Сборник статей участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Арсланова Лилия Тимерхановна

Статья в сборнике участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения

академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы" на тему "Возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова в обогащении форм взаимодействия участников учебно-познавательного процесса"

учитель Арсланова Л.Т.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник статей

участников Межрегиональной научно-практической конференции

«Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения

академика Л.В. Занкова»,

посвященной 55-летию системы

2012

Содержание

Часть 1

Творчески осваиваем Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Часть 2

Развитие личности ребенка – главная ценность образования

Часть 3

Занковский урок. Деятельностный подход – основа проектирования урока

Возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова

в обогащении форм взаимодействия участников

учебно-познавательного процесса

Арсланова Л.Т., 

МАОУ лицей №2 г. Альметьевска,

Республика Татарстан

     Условием реализации методической системы Л.В. Занкова является особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и школьником, между одноклассниками. Создатель данной системы обучения первым назвал сотрудничество «учитель – ученик – ученики» важнейшим компонентом, определяющим эффективность системы.

     Л.В. Занков писал: «Если школьник является для учителя только каким – то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся, а наоборот, заглушит и те ростки благородного чувства к детям, которые у него были до начала учительской деятельности. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их». Именно такое понимание позволяет учителю относиться к ребенку не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту диалога, по-иному строить свою работу с ним.      

     В моей практике использование развивающей системы Л.В. Занкова стало хорошей подготовкой к системным преобразованиям учебно-познавательного процесса. По этой системе я работаю уже  18  лет. Естественно, вначале испытывала определенные трудности во всем, в том числе и в построении отношений учитель – ученик, ученик – коллектив класса. Эти отношения старалась строить на взаимном доверии, уважении, создании атмосферы непринужденности, открытости, раскованности, сопричастного переживания радости, удовлетворения от напряженной умственной работы. Постепенно на уроках вполне правомерно позволяла учащимся свободно волноваться, «бурлить». Мертвая тишина на уроке была уже недопустима. Непременно создавала и создаю условия для того, чтобы учащиеся задавали сами вопросы, высказывались, доказывали, спорили, делали «открытия». Ведь именно собственные открытия вызывают у детей восторг, потребность в познании. Учителю важно выработать умение вслушиваться в суждения детей, находить оригинальное в их ответах, ориентироваться не только на свой запрограммированный вариант ответа. Это умение следует вырабатывать настойчиво, оно приходит не сразу.

     Доверительные отношения снимают   психологический барьер   между учащимися и учителем,  между самими учениками, создают условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, а педагог лишь тактично помогает им, направляя на нужный путь.

      Основной формой добывания знания, решения проблемы становится дискуссия. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя, им дано право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, и чтобы это не каралось отметкой (скорее наоборот: активность на уроке должна поощряться).

     Учителю надо встать на позицию  ученика, понять его состояние во время выполнения учебного задания, создать атмосферу заинтересованности, если понадобится, тактично поправить: «Ты ведь это хочешь сказать?», или обыграть неправильный ответ: «Кто догадается, какой вопрос предлагает нам сформулировать Данил к своему ответу?» Возникающие трудности в продвижении учащихся учитель разрешает через оказание им индивидуальной помощи.

     Затруднения учителя обычно вызывает постановка вопросов перед учащимися. В условиях развивающего обучения особо важна постановка вопросов проблемного, обобщенного характера, стимулирующих вариативность ответов. Постановка таких вопросов предполагает свободное оперирование материалом, выбор аспекта анализа, более близкого ребенку. Вопросы формулируются так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например: «Расскажите все, что можете, об этом слове (выражении) Что вы можете сказать о числе (о корне уравнения, о значении выражения и т.д.)? У кого появилась потребность высказать свои мысли?»

     Это увлекает ребенка, обостряет ум и напрягает волю в решении поставленных задач. Такой подход к деятельности учащихся определяет и иной характер учебных заданий, которые должны давать пищу для ума. Например, учащимся предлагается не просто списывать текст и вставлять пропущенные буквы, не только решать примеры, но и размышлять, какое правило или какой закон объединяет все задание, и т.п. Так при изучении темы «Состав слова» на доске записываются слова: город, лесник, флажок, городок, пригород, поезд, лес, Ведется диалог:

Учитель: Что вы можете сказать о данных словах?

Дети: Это имена существительные.

Учитель: А еще что заметили?

Дети: Среди них есть однокоренные, разные по составу, есть слова с уменьшительно – ласкательным оттенком, односложные, двусложные, трехсложные.

Учитель: Сгруппируйте их по разным признакам.

Дети группируют однокоренные слова и т.д.

Учитель: Если можно, добавьте в каждую группу по 2 слова, чтобы они не были «лишними» (или были ими). Разберите слова по составу.

Выпишите «лишние» слова, образуйте с каждым из них группу слов, объединенных каким – либо признаком.

     Сформулированные учителем задания требуют от учащихся свершения многих мыслительных операций: обобщения, классификации, рассуждения «от конкретного к абстрактному», «от абстрактного к конкретному» и т.д.

     Вот фрагмент урока математики.

  1. Найдите в таблице умножения столбцы, в которых первые множители – четные числа. Что можно сказать о значениях произведений? От чего зависит четность или нечетность значений произведений?
  2.  Найдите все произведения, значения которых – четные числа. Чем они похожи? На какие группы их можно разделить? Запишите эти группы.
  3. По какому признаку разделены произведения, если одна из групп начинается с равенства 2 x 2 = 4, а другая – с равенства 3 x 2 = 6?
  4. Сформулируйте вывод о том, в каком случае значение произведения – четное число.
  5. Сравни свои выводы с материалом в учебнике. Какие из выводов верные? Какие неверные? Какой вывод наиболее точный? Почему? Обоснуйте.

     Вот еще один пример:

     Выполните необходимые измерения и найдите площадь данной фигуры.

        

     Учащиеся уже умели вычислять площадь прямоугольника S = a x b. Приведенное задание вызвало у школьников удивление. Как это? Такой фигуры еще не было. Через несколько секунд были высказывания с различными предложениями: разрезать фигуру на прямоугольники, достроить и т.д. Каждому ученику представилась возможность найти свой способ решения задачи. Как же интересно было наблюдать за работой детей! Не было ни одного безразличного. Все работали с большим интересом, обменивались своими догадками вслух, никто не стеснялся ошибиться, ведь можно исправить решение.

     Такие задания заставляют размышлять, позволяют пробовать, ошибаться, находить рациональный способ решения, правильный ответ, делать открытия.

     Естественно, и учителю, и учащимся не сразу удается овладеть навыками партнерских взаимоотношений в ходе обучения. Учителю приходится особо заботиться об обеспечении права ребенка на свободу выбора. Это позволяет каждому ученику достигнуть успеха в учебной деятельности, осуществлять саморегуляцию, самоконтроль в процессе приобретения знаний и развития своих возможностей.

     Нельзя не отметить и большую работу учителя в моделировании уроков и в их проведении. При построении уроков часто возникают сомнения – правильно ли строится педагогическая деятельность, обеспечивает ли она развитие детей, так ли строится урок, направлен ли он не только на усвоение учащимися знаний, но и на развитие у них ума и эмоциональной сферы. Все это требует каждодневной большой и трудоемкой работы учителя по самообразованию.

     В системе развивающего обучения путь познания идет «от ученика». Это не означает полную свободу действий школьника, но предлагает ему свободу в проявлении мысли, в выборе варианта работы.

     Учителю нужно вовремя подхватить нужную мысль, повести учеников в их поиске, стимулировать коллективную мыслительную деятельность. Учитель на уроке вместе с детьми каждый день учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, войти в его обстоятельства, понять его чувства, мысли. Ведь не зря учитель – и психолог и психотерапевт.

     В развивающем обучении определенную трудность представляет оценка деятельности учащихся, их обученности и развитости. Продвижение в знаниях, в развитии у многих детей может оказаться первоначально малозаметным, и задача учителя состоит в том, чтобы самое маленькое продвижение заметить и поддержать. Учителю также важно, заметив затруднение ребенка, дать ему возможность его преодолевать. В этом случае можно услышать неверные ответы (ребенок мыслит, а не воспроизводит заученное); ответы, которых учитель не ждал; неготовность ответить, потому что у ученика еще не созрело собственное мнение, или он не решается его высказать. Обучение требует постоянной реакции учителя на каждую педагогическую ситуацию (помочь разобраться в причине ошибки, выяснить источник познания, не спешить с проверкой, подбодрить слабого)

     Развивающему подходу присуще накопление знаний на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Дети чувствуют себя увереннее, достойнее, свободнее, раскованнее, переживают радость собственных достижений в учебной деятельности. Они становятся общительными, коммуникабельными.

     Большой простор для развития учащихся дают предметы «Мы и окружающий мир», а также факультативные занятия «Я – гражданин России». Их изучение обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление, прививает бережное отношение к природе, к окружающему миру, формирует широкую его картину, которая постепенно, от класса к классу, обогащается за счет познания нового. При изучении программного материала, большая роль отведена наблюдениям учащихся за природой и  окружающим миром, в процессе чего формируются наблюдательность, исследовательский подход к добыванию знаний.

     Из опыта моей работы можно заметить, что система Л.В. Занкова позволяет раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создает условия для их развития. В процессе обучения дети приобретают умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания. Система качественно меняет отношение учителя к ребенку, поднимая последнего на уровень сотворчества.

     В «занковских» классах ответы детей начинаются обычно фразой: «А я не согласна с ответом …», «Я считаю или думал …» или «Здесь может быть несколько вариантов ответа». Эти выражения привычны для нас. Дети подвергают сомнению и проверке высказывания не только своих товарищей, но и учителя. И какова же радость отвечающего, когда он сумел доказать свою правоту! Это и есть учение с увлечением.

     Богатство содержания, разнообразие методов, базирующихся на особых дидактических принципах и методических свойствах системы, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют мне наблюдать успешность в продвижении каждого ребенка в обучении, воспитании и развитии.

     Из опыта работы многих учителей, работающих по системе развивающего обучения в нашем лицее, можно выделить стержень «занковской» системы. Это достижение максимального результата в области развития школьников на основе формирования знаний, умений и навыков с использованием небольшого количества упражнений или заданий, самостоятельного открытия новых знаний. Двигателем процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное. Дети уже в самом начале обучения испытывают удовлетворение от напряженной умственной работы, радость от выполнения сложного задания.

     Исключительное значение для ребенка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями. При этом учитель, не теряя своей руководящей и организующей роли, становится участником коллективного процесса обучения.

     Самое главное в работе детей «занковских» классов – найти большее количество вариантов анализа и доказательства своих суждений. Детям и учителю интересны обсуждение и сопоставление как правильных, так и неправильных ответов.

     Система Л.В. Занкова интересна не только учителю и ученикам, но и родителям. Однако работать по ней учителю надо начинать лишь после основательного ее изучения, когда ему становятся видны все ее преимущества. Затем необходимо поставить цель: обучая, не навреди. И это – главное!