Рабоча программа по письму. 3 класс. Сложная структура дефекта.
рабочая программа (3 класс) по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Рабочая программа по предмету "Письмо"  в 3 классе сосложной структурой дефекта составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС "Графика и письмо"э 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_3_klass_ssd.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка. 3 «б» класс

Пояснительная записка к рабочей программе по письму

Класс со сложной структурой дефекта

Рабочая программа по предмету « Письмо» разработана  на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под  редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС  «Графика и письмо».

Рабочая программа в соответствии с учебным планом  на 2016-2017 учебный год рассчитана на  67 часов (2 часа в неделю).

При разработке программы учитывался контингент детей класса.

Краткая характеристика обучающихся¸ которым адресована программа:

В классе обучается 5 человек. Все дети имеют диагноз: «Недостаточная сформированность всех средств языка (системное недоразвитие речи).  Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий.  Двоим детям  свойственно  отдельное звукоподражание.  Трое имеют диагноз: «дизартрия»  тяжелой степени.  Им свойственны: полиморфное нарушение произношения,  грубое  недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы,  несформированность связной речи.  Развитие общей и мелкой моторики нарушено у всех детей в разной степени. Формирование графических навыков значительно замедленно.

Цель обучения предмету «Письмо» - организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Основные задачи.

Образовательные:

  • формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся;

формировать способность к коллективной деятельности; умение обводить, раскрашивать, штриховать, писать по образцу элементы букв, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика.

  • учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие коммуникативной функции речи;
  • развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

Воспитательные:

  • воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения;

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предмету « Письмо» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения. Последовательность использования упражнений:

  • Практические упражнения;
  • Упражнения с картинками;
  • Упражнения с пиктограммами;
  • «Письменные» упражнения;
  • Упражнения с буквами, слогами, словами.

Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- игра;

Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности

  -  методы формирования интереса к учению

 - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

 - использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

   аудиально-   визуальные  (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация, резание;

- обводка, письмо элементов букв и букв.

Ожидаемый результат: 

В качестве показателей развития обучающихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов

- развитие моторики рук и общей моторики;

- умение обводить, раскрашивать, штриховать, писать по образцу элементы букв, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика.

Условия реализации программы:

УМК для 3-о класса на 2016-2017 учебный год.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  6. .   Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.

  Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные;
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».

1.Написание буквы А, а.

1

01.09.2016

2. Написание буквы У,у.

1

06.09.2016

3. Административная контрольная работа (№1).

1

08.09.2016

4.Работа над ошибками.

1

13.09.2016

5 Написание  слогов: ау, уа, Ау,Уа.

1

15.09.2016

6 Тренировочные упражнения. Написание слогов с а и у.

1

20.09.2016

7 Написание буквы М,м, слогов ам, ум, Ам, Ум, ма, му, Ма, Му.

1

22.09.2016

8.Написание слов: "мама", "ум". Списывание и под диктовку.

1

27.09.2016

9. Написание буквы О, о. Слоги ом, ум, му, ма, мо.

1

29.09.2016

10. Написание слов "мама", "сама", "уха", "ухо". Звукобуквенный анализ.

1

04.10.2016

11. Написание буквы С,с , слогов ос, ос, ус, са, со, су.

1

06.10.2016

12. Написание слов "оса", "сама", "ус".

1

11.10.2016

13. Написание буквы Х, х, слогов ах, ох, ух, ха, хо,ху.

1

13.10.2016

14. Подготовка к контрольной работе.

1

18.10.2016

15. Контрольная работа № 2.

1

20.10.2016

16. Работа над ошибками

1

25.10.2016

17. Тренировочные упражнения.

1

27.10.2016

18. Написание буквы Ш, ш. Слогов аш, ош, уш, ша, шо, шу.

1

08.11.2016

19. Написание слов "Маша", "машу". Предложения "Сама сушу", "Маша сама".

1

10.11.2016

20. Буква Л, л. Слогу ал, ол, ул, ла, ло, лу.

1

15.11.2016

21. Написание слов  "мала", "ушла".  Предложение "Луша мала".

1

17.11.2016

22. Написание буквы ы, слогов: сы, мы, лы. Слова "осы", "усы".

1

22.11.2016

23. Предложения "Мы малы", "У мамы Алла", "Мама мыла Сашу", "У Аллы мыло".

1

24.11.2016

24. Написание буквы  Н, н. Слоги ан, он, ун, ын.

1

29.11.2016

25. Слова "луна", "она", "ноша", "сон". Предложение "У мамы сын", "Сын Саша", "Наша ноша".

1

01.12.2016

26. Подготовка к контрольной работе.

1

06.12.2016

27. Контрольная работа №3.

1

08.12.2016

28. Работа над ошибками.

1

13.12.2016

29. Написание буквы Р, слогов: ар, ор, ур, ыр. Слов шар, хор, сыр, сор.

1

15.12.2016

30. Предложения "Наш хор", "У Ромы шар", "Лара мала", "Рома мыл сам шар".

1

20.12.2016

31. Повторение.

1

22.12.2016

32. Написание буквы К,к. Написание слогов ка, ко, ку, ок, ук, ак. Слова "ма", "рак", "лук", "сук". "сок"

1

10.01.2017

33. Предложения "Рос лук", "Рос мак", "У нас куры", " Шуры каша".

1

12.01.2017

34. Написание буквы П,п. Слоги па, по, пу, пы, ап, уп, оп. Слова "папа", "паук", "парус".

1

17.01.2017

35. Предложения "У папы полка", " "Мама у лампы", "У нас Пушок", "У Ромы шапка", "Комар кусал Рому".

1

19.01.2017

36. Написание буквы Т, т. Слоги та, то, ту, ат, от, ут. Слова" там", "тот", "тут", "утро", "утка", "сыт".

1

24.01.2017

37. Предложения "Тарас у карты", "Кот сыт", "У папы молоток".

1

26.01.2017

38. Написание буквы И,и. Слова "пила", "липа", "Ира", "Миша".

1

31.01.2017

39. Предложения "Ира поила уток", "Мила мыла Нину", "Лиса рыла норку".

1

02.02.2017

40. Подготовка к контрольной работе.

1

07.02.2017

41. Контрольная работа № 4.

1

09.02.2017

42. Работа над ошибками.

1

14.02.2017

43. Написание буквы З,з. Слоги за,зо, зу, уз, оз, аз. Слова "замок", "роза", "заноза".

1

16.02.2017

44. Предложения "У розы шипы", "У Лизы рана", ""Зина ломала лозу".

1

21.02.2017

45. Написание буквы В, в. Слоги ва, во, ву, вы, ви.  Слова !"ваза", "возы", "вилы", "сова", "ива".

1

28.02.2017

46. Предложения "На суку ворона", "Вова повар". "Он варил суп".

1

02.03.2017

47. Написание буквы Ж,ж. Слоги жа, жо, жу, аж, ож, уж. Слова "лужа", "кожа", "жало", "жара".

1

07.03.2017

48. Предложения "У Жары жук". "Жук упал", "Жалко жука".

1

09.03.2017

49.Написание буквы Б, б. Слоги ба, бо, бу, бы, аб, об, уб. Слова "бок", "бук", "бык", "бусы", "бак". Подготовка  к контрольной работе.

1

14.03.2017

50. Контрольная работа № 5.

1

16.03.2017

51 .Работа над ошибками. Написание буквы Г, г. Слоги га, го, гу, ги, гы, аг, ог, уг, иг. Слова "газ", "луг"," игра".

1

21.03.2017

52. Предложения "На лугу гуси", " У Киры и Гоши игрушки".

1

23.03.2017

53. Написание буквы й. Слова "ай", "ой", "мой".

1

04.04.2017

54. Написание ь, ъ. Слова "конь", "гусь", "линь", съел", "подъехал".

1

06.04.2017

55. Написание буквы Е, е. Предложение "У ели жили ежи", "На ветке сидела белка".

1

11.04.2017

56. Написание буквы "Ё, ё". Предложение "Ёжик жил под ёлкой", "У козы козлёнок".

1

13.04.2017

57. Подготовка к контрольной работе.

1

18.04.2017

58.Административная контрольная работа (№ 6)

1

20.04.2017

59.Работа над ошибками.

1

25.04.2017

60. Написание буквы Я,я. Предложения "Яша сажал яблони", "Вера и Варя пели".

1

27.04.2017

61. Написание буквы Ю,ю. Слова "лук", "люк", " сюда", "клумба","клюква".

1

02.05.2017

62. Написание буквы Ц,ц. Слова "заяц", "огурец", "палец".

1

04.05.2017

63. Написание буквы Ч.ч. Предложения "Дети играют в мяч", "Мы учимся читатть".

1

11.05.2017

64. Написание буквы Щ,щ. Слова "плащ", борщ"," овощи".

1

16.05.2017

65. Написание буквы Ф,ф. Предложение "Фаина работает на ферме".

1

18.05.2017

66. Написание буквы Э,э. Предложения "Это книга", "Это дети".

1

23.05.2017

67. Повторение.

1

25.05.2017