Статья на тему «Методы самопомощи и саморегуляции младшим школьникам для коррекции психо-эмоционального состояния».
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Федорова Ксения Вячеславовна

Страх является неотъемлемым психо-эмоциональным проявлением нашей психической жизни. Изучение страха в педагогической психологии занимает особое место, которое обусловлено пониманием важности того, насколько сильно влияют эмоциональные нарушения у детей на становление личности, ее проявлениями в дальнейшем взрослом возрасте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.samopom.i_samoregul._mladsh.shk-m.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова К.В.

Статья на тему «Методы самопомощи и саморегуляции младшим школьникам для коррекции психо-эмоционального состояния»

Страх является неотъемлемым психо-эмоциональным проявлением нашей психической жизни. Изучение страха в психологии занимает особое место, которое обусловлено пониманием важности того, насколько сильно влияют эмоциональные нарушения у детей на становление личности, ее проявлениями в дальнейшем взрослом возрасте.  Существует множество определений понятия «страх» и это является следствием его использования в различных значениях.  Современное содержание понятия страха можно найти у Е.П. Ильина. Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия. [2]

Младший школьный возраст (с 7 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств –  наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

В этом возрасте ребенок проходит через кризис психического развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Она вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Поэтому новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной. У каждого ребенка поступающего в школу, повышается психическая напряженность. [3] Это отражается не только на физическом состоянии, психическом и физическом здоровье но и на поведении ребенка.          В многообразии эмоциональных состояний переживание страха детьми младшего школьного возраста занимает особое место. Внешняя обстановка и окружающая среда в значительной степени определяют эмоциональные состояния ребенка. Важно учитывать впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка, особенно это касается психического здоровья. Современные дети младшего школьного возраста наиболее подвержены психологическим изменениям, а также возникновению страхов в сферу своих возрастных индивидуальных особенностей. Существует необходимость изучения эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста: эмоциональной напряженности, страхов и их тревожности, во время стремительного преобразования нашего общества, в частности социальной среды. Одной из причин невротического развития младших школьников являются страхи, которые возникают из-за стрессовых ситуаций, просмотра фильмов ужасов, боевиков со сценами насилия, персонажей компьютерных игр, высокой информационной нагрузки, низкой психологической культуры родителей и их не серьезного отношения к страхам своих детей. Влияние семейного окружения на развитие психологических особенностей детей так же достаточно велико, поэтому становится более актуальной проблема изучения эмоциональной сферы ребенка, в частности, возникновение детских страхов под его влиянием.  

Для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости. [1]

Итак, во-первых, внутренний мир большинства младших школьников и их родителей переполнен страхами, связанными в основном, с потерями близких людей и ожиданиями неблагоприятных изменений в жизни, а во-вторых, родители недостаточно информированы о глубинных переживаниях своего ребенка, зная лишь о наиболее доступных, видимых при взаимодействии с ним страхах (например, о страхе животных, страхе перед незнакомыми людьми, темноты или улицы, но не о страхах близких людей, мифических персонажей, одиночества и смерти или кошмаров). Примечательно также, что родители склонны использовать стратегию «прекращения переживания», когда сталкиваются с детскими страхами и тревогами чаще, нежели такие стратегии, как обучение стратегиям совладания со страхом, проигрывания, проговаривания или рационализации (объяснения причин). Более того, страхи ребенка усиливают родительскую тревогу, что представляется также не вполне конструктивным способом реагирования.так как детско-родительские отношения и совладающее поведение родителей являются факторами социально-психологической адаптации ребенка. [6] Соответственно, отношение родителей может как препятствовать, так и способствовать здоровому психическому развитию ребенка, поэтому крайне необходимым является знание о методах самопомощи и саморегуляции младшим школьникам для коррекции психо-эмоционального состояния.

В связи с этим, имеется несколько путей самопомощи и саморегуляции младшим школьникам для коррекции психо-эмоционального состояния по преодолению страхов: педагогические воздействия, волевая регуляция и самонаблюдение,  психотерапия (например, игровая коррекция (в том числе, куклотерапия и сказкотерапия), расслабление мимической мускулатуры, визуализация, арт-терапия (рисование, песочная и музыкальная терапия, лепка),  дыхательные (диафрагмальные) упражнения, а также различные программы коррекции и тренинги. Далее рассмотрим основные методы более подробно.

Педагогические воздействия.

Большая роль в данном методе должна принадлежать педагогам, задачей которых является в первую очередь проведение профилактической работы, недопущение возникновения у обучающихся необоснованных страхов по причине их слабой подготовленности к незнакомой ситуации или неуверенности в успешности ее выполнения.

        Очень перспективный и целесообразный прием по преодолению страха сделать что-либо не так: учитель отказывается от исправления ошибки, которую допустил обучающийся, а только фиксирует ее место. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что обучающийся сам их находит, выясняет причины возникновения и собственной рукой исправляет.

        Чтобы предотвратить страх «быть не тем...» учителю нужно постоянно оказывать ребенку знаки поддержки и одобрения. Похвала и поощрения должны быть сдержанными, и только за дело. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка.

        Групповые приемы работы при обучении на уроке, способствующие преодолению страхов перед  общением, сверстниками.

        Создание учителем условий для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед обучающимся такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы, так как они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития.

        Перед страхом не справиться с домашней работой целесообразно давать домашнее задание на основе индивидуального подхода и возможности выбора обучающимся определенных заданий.

        Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

        Детские страхи часто вызываются неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить планирование своей деятельности: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

        Использование рефлексии на каждом этапе урока.

        Использование соответствующих развивающих программ во внеурочной деятельности в частности касающегося такого направления как социальное развитие личности (прорисовывание, специальные упражнения, игры).

        Поддержание комфортного психологического климата на уроке.

        Данные приемы сопровождаются беседой как тематической, так и вызванной определенными обстоятельствами, приемами объяснения, проговаривания и рационализации, а также переключения внимания в сочетании с активной деятельностью.

        Волевая регуляция и самонаблюдение.

        К данному методу относится — формирование морального компонента воли. Задача воспитания состоит в том, чтобы придать волевым усилиям такую направленность, которая позволяет человеку, по словам И.М. Сеченова, совершить подвиг, несмотря на имеющийся страх. Таким образом, смелость, как волевое проявление состоит не в отсутствии сраха, а в способности управлять собой и своими действиями при  наличие какой-либо тревоги или страха.        

        Игровая коррекция.

        Игротерапия является самой эффективной коррекцией детских боязней. Ее можно применять на разных возрастных этапах и с детьми разного интеллектуального развития. Например, такие игры как «Прятки», «Жмурки» и т. д. В ее основе лежит возможность эмоционального выражения каждого ребенка.

        Куклотерапия — метод коррекции психо-эмоционального состояния детей с помощью кукол.

        Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы–марионетки, штоковые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие). [7]

Актуальные функции куклотерапии:

- коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе;

-  релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения;

        Сказкотерапия — один из действенных способов коррекции психо-эмоционального состояния через выражение ребенком своих чувств и ощущений через слово-образ, метафору.

        Сказка для ребенка не только средством развития памяти и воображения. Она помогает успокоится, снять эмоциональное напряжение, развивает его коммуникативные способности, формирует навыки преодоления конфликтных ситуаций. И, конечно, сказки должны быть добрыми.

        Расслабление мимической мускулатуры.

        Очень простой, но эффективный способ эмоциональной саморегуляции — это расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы и сознательно контролировать их состояние, можно научиться также управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше включается сознательный и произвольный контроль, тем более эффективным он оказывается. Любая эмоция меняет выражение лица, происходит это автоматически. Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, но стоит запустить реакцию самоконтроля, мимические мышцы начинают расслабляться. Нужна лишь предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов.

        Визуализация.

        Эффективным приемом эмоциональной саморегуляции является также использование приемоввоображения или визуализации. Визуализация — это создание в сознании внутренних образов, активизация воображения с помощью зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений или их комбинаций. Визуализация способствует активизированию у человека его эмоциональной памяти, помогает воссоздать ощущения, уже испытанные когда-то. Воспроизведя в своем сознании желаемые образы внешнего мира, можно довольно быстро отвлечься от напряженной ситуации и восстановить эмоциональное равновесие.

        Разновидностью визуализации являются, например, «сюжетное воображение», основанное на специальном использовании цвета, а также пространственных представлений в сознании человека. Эти сознательные представления, таким образом, окрашиваются в нужный цвет, который соответствует моделируемому эмоциональному состоянию. Важно знать, что цвет обладает сильным эмоциональным действием на нервную систему. Цветовые (звуковые, осязательные) ощущения лучше всего дополнять пространственными представлениями. Если нужно успокоиться, необходимо представлять открытое пространство (просторное небо, широкая площадь, морская гладь и т.д.). Для мобилизации организма помогают образы тесных и узких пространств с ограниченным горизонтом (ущелье, тесная комната). Применение этих приемов позволяет вызвать желаемое эмоциональное состояние в нужный момент (спокойное — просторный морской берег, бодрящее — летний пляж ярким солнечным днем). Важно вжиться в представляемую картину, прочувствовать и зафиксировать ее в сознании. Постепенно появляется состояние покоя и расслабленности , или — активности, мобилизованности – если того требовалось.

        Арт-терапия.

        Изотерапия — выражение ребенком своих чувств и ощущений с использованием художественных материалов, основанная на создании и исследовании творческого продукта ребенка. [4]

        Данный метод оперирует безопасными символами, легко пропускаемыми защитными механизмами сознания. Рисование как метод коррекции начинается с соответствующей беседы с ребенком. Фразы, внушающие страх, - «скажи, ты боишься...» следует заменять фразами «скажи, ты боишься или не боишься...». В качестве своеобразной психологической разминки можно предложить ребенку немного самостоятельно поиграть. Далее рисование. По итогам, например, рисование «как бы та поборол свой страх». 

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Для арт-терапии важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. [5]        

        Песочная терапия. 

        Работу с песочницей можно определить и как самостоятельный вид психологической помощи, и как часть терапии искусством, и как метод работы с детьми.  Необходимым дополнением к песку являются миниатюрные предметы. Они должны быть разнообразны и отражать все стороны жизни. Предметы располагаются на полках так, чтобы каждый из них был хорошо виден. Можно расставить их в определенном порядке, избегая жесткой упорядоченности, сковывающей свободу человека, использующего предмет.

Выбирая предметы для песочницы, важно четко представлять, что может олицетворять данная вещь, в чем ее символичность или важность, и тогда предметы для песочницы можно найти где угодно, например у себя дома. Мы всегда окружаем себя вещами, которые являются для нас символами, но не всегда понимаем, что они для нас значат. Одна из задач песочной терапии помочь человеку понять это.

В процессе работы с песочницей многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, работа с песком не требует никаких умений, поэтому клиент более легко соглашается на предложение консультанта обратиться к песку. Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов (по количеству участников). Групповая работа с песочницей создает атмосферу доверительности, целостности и приобщения к мудрости каждого отдельного участника группы в целом.

        Музыкальная терапия.        

        Как и другие виды терапии искусством, музыкотерапия имеет ряд преимуществ перед вербальными видами терапии. Она, во-первых, оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, и это воздействие не зависит от возраста, образования, интеллектуального развития. Во-вторых, музыка является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Например, музыкотерапию возможно использовать с детьми, страдающими аутизмом. В-третьих, музыка выполняет воспитательную функцию. Она отражает определенные жизненные ситуации, усиливает их эмоциональное восприятие, создает особенное отношение к ним. Можно многое понять в себе, если посмотреть на свою жизнь с точки зрения музыкальных предпочтений.

Музыкотерапия используется в практике как вспомогательное средство и как самостоятельный вид терапии.

Актуальные методов музыкотерапии.

- Методы, направленные на отреагирование, а также эмоционально активирующие.

-  Релаксирующие методы. При использовании релаксирующих методов важно правильно подобрать музыку: звуки природы или специальную музыку для релаксации.

-   Коммуникативные методы (способствуют улучшению взаимоотношений). Играя вместе на различных инструментах, группа постепенно включается в общий ритм, возникает единая мелодия, что важно для достижения групповой сплоченности.

        Лепка.

        Еще одним способом коррекции детских страхов является лепка объектов, вызывающих страх. На первых занятиях ребенку можно предложить выбрать тему самотоятельно. На последующих занятиях предлагается тема «слепи то, что тебя пугает или чего ты боишься». По окончании лепки младшему школьнику задается ряд вопросов по сделанной фигуре, далее предлагается двумя руками скомкать фигуру в один большой кусок.

        Дыхательные (диафрагмальные) упражнения.

        Дыхательные (диафрагмальные) упражнения способствуют расслаблению, помогают освободиться от тревоги и беспокойных мыслей. В сочетании с позитивной установкой дыхательные упражнения помогают выработать спокойный и позитивный взгляд на жизнь в целом.

        На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

        Существует множество упражнений для обучения ребенка расслаблению («Дудочка», «Корабль и ветер» и др.)

        Итак, в решении проблемы детских страхов существует необходимость комплексного подхода в психологической коррекции психо-эмоционального состояния детей младшего школьного возраста, в частности детских страхов, а также вовлечение всех участников образовательного процесса (и родителя, и обучающегося, и учителя, и педагога-психолога).

Список литературы:

1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка».  –  СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с; ил. ISBN 5-87852-130-Х

2. Ильин Е.П. Психология страха. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.: ил. ISBN 978-5-496-01515-8

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с. ISBN 5-89144-007-5

4. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие. - Спб.: Речь, 2014. - 64 с.

ISBN 978-5-9268-1281-4

5. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е. П. Кораблиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001 [Серия «Практическая психология]. — 319 с.

6.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассника. Автореф. дис. на соиск.  уч. ст. канд. психол. н. Ярославль, 2002. – 24 с.

7. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. – СПб.: Речь, 2007. – 218 с. ISBN 5-9268-0584-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Статья на тему:" Формирование основ характера у младших школьников".

В статье описано что выражают черты характера, чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера людей, как формируется характер ребёнка, каковы пути воспитания характера....

Статья на тему: "Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время".

Данная статья раскрывает возможности классных руководителей проводить занятия по формированию самооценки у младших школьников во внеурочное время....

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) д...

статья по теме:"Формирование учебной деятельности у младших школьников"

         В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами п...