Рабочая программа по чтению. 3 клас. Сложная структура дефекта.
рабочая программа (3 класс) по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Рабочая программа по чтению в 3 классе со сложной структурой дефекта разработана на основе Прогаммы В.В.Воронковой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивает реализацию требований Адаптиварованной основной образовательной Программы в предметной области "Язык и речевая практика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_klass_ssd.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:


   3 «б» класс

Пояснительная записка к рабочей программе по чтению

Класс со сложной структурой дефекта

Рабочая программа по предмету « Чтение» разработана  на основе Программы В.В. Воронковой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивает реализацию требований Адаптированной основный образовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика».

Рабочая программа в соответствии с учебным планом  на 2016-2017 учебный год рассчитана на  67 часов (2 часа в неделю).

При разработке программы учитывался контингент детей класса.

Краткая характеристика обучающихся¸ которым адресована программа:

 В классе обучается 6 человек. Все дети имеют диагноз: «Недостаточная сформированность всех средств языка (системное недоразвитие речи).  Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий.  Двоим детям  свойственно  отдельное звукоподражание.  Трое имеют диагноз: «дизартрия»  тяжелой степени.  Им свойственны: полиморфное нарушение произношения,  грубое  недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы,  несформированность связной речи.  Развитие общей и мелкой моторики нарушено у всех детей в разной степени. Формирование графических навыков значительно замедленно.

Цель:  максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной и вербальной  коммуникации на основе использования карточек и пиктограмм.

Основные задачи:

  • формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках; умение общаться при помощи пиктограм,. карточек.
  • формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся;
  • формировать способность к коллективной деятельности, понимание естественных жестов и выразительных движений.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся,
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».

Воспитательные:

  • Прививать интерес к обучению, формировать нравственные качества обучающихся.

Формы организации учебного процесса:

Организация и проведение уроков по предмету « Чтение» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.

  • Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- экскурсия;

- игра;

  • Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности

  -  методы формирования интереса к учению

 - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

 - использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

  • Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

   аудиально-   визуальные  (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация, резание;

Ожидаемый результат: 

В качестве показателей развития обучающихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов

-передача мысли с помощью символов, карточек.

- название, показ, подбор пиктограмм: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы.

Условия реализации программы:

УМК для 3-б класса на 2016-2017 учебный год.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  6. .   Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.

 Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные;
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».

Календарно – тематическое планирование

Раздел

Тема

Часы

Дата:

1

Гласная А. Подбор слов с гласной А в начале , середине и конце слова.

1

01.09.2016

Гласная У. Подбор слов с гласной Ум в начале , середине и конце слова. Чтение слогов ау, уа. Анализ картинок.

1

07.09.2016

Звук и буква М. Подбор слов с буквой М в начале, середине и конце слова.

1

08.09.2016

Проверка техники чтения.

1

14.09.2016

Чтение слогов ам, ум. Анализ картинок.

1

15.09.2016

Чтение слогов ам, ма, составление ч чтение слова "мама".

1

21.09.2016

Чтение слогов ум, му, ма. Составление слов "мама", "ум".

1

22.09.2016

Звук и буква О. Подбор слов с буквой О в начале, середине и конце слова.

1

28.09.2016

Составление и чтение слогов ом, му, мо, ма.

1

29.09.2016

Составление ч тение слогов ма, ам, ом, му, ум.

1

05.10.2016

Звук и буква С. Подбор слов с буквой С в начале, середине и конце слова.

1

06.10.2016

Составление слогов са, со, су, ас, ус, ос.

1

12.10.2016

Составление слов: сом, лом, мал, сам.

1

13.10.2016

Звук и буква Х. Составление и чтение слогов ах, ух, ох.

1

19.10.2016

Составление и чтение слов "уха", "ухо", "муха", "сухо".

1

20.10.2016

Составление слов: "сама", "уха","ухо", "муха", "сухо", "Ох!"

1

26.10.2016

Повторение изученных букв А, У, М, О, С, Х.

1

27.10.2016

2

Звук и буква Ш. Подбор слов с буквой Ш.

1

09.11.2016

Составление и чтение слогов ша, шу, шо, аш, уш, ош. Слова "Маша", "сама".

1

10.11.2016

Составление и чтение слов "Маша", "Саша", "сушу", "сама".

1

16.11.2016

Звук и буква Л. Подбор слов с буквой Л.

1

17.11.2016

Составление и чтение слогов ла, ло, лу. Слова " "мала", "ушла".

1

23.11.2016

Составление и чтение слов " Алла", " Луша, "ушла".

1

24.11.2016

Составление и чтение предложений "Саша мал", "Луша мала".

1

30.11.2016

Звук и буквы Ы. Подбор слов с буквой Ы.

1

01.12.2016

Составление и чтение слогов мы, сы, лы. Слова " мыло", "усы", "сомы". Составление и чтение предложений "Мы малы", "У мамы Саша".

1

07.12.2016

Звук и буквы Н. Слоги на, но, ну, ны.

1

08.12.2016

Составление и чтение слов "луна", "на", "ну", "умна". Предложение "Наша Луша", "Он мал".

1

14.12.2016

Звук и буква Р. Слова " шар", "сыр", "сор", "хор". Предложение "У Ромы шар", "Лора мала".

1

15.12.2016

Повторение изученных букв Ш, Л.

1

21.12.2016

Повторение изученных букв Ш, Л, Ы, Н, Р.

1

22.12.2016

3

Звук и буква К. Слова "мак", "рак", "лук". "сук".

1

11.01.2017

Предложения " Рос мак", "Рос лук".Слова "кошка", "кукла", "марка".

1

12.01.2017

Звук и буква П. Слоги па, по, пу, пы. Слова "папа". "паук", "парус".

1

18.01.2017

Предложения "Уромы палка", "Шапка упала".

1

19.01.2017

Звук и буква Т. Слоги та, то, ту. Слова "кот", "рот", "утка". "утро".

1

25.01.2017

Предложения "Тарас у карты", ""Кот сыт".

1

26.01.2016

Звук и буква И. Слова "Липа, "осина", "пила".Предложение " Лук и салат", "Маша и Миша малыши".

1

01.02.2017

Звук и буква З. Слоги за, зо, зу, зы. Слова "замок", "роза", "заноза".

1

02.02.2017

Предложения "У Зины коза", "У Лизы коса".

1

08.02.2017

Звук и буква В. Слоги ва, во, ву, вы, ви. Слова "сова", "ива", "волы", "совы".

1

09.02.2017

Слова " "ворона", "ворота", "корова". Предложения "На суку вороно", "Вова повар", "Он варил суп".

1

15.02.2017

Звук и буква Ж. Слоги жа, жо, жу. Слова "жара", "жало", "лужа", "лужок".

1

16.02.2017

Предложения "У осы жало", "Жук упал", "Жалко жука".

1

22.02.2017

Чтение предложений в рассказе "Хороша зима". (стр. 83)

1

01.03.2017

Звук и буква Б. Слоги ба, бо, бу, бы. Слова " "бак", "бусы", "бык".

1

02.03.2017

Рассказ "Барабан". Предложение "Бабушка купила Борису барабан".

1

09.03.2017

Рассказ "Рыбалка". Предложение "Борис ловил рыбу".

1

15.03.2017

Звук и буква Г. Слова "гуси", "гора", "гири".

1

16.03.2017

К, П, Т, И.

1

22.03.2017

Повторение изученных букв  З, В, Ж, Б, Г.

1

23.03.2017

4

Звук и буква Д. Слоги да, до, ду, ды. Рассказ сад. Предложения "Вот наш дом", "У дома сад".

1

05.04.2017

Звук и буква Й. Рассказ "Лайка и зайка". Предложения "Лайка и зайка", "У куста лайка".

1

06.04.2017

Знаки Ь, Ъ. Рассказ "Рыба", Предложение "У Миши карась и окунь". "Маша съехал с горки".

1

12.04.2017

Рассказ "В саду". Предложения "Вот наша школа". "Там сад". " В саду вишни  и сливы".

1

13.04.2017

Звук и буква Е. Рассказ " У реки". Предложения "Дети пошли к реке". " Сева и Гена были на берегу".

1

19.04.2017

Рассказ "В лесу". Предложения "У Севы дедушка лесник", "Дед и внук пошли в лес".

1

20.04.2017

Звук и буква Ё. Рассказ "Ёлка". Предложения "В школе ёлка", "Дети вокруг ёлки".

1

26.04.2017

Рассказ "Самолёт". Предложения "Самолёт летит высоко", "Серёжа повёл самолёт".

1

27.04.2017

Звук и буква Я. Предложения "Яша копал ямы", " Зоя сажала яблони".

1

03.05.2017

Звук и буква Ю. Рассказ "Клюква". Предложения "Юра и Нюра собирали клюкву".

1

04.05.2017

Звук и буква Ц. Рассказ "Курица и лисица" . Предложения "Во дворе жили птицы", "У курицы цыплята".

1

10.05.2017

Звук и буква Ч. Рассказ "Урок". Предложение "Мы читаем по учебнику".

1

11.05.2017

Звук и буква Щ. Рассказ "Овощи".  Предложение "Мама принесла овощи".

1

17.05.2017

Проверка техники чтения.

1

18.05.2017

Звук и буква Ф. Рассказ "Ферма".

1

24.05.2017

Звук и буква Э. Рассказ "Эхо". Повторение изученных букв и знаков Д, Й, Ь,Ъ, Е, Ё, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э.

1

25.05.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения по программе 8 вида 2 вариант обучения, для детей со сложной структурой дефекта

Презентация предназначена для развития мелкой и общей моторики рук, внимания, зрительного восприятия. Используется на уроке чтения, графического письма....

«Обобщение опыта по составлению индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта».

Обобщение поможет в составлении индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.

Рабочая программа по чтению  для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....

Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...

Рабочая программа по чтению 4 класс, сложная структура дефекта

Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена с учётом уровня знаний , умений , навыков и индивидуальных особенностей детей, имеющих выраженные отклонения в психофизическом развитии....

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка ...