Рабочая программа по математике. 3 класс. Сложная структура дефекта.
рабочая программа (3 класс) по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Рабочая программа по математике для 3 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе Пршграммно - методических материалов под редакцией профессора И.М. Бгажноковой "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта". Программа рассчитана на 119 часов ( 4 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass_ssd.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:


3 «б» класс

Пояснительная записка к рабочей программе по математике

Класс со сложной структурой дефекта

Рабочая программа по математике составлена на основе Программно-методические материалов под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитие м интеллекта».

Программа рассчитана на 119 часа (4 часа в неделю).

Овладение элементарными математическими представлениями способствует общему развитию обучающихся, коррекции недостатков познавательной деятельности, привитию достигнутых практических умений и навыков.

Программа предусматривает развитие у обучающихся элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего периода обучения обучающиеся учатся оперировать предметными множествами; сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомятся с числами.  Задачами основного периода обучения является овладение обучающимися системой доступных математических представлений, которые могут быть применены в дальнейшей практической деятельности.

На уроках по формированию элементарных математических представлений основными методами обучения являются: действия по подражанию взрослому (при необходимости – совместные действия); действия по образцу; практические действия с различными материалами и предметами; выполнение заданий по словесной инструкции.

Процесс обучения необходимо осуществлять с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого обучающегося, что позволит обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Реализация программных задач требует оснащения каждого урока необходимым наглядным материалом.


Текущий и итоговый контроль в 3-б классе.

Цель: овладение обучающимися системой доступных, действенных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.

 Основные задачи:

Образовательные:

  • формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся; формирование у детей положительного, эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
  • формировать способность к коллективной деятельности;
  • развивать и закреплять у детей элементарные социально-бытовые навыки, в которых используются элементарные математические представления.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативную функцию речи;
  • воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

Воспитательные:

  • воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими,
  •  расширять круг общения и совершенствовать средства общения;

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предмету «Счет» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения. Последовательность использования упражнений:

  • Практические упражнения;
  • Упражнения с картинками;
  • Упражнения с пиктограммами;
  • «Письменные» упражнения;
  • Упражнения с цифрами, геометрическими фигурами.

Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- игра;

  • Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности

  -  методы формирования интереса к учению

 - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

 - использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

  • Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

   аудиально-   визуальные  (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация, резание;

- обводка, письмо цифр.

Ожидаемый результат:

В качестве усвоения программного материала формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся; формировать элементарные математические представления; формировать способность к коллективной деятельности;

развивать и закреплять у детей элементарные социально- бытовые навыки, в которых используются элементарные математические представления.

Условия реализации программы:


УМК для 3 «б» класса на 2016-2017 учебный год.

  1. Программно-методические материалов под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитие м интеллекта». 
  2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида -  под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  7. .   Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные;
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки»

Календарно – тематическое планирование

Раздел

Тема

Часы

Дата:

1

Повторение понятий: большой, маленький. Круг.

1

01.09.2016

Повторение понятий: длинный, короткий. Треугольник.

1

05.09.2016

Повторение понятий: широкий, узкий. Квадрат.

1

06.09.2016

Повторение понятий: глубокий, мелкий. Треугольник.

1

07.09.2016

Повторение понятий: толстый, тонкий. Круг и квадрат.

1

08.09.2016

Повторение понятий: много, мало. Квадрат и треугольник.

1

12.09.2016

Повторение понятий: справа, слева. Круг и треугольник.

1

13.09.2016

Повторение понятий: вверху - внизу. Квадрат и треугольник.

1

14.09.2016

Повторение понятий: утро, день, вечер, ночь. Прямоугольник и треугольник.

1

15.09.2016

Повторение понятий: вчера, сегодня, завтра. Прямоугольник и круг.

1

19.09.2016

Административная контрольная работа (№1).

1

20.09.2016

Работа над ошибками.

1

21.09.2016

Число и цифра 1.  Место числа 1 в числовом ряду.

1

22.09.2016

Место числа 2 в числовом ряду.

1

26.09.2016

Соотнесение числа и количества.

1

27.09.2016

Сравнение чисел 1и 2. Кривая линия.

1

28.09.2016

Прямая линия.

1

29.09.2016

Понятие «сложение», знак «+». Проведение прямых линий.

1

03.10.2016

Понятие «вычитание», знак «-». Обводка и штриховка геометрических фигур.

1

04.10.2016

Решение примеров. Сравнение количества предметов в группе.

1

05.10.2016

Число и цифра 3. Соотнесение числа и количества. Проведение прямых линий.

1

06.10.2016

Место числа 3 в числовом ряду. Счёт прямой и обратный в пределах 3. Круги, большой и маленький.

1

10.10.2016

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 3.

1

11.10.2016

Число и цифра 4. Соотнесение числа и количества.

1

12.10.2016

Место числа 4 в числовом ряду. Состав числа 4.

1

13.10.2016

Счёт прямой и обратный в пределах 4.

1

17.10.2016

Контрольная работа №2.

1

18.10.2016

Работа над ошибками.

1

19.10.2016

Решение примеров на сложение в пределах 4. Изменение количества предметов в группе.

1

20.10.2016

Решение примеров на вычитание в пределах 4. Изменение количества предметов в группе.

1

24.10.2016

Решение примеров в пределах 4.

1

25.10.2016

Точка. Точка на линии.

1

26.10.2016

Повторение.

1

27.10.2016

2

Прямой счёт 1-5. Изменение количества предметов в группе (решение задач без чисел: стало больше, стало меньше). Проведение прямых линий.

1

07.11.2016

Обратный счёт 5-1. Изменение количества предметов в группе. Сравнение геометрических фигур по двум признакам.

1

08.11.2016

Сравнение чисел в пределах 5. Изменение предметов в группе.

1

09.11.2016

Решение примеров на сложение в пределах 5 . Решение задач в пределах 3. Проведение прямых линий.

1

10.11.2016

Решение примеров на вычитание в пределах 5.

1

14.11.2016

Решение задач в пределах 3.

1

15.11.2016

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.

1

16.11.2016

Решение примеров и задач. Меры стоимости 1р, 2р.

1

17.11.2016

Сравнение чисел в пределах 5. Проведение прямых линий.

1

21.11.2016

Решение примеров в пределах 5. Точка.

1

23.11.2016

Решение задач в пределах 5. Круг.

1

28.11.2016

Решение задач в пределах 5. Круг.

1

29.11.2016

Решение примеров и задач в пределах 5.

1

30.11.2016

Решение примеров и задач в пределах 5.

1

01.12.2016

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5.

1

05.12.2016

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5.

1

06.12.2016

Решение примеров и задач в пределах 5.

1

07.12.2016

Число и цифра 5. Соотнесение числа и количества. Квадрат.

1

08.12.2016

Место числа 5 в числовом ряду. Получение числа 5. Треугольник.

1

12.12.2016

Числовой ряд 1-5. Свойства числового ряда. Прямоугольник.

1

13.12.2016

Числовой ряд 5-1. Свойства числового ряда. Проведение прямых линий.

1

14.12.2016

Сравнение геометрических фигур.

1

15.12.2016

Сравнение геометрических фигур.

1

19.12.2016

Контрольная работа №3.

1

20.12.2016

Работа над ошибками.

1

21.12.2016

Повторение.

1

22.12.2016

3

Сравнение чисел в пределах 7. Изменение количества предметов в группе. Сравнение геометрических фигур.

1

09.01.2017

Сложение с единицей в пределах 7. Треугольник, круг.

1

11.01.2017

Вычитание в пределах 7. Проведение прямых линий.

1

18.01.2017

Вычитание в пределах 7. Проведение прямых линий.

1

19.01.2017

Решение задач в пределах 7.

1

23.01.2017

Решение задач в пределах 7.

1

24.01.2017

Геометрические фигуры. Точка.

1

25.01.2017

Построение треугольника.

1

26.01.2017

Построение  квадрата.

1

30.01.2017

Построение прямоугольника.

1

31.01.2017

Число и цифра 0.

1

01.02.2017

Место числа 0 в числовом ряду. Проведение прямых линий.

1

02.02.2017

Числовой ряд 0-7. Геометрические фигуры.

1

06.02.2017

Контрольная работа №4.

1

07.02.2017

Работа над ошибками.

1

08.02.2017

Ноль, как отсутствие остатка. Проведение прямых линий.

1

09.02.2017

Ноль, как отсутствие остатка. Проведение прямых линий.

1

13.02.2017

Сравнение 0 с другими числами.

1

14.02.2017

Вычитание с ответом 0.

1

15.02.2017

Вычитание с ответом 0.

1

16.02.2017

Решение примеров на сложение с 0.

1

20.02.2017

Решение примеров на сложение с 0.

1

21.02.2017

Составление и решение задач по иллюстрации.

1

22.02.2017

Сутки, неделя.

1

27.02.2017

Отрезок.

1

28.02.2017

Числовой ряд 0-7. Предыдущее и последующее число.

1

01.03.2017

Пропущенные числа.

1

02.03.2017

Пропущенные числа.

1

06.03.2017

Понятие сантиметр.

1

07.03.2017

 Измерение отрезков.

1

09.03.2017

 Измерение отрезков.

1

13.03.2017

Измерение сторон треугольника.

1

14.03.2017

Контрольная работа №5.

1

15.03.2017

Работа над ошибками.

1

16.03.2017

Измерение сторон прямоугольника.

1

20.03.2017

Измерение сторон квадрата.

1

21.03.2017

Тренировочные упражнения на сложение и вычитание в пределах 7.

1

22.03.2017

Повторение.

1

23.03.2017

4

Число и цифра 9.

1

03.04.2017

Количественный счёт в пределах 9.

1

04.04.2017

Сравнение чисел.

1

06.04.2017

Работа над ошибками.

1

19.04.2017

Мера длины – сантиметр.

1

20.04.2017

Административная контрольная работа (№6).

1

25.04.2017

Работа над ошибками.

1

26.04.2017

Число 10.

1

27.04.2017

Состав числа 10 из единиц. Десяток.

1

02.05.2017

Порядковый счёт. Пропущенные числа.

1

03.05.2017

Сравнение чисел в пределах 10.

1

04.05.2017

Упражнения «Дополни до 10»

1

08.05.2017

Составление и решение примеров  по рисунку на состав числа 10.

1

10.05.2017

Составление и решение примеров на сложение и соответствующих примеров на вычитание.

1

11.05.2017

Решение примеров на сложение с пропущенными числами.

1

15.05.2017

Решение примеров на сложение с пропущенными числами.

1

16.05.2017

Меры стоимости.

1

17.05.2017

Мера массы.

1

18.05.2017

Мера ёмкости.

1

22.05.2017

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

23.05.2017

Повторение геометрического материала.

1

24.05.2017

Итоговое повторение.

1

25.05.2017