Рабочая программа по развитию речи. 3 класс. Сложная структура дефекта.
рабочая программа (3 класс) по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Рабочая программа для 3 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе "Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС " Развитие речи и окружающий мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_3_klass_ssd.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:


3 «б» класс

Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи

Класс со сложной структурой дефекта

Рабочая программа по предмету «Развитие речи » разработана  на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под  редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС  «Развитие речи и окружающий мир»

Рабочая программа в соответствии с учебным планом  на 2016-2017 учебный год рассчитана на  34 часа.

При разработке программы учитывался контингент детей класса.

Краткая характеристика обучающихся¸ которым адресована программа:

В классе обучается 5 человек. Все дети имеют диагноз: «Недостаточная сформированность всех средств языка (системное недоразвитие речи).  Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий.  Двоим детям  свойственно  отдельное звукоподражание.  Трое имеют диагноз: «дизартрия»  тяжелой степени.  Им свойственны: полиморфное нарушение произношения,  грубое  недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы,  несформированность связной речи.  Развитие общей и мелкой моторики нарушено у всех детей в разной степени. Формирование графических навыков значительно замедленно.

Цель: максимально возможная социальная адаптация детей через формирование и развитие коммуникативной функции речи.

Основные задачи:

Образовательные:

-формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я», «Я в семье», «Я в школе» «О частях собственного тела», «О предметах быта», «О явлениях природы»);

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;

- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.

Коррекционно-развивающие:

-создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;

- развивать способность выражать своё настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств

Воспитательные:

- воспитывать отношения к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

-воспитание доброго отношения к своим близким, любовь к родине.

Формы организации учебного процесса:

Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.

  • Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- практическое занятие;

- экскурсия;

- игра;

  • Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности

-  методы формирования интереса к учению

- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

- использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

  • Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-   визуальные  (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;

Ожидаемый результат: социально-бытовая адаптация детей, максимально-возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация, соответствующая возрасту и индивидуальным возможностям каждого обучающегося.

В качестве показателей развития обучающихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов

- называние, показ, подбор пиктограмм к понятиям: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы.

Условия реализации программы:

УМК для 3-б класса на 2016-2017 учебный год.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  6. .   Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.

  Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные;
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».

Календарно - тематическое планирование

Раздел

Тема

Часы

1

Школьная  жизнь. День знаний.

1

Давайте познакомимся. Игра "Приветствие".

1

Знакомство со школой и учителями.

1

Знакомство во дворе.

1

Игра "Дополни предложение".

1

Ролевая игра "Теремок".

1

Рассказывание сказки с опорой на предметные картинки.

1

Повторение.

1

2

 

Знакомство в гостях.

1

Как встречают гостей. Проигрывание диалогов.

1

Диалоги с использованием игровых персонажей.

1

Составление короткого рассказа "Как я гостей встречал".

1

Покупка школьных принадлежностей. Обороты речи .

1

Разучивание чистоговорки" Расскажи мне про покупку ….."

1

Повторение.

1

3

 

Новогодние праздники . Составление диалогов по картинкам.

1

Новогодние подарки.

1

Новогодние чудеса.Давай расскажем новогоднюю историю.

1

Зимняя прогулка.

1

Зимние забавы. Составление диалогов.

1

Рассказ "Мы ходили кататься на горку".

1

Главный праздник Фёвраля. Ролевая игра.

1

Помощники. Ответы на вопросы. Составление рассказа по плану.

1

Поговорим! Составление диалогов" Я……, а ты…….." с использованием иллюстраций.

1

Повторение.

1

4

 

Пожелание  "Спокойной ночи!" Составление диалогов.

1

Игра "Дополни предложение". Коллективное состаление рассказа с опорой на содержание картинок.

1

Приветствие "Доброе утро!".  Составление диалогов.

1

Перемена. Общение в школе. Составление диалогов. Ролевая игра.

1

Игра "Живые загадки".

1

Беседа "Твой день". Составление рассказа. Диалоги.

1

Ролевая игра "Мои летние каникулы".

1

Повторение. Подведение итогов.

1