«сбежавшие» буквы, вылепливают их из пластилина и крепят их на место пропусков.

Слайд 8

Работа учителя в малокомплектной школе должна отличаться: - чёткостью, - продуманностью всех деталей, - целенаправленностью От этого зависят результаты самостоятельных работ учащихся. Хорошее знание материала, точные вопросы к учащимся, тщательный отбор упражнений и наглядных пособий, заблаговременное оформление необходимых записей на доске, наборном полотне, плакатах и т.п. - всё это помогает учителю проводить уроки в совмещенных классах-комплектах.

Слайд 9

Литература 1.Борисова И.В. журнал «Начальная школа» №7 2004г. «Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания в малокомплектной школе». 2. Креславская Т.А. журнал «Начальная школа» 2009г. «Модель управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации в малокомплектной сельской школе» 3.Степанова И.Н. журнал «Начальная школа» №7 2003г. « Однотемный и однопредметный урок в сельской малокомплектной школе». 4. Суворова Г.Ф. журнал «Сельская школа» №2 2003г. «Урок с несколькими классами».



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2,4 кл.

2 класс

Тема: Что такое глагол?

4 класс

Тема: Спряжение глаголов

Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками, развивать речь, коммуникативные навыки

Цель: познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Ход урока:

I.Организационный момент

Итак, начинаем наш урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души (соседу по парте, гостям)

До чего ж мы хороши!

II.Сообщение темы и целей урока

 Ребята, как вы думаете, трудно или легко быть учителем? (Мнения учеников).

Объясните свой ответ.

Сегодня у нас будет необычный урок, потому что кроме меня на уроке будет 3 учителя и 8 учеников. Как вы думаете, кто эти 3 учителя? Это ученики 4 класса. А ученики – вы все. Ребята 4 класса – сегодня у вас есть потрясающая возможность почувствовать себя в роли учителя. Вы должны успевать помогать 2 классу, проверять и оценивать их работу. А я вам буду помогать. Также у вас на парте  лежат оценочные листы. После каждого задания оцените правильность выполненного задания. Итак, приступим.

 Откройте тетради, запишите число и классная работа

 (Восемнадцатое марта. Классная работа)

-Скажите, какие части речи в русском языке вы уже изучили? ( имя существительное – 2 класс, прил, гл, местоим….. – 4 класс)

Задание 1. На доске написаны слова, прочитайте их и распределите на две группы

(дети называют  слова, распределяют по группам)

Класс, компьютер, цветок.

 Идёт, пишет, бежит.

2 кл.- По какому принципу вы объединили слова  класс, цветок и компьютер в одну группу ?  ( это существительные отвечают на вопрос что?).

4 кл. – К какой части речи отнесем слова идёт, пишет, бежит? 2 класс об этой части речи узнает сегодня (это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие предмета).

- Ребята, а сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём пойдёт речь на  уроке.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает  или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам … (глагол)

- Значит, какая у нас сегодня тема урока? (Глагол)

2 класс откройте учебник на стр. 68 и прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить

4 класс – с. 80. Какое новое слово вам встретилось? (спряжение)

- Что общего в наших темах? (будем говорить о глаголе)

III.Работа по теме урока

1)Рассмотрите рисунки.

2 класс, скажите, что делает мальчик? Назовите слова, обозначающие действия мальчика?

На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?

Верно. Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Называются глаголами. Приведите свои примеры

Запишите эти слова (Моет, поливает, стирает, читает)

Составьте и запишите по одному предложению к каждому рисунку. Подчеркните глаголы (слова, обозначающие действие).

4 кл. (устно)

Подставьте к одному глаголу местоимения 1,2,3 л. ед. и мн. числа.

Измените глагол по лицам и числам (один человек у доски)

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам – это и есть спряжение.

Не забывайте, что ученики 4 класса ваши учителя, сегодня они вас учат и проверяют.

2 кл. давайте попробуем сказать, что же такое глагол? (ответы детей)

-проверьте, правильно ли мы рассуждали, для этого обратитесь к учебнику на с. 68 и прочитайте правило.

2) упр. 118 с. 69

Прочитайте отрывок из произведения К.И. Чуковского. Кто увидел ошибки?

Что неправильно записал автор?

Все ли действия названы правильно?

Кто помнит название этого произведения? («Путаница»).

Помогите распутать эту путаницу. Запишите, кто из животных какие действия выполняет.

-подчеркните глаголы

Работа с таблицей с. 81

Упр. 164 с.81

Рассмотрите таблицу. Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме наст. и буд.вр.

Какая часть слова изменяется?

- письменно проспрягайте глагол рисую.

IV.Физминутка

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз – наклон, два – наклон,

Словно буква О свернусь.

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.

V.Закрепление пройденного материала (на карточках)

Выпишите из предложений только глаголы.

Таракан живет за печкой.

То-то тёплое местечко.

Ученик учил уроки.

У него в чернилах щёки.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осёл.

Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.

- подумайте, на какие вопросы отвечают глаголы?

Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.

……… идёт, …….  побежим,

 …… смеются, …… думаешь,

….. делали, ….. пишу, ….  рисуете, ….. простят.

VI. Рефлексия

Продолжите фразу:

Глагол – это… (часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопрос что делает? Что сделает? и др.

Продолжите фразу:

В предложении глаголы являются …. (сказуемыми).

Глаголы в форме наст. и буд. вр. изменяются по ……(лицам и числам)

Скажите, что нового вы узнали на уроке?

VII.Итоги урока

Ответили ли мы на поставленные вопросы?

Что такое спряжение?

Как определить лицо и число спрягаемых глаголов?

VIII. Домашнее задание

Упр. 117 с. 68

Упр. 165 с. 81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в малокомплектной школе

В сельской местности много малокомплектных школ, но в сфере обеспечения методическими пособиями им уделяется мало внимания....

Проблема организации современного урока в малокомплектной школе. (из опыта работы)

Приемы и методы организации современного урока в сельской малокомплектной школе. (из опыта работы учителя начальных классов)...

Урок в малокомплектной школе.2-4 классы

урок русского языка во 2 классе и урок чтения в 4 классе....

Конспект урока в малокомплектной школе по предмету "Окружающий мир"

темы уроков: 1 класс - "Что может быть вокруг нас опасным? " 3 класс - "Разнообразие растений"...

Однопредметный урок в малокомплектной школе в 1, 2 , 4 классах по русскому языку

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.  В деревенской школе любого учителя удерживает любовь к детям....

Урок в малокомплектной школе Русский язык. 3 класс. Обучение грамоте. 1 класс.

Урок открытия нового знания по русскому языку в 3 классе и обучения грамоте в 1 классе....

План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".

Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...