Организация проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности как средство оптимизации культурно-образовательного пространства в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кончева Светлана Дмитриевна

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Организация  проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности как средство оптимизации культурно-образовательного пространства в начальной школе

С. Д. Кончева,
учитель,
МБОУ Лицей № 7 г. Саяногорска

Начальное образование - это фундамент дальнейшего общего и специального образования, характер, содержание и формы которого во многом определяют судьбу человека, его отношение к процессу познания, к миру. К первостепенным задачам, решаемым начальной школой относятся:

1. Освоение общеобразовательных программ учебного плана на уровне, достаточном для продолжения обучения на ступени основного общего образования.

2. Овладение общеучебными умениями и навыками, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3. Развитие личности ученика, его творческих способностей.

Основная задача начальной школы - так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Идея формирования культурно-образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность. Новые задачи школы, многообразие учебных заведений, учебных программ, учебников, социокультурные процессы, связанные с гуманизацией, развертывание информационного пространства являются также факторами, которые надо учитывать при выборе путей организации пространства. При этом думается, что культурно-образовательное пространство не может быть четко и однозначно описано, так как оно объективно обладает высокой степенью неопределенности: оно должно быть избыточным и многовариантным, что обеспечивает свободное развитие, а, следовательно, осуществление подлинно гуманистического образовательно-воспитательного процесса. В социально-педагогической плоскости становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс включения человека в социум и культуру, т.е. в социально-культурные институты, среду, различные виды культурной деятельности, способствующие социализации и самореализации личности. Я расскажу, как постепенно проходят этот путь мои ученики.

Дети начальных классов активно включаются в жизнь класса, школы; любят объединяться, сообща участвовать в творческой деятельности, проявляют интерес к общению с детьми, к творческим объединениям, кружкам. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Учитывая эти особенности младшего школьника, в 2006-07 уч. году, чтобы организовать культурно-образовательное пространство  для учащихся 1 класса, я разработала и апробировала проект экологической игры «Защитим природу Хакасии», продолжительностью в 1 год. Проектная деятельность осуществлялась на учебном и внеучебном материале, наряду с ней дети выполняли и другие виды деятельности – учебную, трудовую, исследовательскую и т.д. По опыту работы тысяч педагогов мы знаем, что организация коллективных творческих дел и развитие индивидуальности ребенка не противостоят друг другу, а взаимно усиливают положительный образовательный эффект. Основная идея игры заключается в том, что ребёнок попадает в специальное развивающее пространство и работает в нём, сотрудничая с учителем и  другими  детьми.

Цель игры: создание условий для творческого самовыражения личности, воспитание ответственного отношения к природе.

Экологическая игра «Защитим природу Хакасии»

 Этапы путешествия:

1.Знакомство с «Моей малой Родиной»: - презентации «Моя Хакасия»; экскурсии: по г. Саяногорску (пешая), в краеведческий музей г. Саяногорска, краеведческий музей Лицея №7; походы по родному краю: в зону отдыха Большого Карака, на берег Енисея, на природу за территорию г. Саяногорска; поездки: в краеведческий музей г.Абакана, на Саяно-Шушенскую ГЭС, Майнское рыбное хозяйство, в поселок Черемушки, посещение Абаканского театра «Сказка».

2. Исследование экологических проблем Хакасии и г. Саяногорска: - знакомство с «Красной книгой Хакасии», с заповедниками Хакасии, сочинения «Если бы я был волшебником…»

3.Практическая деятельность отряда «Муравьишки»: -поисковая работа экологических бед г. Саяногорска и фотосъемка этих проблем, конкурс плакатов «Защитим природу», практическая помощь природе г. Саяногорска: огораживание муравейников, посадка цветов и деревьев, уход за растениями, уборка территорий и газонов, развешивание скворечников и кормушек и т. д.

4. Итог игры - КТП «Друзья природы»

В результате этой игры первоклассники ощутили свою социальную значимость, научились составлять презентации на компьютере, повысили свою технику чтения, получили много полезной информации. Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Убедившись, что экологическая игра была первоклассникам интересна, я решила продолжать работу в этом направлении. Научно-исследовательская и проектная деятельность значительно расширяют культурно-образовательное пространство, и я широко использую это в работе со своим классом. Необходимое условие включения учащихся в проектную деятельность – дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе. Во втором классе работа над проектами строится с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности, предлагаются групповые и индивидуальные проекты. С учащимися выбирается тема, определяется цель, составляется план работы над проектом. Затем ребенок или группа занимаются проектной, научно-исследовательской или творческой деятельностью, учитель контролирует работу, оказывает необходимую помощь. Когда работа выполнена, дети выступают с презентациями перед одноклассниками, затем перед учащимися Лицея. В прошлом учебном 2007-08 году одна из групп учащихся моего 2 «В» класса выбрала тему для исследовательской работы «Здоровые зубы». Работа над этим проектом вышла за рамки Лицея, к сотрудничеству мы привлекли воспитанников МДОУ № 28, так как главной целью наших занятий была помощь детям в установлении навыков правильного ухода за зубами с раннего детства. Так мои учащиеся сами расширили своё культурно-образовательное пространство. Мы разработали программу для дошкольников «Как сохранить здоровые зубы», которая состояла из 6 занятий. На этих занятиях ребята рассказывали малышам о том, как правильно ухаживать за зубами, проводили вместе с ними опыты, организовывали практические занятия. Родителям малышей очень понравилась наша работа, и мы услышали от них много слов благодарности, да и родители нашего класса отметили, что теперь ребята сами спешат чистить зубы по утрам и вечерам, пьют молоко и стараются выбирать полезные для зубов продукты. А одна из мам, которая работает стоматологом, взяла эту программу на вооружение, чтобы организовать профилактическую работу с детьми нашего города.

Далее опять расширяю культурно-образовательное пространство, уже предлагая детям участие в региональных и федеральных конкурсах и фестивалях.

Наши выходы проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности:

1.Участие в поисково-исследовательской работе школьного музея

2.Работа в местном социуме (совместная проектная деятельность с воспитанниками МДОУ№28)

3.Работа в НОУ «Начало» МОУ Лицей №7

4.Ежегодное участие во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

5.Участие во II Интеркультурном Фестивале «Радуга» в г. Абакане

6.Участие в Республиканском детском экологическом Форуме «Зеленая планета 2008»

7.Участие в Республиканском  фотоконкурсе «Зеленая планета глазами детей».

8.Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Почта в кругу семьи» в 2008г.

9.Участие во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» в 2008-09 уч. г.

10.Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой», организованной государственным природным заповедником «Хакасский» в 2008-09 уч. г.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Умения, которые дети приобретают в процессе проектной деятельности, являются необходимыми в современном мире:

1.генерировать идеи, выбирать лучшее решение

2.сотрудничать в процессе деятельности

3.оценивать ход, результат своей деятельности

4.самостоятельно осуществлять поиск нужной информации

5.выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности

6.проектировать процесс, планировать свою деятельность.

 Проектная и исследовательская деятельность является составной частью современных педагогических технологий, что позволяет не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность, формировать определенные личностные качества своих воспитанников. В результате этого ребенок сам себя принимает как ценность и становится уверенным и деловым. Считаю необходимым продолжать работу в этом направлении и далее.

Литература:

 1.Воронина Е.В. Педагогический совет в системе работы школы: В помощь начинающему администратору. – М.: 5 за знания, 2007. – 176с. -  (Методическая библиотека).    

2.Кудрявцев В.Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта //Магистр, 1998, №3. с.65-75.

3.Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.:КАРО, 2005. – 96 с.

4.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997.-192с., ил.

5.Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М. К. Господникова и др.- Волгоград: Учитель, 2008.- 131 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...

Региональный конкурс научно - исследовательских, проектных и творческих работ старших дошкольников и обучающихся 1-6 классов общеобразовательных школ и гимназий.«Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой»

Проектные работы учеников начальной школы содержат  введение, основную часть, выводы, заключение, список используемой литературы, приложение и презентации....

Региональный конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край – моя Россия»

Тема: Сельский механизатор – это великая профессияАвтор: Алеев Ришат Рауфатович, ученик 5 класса.Руково...