Конспект урока в малокомплектной школе по предмету "Окружающий мир"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

темы уроков: 1 класс - "Что может быть вокруг нас опасным? " 3 класс - "Разнообразие растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._konspekt_uroka.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру (1, 3 кл) в малокомплектной школе

1 класс

3 класс

Что вокруг нас может быть опасным?

Разнообразие растений.

Цель: Научить видеть опасность со стороны самых обычных вещей. Соблюдать осторожность при обращении с ними. Повторить правила перехода улицы.

Цель: Сформировать знания о разнообразие растений.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать номера телефонов экстренных служб. Знать правило перехода улицы.

Уметь различать опасность. Уметь правильно реагировать на опасность.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;

Личностные: способность к самовыражению каждого ученика, стремление познавать и уважать традиции, оценивать результаты деятельности (самооценивание и взаимооценивание)

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формировать умение работать по представленному плану, планировать свою работу в соответствии с поставленной задачи.

Коммуникативные УУД:уметь выступать перед одноклассниками с докладом, выражать свои мысли в устой форме.

Познавательные УУД:уметь находить в тексте главное, добывать новые знания из него.

Оборудование: карточки с изображением электроприборов и бытовых предметов (вязальные спицы, вилки, швейные иглы), схемы – правила по технике безопасности с электроприборами, учебник, рисунки Муравьишки и Мудрой черепахи

Оборудование: схема “Части растений”, иллюстрации растений, хрестоматии по ботанике, таблица “Разнообразие растений”, опорная карточка.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Повторение пройденного материала

На парте лежат карточки с изображениями посуды, одежды, мебели, продуктов питания, школьных принадлежностей.

- Разложите карточки, лежащие перед вами, на группы.

Выставка плакатов «Берегите почву» и их защита.

Работа по новой теме.

Самостоятельная работа

- Обратите внимание на иллюстрации на доске. Назовите, что вы видите.

Даны следующие иллюстрации: морская капуста, мох сфагнум, лесной папоротник, сосна, ель, ромашка, малина, береза и т.д.

Учащиеся перечисляют названия растений

- Как можно назвать все эти иллюстрации одним словом? (растения)

- Подумайте и каждый пальчиками покажите, на сколько групп можно разделить эти растения.

Учащиеся показывают пальчиками 2,3,4,5

- Сколько вопросов я вам задала? (один)

- А сколько ответов на этот вопрос мы получили? (много)

- Чему вы удивились? (что вопрос один, а ответов на него много)

- Какой вопрос у вас возникает? (Почему одни и те же растения можно разделить на разное количество групп?)

Давайте поразмышляем над этим вопросом

- Поднимите руки, кто разделил эти растения на 2 группы.

- Расскажите, по какому признаку вы это сделали (Растения можно разделить на 2 группы: культурные – малина и дикорастущие – все остальные. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами).

Учитель оформляет первую версию на доске в виде схемы:

Растения:

- культурные

- дикорастущие

- Поднимите руки, кто разделил эти растения на три группы.

- Расскажите, по какому признаку вы это сделали (Деревья – береза, ель; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник, а мох и морская капуста не входят ни в одну из этих групп. Главный признак, по которому мы определили это высота растений или ярусность)

Учитель оформляет вторую версию на доске:

Растения:

- деревья

- кустарники

- травянистые растения.

- Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений

- Расскажите про свои версии (Растения можно разделить на две группы по признаку – среда обитания: вода или суша)

Учитель оформляет третью версию на доске

Растения:

-воды

-суши.

(Растения можно разделить на пять групп по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде, в огороде)

Учитель оформляет четвертую версию на доске:

Растения:

- сада

- луга

- леса

- воды

- огорода.

- А теперь, как бы вы ответили на вопрос: Почему одни и те же растения можно разделить на большое количество групп? Ведь только в нашем классе появилось четыре версии, а если мы спросим взрослых людей, возможно, количество версий увеличится.

(Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп).

- Заметили, вы несколько раз употребили слово “разные”.

- Кто сможет назвать тему урока (Разные растения), (Разнообразие растений)

- А я хочу предложить вам свою версию.

Учитель оформляет пятую схему на доске, в которой нет названий групп, но есть примеры.

Как вы думаете, а каким я признаком пользовалась? (Дети молчат)

- Я вам помогу

На парте у детей карточки с рисунком частей растений.

- Что вы видите на рисунке? (Части растений)

- Подпишите названия частей растения)

.

– Что мы повторили? (повторили группы вещей)

- Отгадайте загадку.

Стоит бычище,

Проклеваны бочища. (дом)

- Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас и самых обычных вещах в нашем доме.

- «Дом – машина для жилья» - так назвал дом один архитектор. Почему?

- У нас получились разные варианты.

- А почему (назвать по имени) вы не предлагаете свои варианты? (Мы не знаем)

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что может быть опасным).

– Что же будем делать? (Сами искать способ)

 - Какую цель ставим? (Узнать, что может быть опасным в доме).

- Что вы повторили в начале урока? (в доме нас окружает посуда и бытовые приборы)

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, какие предметы могут представлять опасность.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Самостоятельная работа

- Теперь вы догадались, какой признак я использовала (У всех растений есть части, вы разделили растения на группы по их частям

Учитель обращается к версиям на доске.

- Итак, у нас возникло 4 версии, которые прозвучали от вас.

- Вы сказали, что у всех растений есть части, но ведь в моей версии 5 групп.

- Что вас удивило? Какой вопрос у вас возникает? (Почему, по признаку части растения вы разделили на пять групп, ведь у всех растений есть части)

- На этот вопрос мы будем отвечать, работая в группах, т.е. мы должны узнать, а все ли растения имеют все части. (Деление групп произвольное).

Каждая группа получает:

Схему “Части растений”.

План выполнения работы оформлен на доске.

Рассмотрите версию учителя.

Какие данные в ней отсутствуют.

Заполните таблицу и опорную карточку.

Расскажите о результатах своей работы.

Отчитывается каждая группа сначала по таблице.

Озвучьте опорную карточку. Дополните мою версию, изменив вопросительные знаки на названия групп.

Физкультминутка

- Рассмотрите рисунки.

- Какие опасности могут нести изображенные предметы?

- Выделите среди них режущие и колкие предметы.

- Какую угрозу они могут представлять?

- Что нужно делать чтобы избежать эти опасности. (хранить предметы в специальных местах и не разбрасывать)

- Назовите бытовые приборы.

- При помощи чего они работают? (электричества)

- Что же будем делать, если заметим неполадки с электричеством: задымился провод, выскочила искра? (скажу взрослым)

- Верно. Самому нельзя пробовать чинить электроприборы, может ударить током. Когда уходишь из дома нужно выключать все приборы. Почему? (может возникнуть пожар)

-Рассмотрите рисунки и скажите, только ли от электроприборов может быть пожар? (от газовой плиты и баловства со спичками).

- Какую опасность может еще представлять газовая плита? (утечка газа)

Почему газ может наполнить кухню?

- Что нужно сделать если почувствуешь запах газа ?(сказать взрослым, открыть окно)

- Прочитайте вывод  в учебнике.

- Какие опасности подстерегают нас дома? (газ)

Кто знает телефон газовой службы? (04)

- Назовите еще опасности. (электричество)

- К чему они могут привести? (к пожару)

- знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить во время пожара? (01)

- Все эти опасности могут причинить вред здоровью. Куда нам обратиться? (в скорую помощь)

- По какому номеру? (03)

- Какая тема урока сегодня? (Безопасность).

 Игра «Зажигаем фонарики»

У каждого ребенка конверт с кружочками: 10 зеленых, 10 желтых и 10 красных.

- Положите зеленые кружочки на те предметы, которыми можно пользоваться самому, без взрослых. Желтые кружочки положите на предметы, которыми можно пользоваться на глазах у взрослых. Красные кружочки положите на предметы, которыми детям вообще не стоит пользоваться.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Давайте заполним итоговую таблицу и сформулируем ответ на наш вопрос

корень

стебель

листья

размножение

Низшие растения

Водоросли

-

-

-

спорами

Высшие растения

Мхи

-

+

+

Спорами

Папоротники

+

+

+

Хвойные

Стержневая или мочковатая

Одере

венелый

В виде

иголок

семена образ-ся в шишках

цветковые

То же

Трявянист

ый или одере

венелый

Листов

Ая пласти

нка+чер

енок

Цветы, из

них образуются плоды с семенами

- Используя таблицу, сформулируйте ответ на вопрос (Почему растения разделяют на пять групп по признаку части, ведь все растения состоят из частей. Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части)

- В каждой группе растений очень много видов.

- Рассмотрите рис. на стр. 74 учебника. К какой группе относятся растения? (К группе цветковых растений).

- Сколько видов растений вы видите? (три. Подорожник, одуванчик, клевер).

Выступления заранее подготовленных учеников об этих растениях.

Закрепление изученного материала

Работа в группах.

- Расставьте варианты ответов в последовательности ваших действий.

 1 группа. «Если почувствовал запах газа, нужно …»

  1. Позвонить от соседей в газовую службу.
  2. Нельзя зажигать огонь.
  3. Открыть окно.
  4. Нельзя зажигать электроприборы.

2 группа. «Если заметили неполадки с электропроводом, нужно …»

  1. Если заметили задымление, позвонить в пожарную 01.
  2. Сказать взрослым.
  3. Нельзя самому чинить провод.
  4. Не трогать провод мокрыми руками.

Эталон для самопроверки

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём причина?

- Сделайте вывод.

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 4 с. 30

- Запишите по три примера различных видов растений.

- Что интересного вы знаете об этих растениях?

Задание 5 с. 30

- Прочитайте стихотворение. К какой группе относятся яблоня и дуб?

- Но эти растения разных … (видов)

- Заполните пропуски.

Проверка.

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что повторяли?

- Оцените свою работу на уроке при помощи кругов разного цвета.

Домашняя работа:

  1. Прочитать статью «Разнообразие растений» (учебник с. 71-75).
  2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с. 75).
  3. Выполнить задания 1, 2 с. 75.
  4. Выполнить задания 6, 7 с. 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в малокомплектной школе

В сельской местности много малокомплектных школ, но в сфере обеспечения методическими пособиями им уделяется мало внимания....

Проблема организации современного урока в малокомплектной школе. (из опыта работы)

Приемы и методы организации современного урока в сельской малокомплектной школе. (из опыта работы учителя начальных классов)...

Урок в малокомплектной школе.2-4 классы

урок русского языка во 2 классе и урок чтения в 4 классе....

Однопредметный урок в малокомплектной школе в 1, 2 , 4 классах по русскому языку

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.  В деревенской школе любого учителя удерживает любовь к детям....

План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".

Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...

План- конспект урока в малокомплектной школе. 1 класс- математика "Задачи на увеличение числа на несколько единиц". 3 класс - окружающий мир "С кем дружит дуб".

На уроке учитель знакомит учащихся с новым видом задач и с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу....

Конспект праздника в малокомплектной школе "До свидания, начальная школа"

На  празднике проходит привитие этических норм поведения, уважения к старшим, доброй памяти о начальной школе, подготовке учащейся к учебным занятиям на ступени основного общего образования....