Рабочая программа по чтению 4 класс, сложная структура дефекта
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Юрченко Елена Фёдоровна

Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена с учётом уровня знаний , умений , навыков и индивидуальных особенностей детей, имеющих выраженные отклонения в психофизическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chtenie_4_klass_ssd.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Лицей № 2010 имение героя Советского Союза М.П.Судакова»

Рабочая программа учебного курса

«Чтение»

4 класс

(II вариант)

Составитель:

Учитель начальных классов

Юрченко Е.Ф.,

Почётный работник общего образования РФ

Москва – 2017 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе документов:

1. Конвенция о Правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

2. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.

5. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617).

6. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000)

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков.

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с умеренными интеллектуальными нарушениями.

Главная задача уроков чтения – это формирование умения читать названия вывесок магазинов, улиц и т.д., чтобы в будущем эти дети могли ориентироваться не только в хорошо знакомой обстановке, но и там, куда они могут попасть впервые.

С учетом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично неговорящие) овладевает простейшими навыками чтением, а часть – это дети безречевые. Безречевые дети – это учащиеся, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением. Они могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.

Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Обучение чтению учащихся с нарушением интеллекта очень важно для социализации личности, для коррекции и развития речемыслительных способностей детей, для формирования эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.

Особенностью обучения чтению в 4 классе для учеников со сложной структурой дефекта является то, что у детей в основном преобладает пассивный словарный запас, дети понимают обращенную к ним речь, но не проявляют активности в речи, есть и не говорящие совсем. Поэтому главным методом обучения является сопряженное чтение или показ букв, слогов; соотнесение картинки и написанных слов или предложений. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации. Обучение грамоте тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико- синтетическому методу. Освоение слоговых структур и чтения слов проводится на основе тщательного звукового анализ и синтеза.

Важными принципами обучения будут доступность, наглядность, индивидуальный подход и принципы практической направленность обучения и коррекции.

Обучение чтению детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами). Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).

Рабочая программа курса предназначена для обучающихся 4 класса, имеющих сложную структуру дефекта.

Программа рассчитана на 68 учебных часов – 2 часа в неделю.

Краткая характеристика обучающихся¸ которым адресована программа:

В классе обучается 6 человек. Все дети имеют диагноз: «Недостаточная сформированность всех средств языка (системное недоразвитие речи).  Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий.  Двоим детям  свойственно  отдельное звукоподражание. Трое имеют диагноз: «дизартрия» тяжелой степени.  Им свойственны: полиморфное нарушение произношения,  грубое  недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы,  несформированность связной речи.  Развитие общей и мелкой моторики нарушено у всех детей в разной степени. Формирование графических навыков значительно замедленно.


Цель и задачи.

Цель:  максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной и вербальной  коммуникации на основе использования карточек и пиктограмм.

Основные задачи:

  • формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках; умение общаться при помощи пиктограм,. карточек.
  • формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся;
  • формировать способность к коллективной деятельности, понимание естественных жестов и выразительных движений.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся,
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».

Воспитательные:

  • Прививать интерес к обучению, формировать нравственные качества обучающихся.

Формы организации учебного процесса:

Организация и проведение уроков по предмету « Чтение» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.

  • Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- экскурсия;

- игра;

  • Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности

 -  методы формирования интереса к учению

 - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

 - использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

  • Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

   аудиально-   визуальные  (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация, резание;

Ожидаемый результат: 

В качестве показателей развития обучающихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов

-передача мысли с помощью символов, карточек.

- название, показ, подбор пиктограмм: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы.

Основные требования к умениям учащихся.

- различать звуки на слух, знать буквы;

- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить с предметными картинками;

- слушать небольшую сказку, короткий текст, с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.


Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии

с уровнями обучения.

1 группа (частично говорящие):

  • выделение звука из речи с помощью педагога ;
  • правильное и отчетливое произнесение (по мере возможности) их в изолированной позиции с помощью педагога;
  • различение их в сочетании с другими звуками на основе произнесения педагогом;
  • различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче  выделяется) с помощью педагога;
  • дифференциацию смешиваемых звуков с помощью педагога;
  • находить из предложенных букв изученные  и называть их с помощью педагога;
  • образовывать из усвоенных звуков и букв  слоги, слова, сравнивать их с помощью педагога;
  • составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги с помощью учителя;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • читать составленные слоги, слова совместно с педагогом с протяжным произношением;
  • читать совместно с педагогом,  по мере возможности и самостоятельно односложные и двусложные слова с пройденными звуками;
  • работать с книгой: рассматривать иллюстрации и читать совместно с педагогом по «Букварю».      

2 группа (безречевые):

  • показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый   звук;
  • на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученных;
  • составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации.

Предметно-развивающая образовательная среда:

Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.

Детские книги, раскраски;

Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.

Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.

Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.

Большие дидактические куклы.

Зеркало большое и индивидуальные зеркала.

Пиктограммы.

Игрушки.

Конструкторы пластмассовые и деревянные;

Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).

Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».

Учебно-методическое обеспечение

  1. Аксенова А.К., С.В.Комарова, М.И.Шишкова. «Букварь». -М. «Просвещение», 2009г.
  2. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь-М., 2008 г.
  3. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. А.Р.Маллер, Г.В.Цикато.
  4. Жукова Н.С. Букварь. –М., 2013 г.
  5. Программа для 0-4 классов «Особый ребенок» под ред. Е.Д.Худенко, Баряевой Л.Б. и др.; Москва 2010г.
  6. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  7. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
  8. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  9. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  10. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  11. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.


Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во  часов

Дата

Чтение букв и слогов.

1.

Повторение пройденных звуков и букв.

1

2.

Гласная А. Чтение слогов и слов.

1

3.

Гласная У. Чтение слогов и слов.

1

4.

Звук и буква М. Чтение слогов и слов.

1

5.

Проверка техники чтения.

1

6.

Составление слогов и слов с буквами А,У, М. Анализ картинок.

1

7.

Чтение слогов и слов с буквами А,У, М.

1

8.

Составление  слогов и слов с буквами А,У, М.

1

9.

Звук и буква О. Чтение слогов и слов.

1

10.

Составление  слогов ом, му, мо, ма.

1

11.

Чтение открытых и закрытых  слогов: ма, ам, ом, му, ум.

1

12.

Звук и буква С. Чтение слогов и слов.

1

13.

Составление  открытых и закрытых  слогов: са, со, су, ас, ус, ос.

1

14.

Повторение.

1

Составление и чтение предложений по картинке.

1

15.

Чтение слов: ус, оса, сама. Составление и чтение предложений по картинке.

1

16.

Звук и буква Х. Составление слогов ах, ох, ух, ха,хо, ху.

1

17.

Чтение слов: уха  муха  сухо. Составление и чтение предложений по картинке.

1

18.

Повторение изученных букв А, У, М, О, С, Х.

1

19.

Звук и буква Ш.Чтение слогов и слов.

1

20.

Составление и чтение слогов ша, шу, шо, аш, уш, ош. Слова Саша, Маша, сушу, машу.

1

21.

Звук и буква Л. Чтение слогов и слов.

1

22.

Составление и чтение слогов ла, ло, лу, ал, ло, ул.

1

23.

Составление и чтение предложений "Маша ушла", "Алла мала".

1

24.

Звук и буквы Ы. Чтение слогов и слов.

1

25.

Составление и чтение слогов мы, сы, лы, ым, лы, ыс. Составление и чтение предложений по картинке.

1

26.

Звук и буквы Н. Слоги на, но, ну, ны, ан, он, ун, ын.

1

27.

Составление и чтение слов: ноша, наша, луна, умна.  Составление и чтение предложений по картинке.

1

28.

Звук и буква Р. Слова: сухо, сыро, рама, Рома.

1

29.

Повторение изученных букв Ш, Л, Ы, Н, Р. Рассказ "Шары".

1

30.

Звук и буква К. Слова: каша, косы, куры. Рассказ "Куры".

1

31.

Составление и чтение предложений по картинке "Куры во дворе".

1

32.

Звук и буква П. Рассказ "Мы".

1

33.

Составление и чтение предложений по картинке "Наша семья".

1

34.

Звук и буква Т.  "Утро".

1

35.

Повторение.

1

Чтение и анализ рассказов.

1

36.

Рассказ "Урок".

1

37.

Звук и буква И. Рассказ "Кошка и мышка".

1

38.

Рассказ "Куклы".

1

39.

Рассказ "Малыши".

1

40.

Звук и буква З.

1

41.

Слова: Захар, замок, заноза.

1

42.

Рассказ "Роза".

1

43.

Рассказ "Коза".

1

44.

Рассказ "Зима".

1

45.

Звук и буква В.  Слова: Вика, Виталик, повар, повара.

1

46.

Рассказ "Наши повара".

1

47.

Звук и буква Ж. Слова: Жора, жалко, жалит.

1

48

Рассказы " Жук", "Оса".

1

49.

Рассказ "Лужок".

1

50.

Рассказ "Хороша зима".

1

51.

Звук и буква Б. Слова: рыба, жаба, барабан, были, били.

1

52.

Рассказ "Барабан".

1

53.

Рассказ "Рыбалка". Составление и чтение предложений по картинке.

1

54.

Звук и буква Г. Слова: горка, уголок иголка, игрушка.

1

55.

Рассказ "Гости".

1

56.

Звук и буква Д. Рассказ "Садик".

1

57.

Рассказ "Наш огород".

1

58.

Звук и буква Й. Рассказ "Хороший попугай".

1

59.

Знаки Ь, Ъ. Рассказ "Зоопарк".

1

60.

Звук и буква Е. Рассказ " В лесу".

1

61.

Звук и буква Ё. Рассказ "Кто у кого?".

1

62.

Звук и буква Я. Рассказ "На поляне".

1

63.

Звук и буква Ю. Составление и чтение предложений по картинке.

1

64.

Звук и буква Ц. Рассказ "Мой отец".

1

65.

Звук и буква Ч. Чтение и пересказ сказки "Курочка ряба".

1

66.

Звук и буква Щ. Рассказ "Роща".

1

67.

Повторение.

1

68.

Проверка техники чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 3 класс. Сложная структура дефекта.

Рабочая программа по математике для 3 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе Пршграммно - методических материалов под редакцией профессора И.М. Бгажноковой "Обучение детей с выражен...

Рабоча программа по письму. 3 класс. Сложная структура дефекта.

Рабочая программа по предмету "Письмо"  в 3 классе сосложной структурой дефекта составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой,...

Рабочая программа по развитию речи. 3 класс. Сложная структура дефекта.

Рабочая программа для 3 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе "Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс сложная структура дефекта.

Рабочая программа по русскому языку для 4 класс составлена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей к обучению детей, имеющих выраженные отклоненя в психофизическом развитии....

Рабочие программы 3 класс(сложная структура дефекта)

Даная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Данная программа по развитию речи и альтернативной  коммуникац...

Рабочая программа " Мир животных". 7 класс. Сложная структура дефекта.

Рабочая программа , для детей со сложной структурой дефекта....